В. Теория трагедии

Важнейшим из искусств классицисты считали трагедию. Классицисты достигли огромных успехов в данной сфере искусства. Мольер, Расин, Корнель до сего дня остаются классиками жанра, а их произведения продолжают сценическую жизнь. Но заслуга создания теории трагедии принадлежит Буало.

Трагедия, равно как и комедия, принадлежит к сфере драматического, является литературным жанром. Литературные жанры Буало делит на два рода – высокие и низкие. Примером высокого жанра является трагедия, низкого – комедия. В трагедии используется поэтическая речь, возвышающее действие над привычной реальностью. В комедии допускается проза, речь, родственная обыденности. Впрочем, классицисты подчеркивали, что оба жанра обладают значительным социальным смыслом, связанным с гражданским воспитанием зрителей. Трагедия способствует очищению души от пагубных страстей. Основной стержень трагедии – конфликт между чувством и долгом. Долг осознается личностью в результате осмысления роли человека в государстве, он определяется в связи с той ролью, с теми обязанностям, которые выполняет данный конкретный человек. Трагическая коллизия с вытекающими последствиями – гибель героев – возникает тогда, когда герой забывает долг, забывает то, что он должен делать и поддается влечению страсти. Его действие, детерминируемое страстью, и будет той самой трагической ошибкой, о которой писал Аристотель. Герой не совершает этой ошибки в обычном смысле этого слова, ибо ошибается, по общему правилу, рассудок, который выбирает линию поведения, не учитывая какой-либо существенный аспект сложной реальности, в которой он действует. Сильная страсть делает человека безумным. Он не думает, не выбирает, а следовательно, и не ошибается в принятом смысле этого слова. Он действует по велению страсти, он – раб страсти. И он гибнет, совершив трагическую ошибку.

Нельзя не отметить, что концепция трагедии, выработанная классицистами, существенно отличалось от античной. И различие это предопределяется серьезными мировоззренческими основаниями. В пору своего расцвета греческая философия пришла к идее, согласно которой человек не несет нравственной ответственности за результат своего поступка. Главное намерение, главное стремление делать добро, а что будет в результате - от нас не зависит. Роковое стечение обстоятельств может даже высоконравственное деяния человека "лучшего из существующих" сделать "трагической ошибкой". И таков закон бытия. Классицисты же очищают содержание трагедии от мистического, рокового элемента. Их теория более реалистична - причиной трагедии являются страсти, затмевающие разум.

Трагедия, показав ясно и зримо гибель героя, находящегося под воздействием страсти, участвует в воспитании зрителей. Попросту говоря, она воспитывает на отрицательном примере. Но рафинированная эстетика классицизма объясняет социальный смысл трагедии весьма тонко и обоснованно. Трагедия воспитывает гражданина через «катарсис», т.е. очищение. В своей «Поэтике», главной книге для классицистов, Аристотель, определяя трагедию, написал, что в ней, «посредством сострадания и страха происходит очищение (катарсис) подобных аффектов». Классицисты эту глубокую мысль, недостаточно разъясненную, и поэтому открывающую массу возможностей для толкования, интерпретируют следующим образом: созерцающий трагедию зритель сострадает героям, которые, будучи «людьми лучшими из существующих», под влиянием сильной страсти попадают в беду. Боится же зритель за себя, ибо наблюдает тот же аффект, страсть, которая губит героя. Точнее, он боится совершить ту же ошибку, что и герой. Таким образом, сострадание и страх заставляют обдумать собственный психический мир, очистить его от возможной бури пагубных страстей.

Комедия же очищает зрителей от мелких недостатков, которые присутствуют у каждого человека, хотя, нужно признать, что "в классическом мире нет мелочей". Осмеяние же данных недостатков по сути своей является своеобразным способом их преодоления. Комедия демократична, она строится на материале современной жизни, не требует какой-либо специальной подготовки для восприятия. Ее герои, действующие лица, - простые люди. Их ошибки не влекут за собой трагедию, гибель. В комедии осмеивается безобразное, некоторое искривление, часто безобидное искривление прекрасного. Но комедии ставили для того же состава публики, что и трагедии. Сам король-солнце Людовик XIV посещал постановки комедий, а Мольера был королевским комедиографом.

Некоторые искривления сопровождают жизнь любого человека, но в суете жизни, в силу понятной недостаточности самокритики, они часто не заметны нам. Мы склонны слишком придирчиво относиться к другим, но не к себе. Комедия позволяет поправить дело. В ней мы «смотримся в зеркало», мы видим свои недостатки глазами других людей, и изживаем их с помощью смеха. Чуть-чуть перефразируя известную фразу бессмертного гоголевского героя, - в комедии мы «над собой смеемся».

Но не все жанры комического Буало относит к низким. Кроме комедии существует еще и сатира. Сатира связана с художественным отрицанием весьма существенных недостатков реального бытия. Вообще сатира отрицая недостаток, уничтожает носителя порока. Но не всегда. Для уравновешенного классицизма главным сатирическим жанром является басня. Басня в аллегорической форме повествует о пороке, который существует из века в век, который свойствен всем, изжить его чрезвычайно трудно, ибо он имманентен природе человека. Но изживать его надо. Всеобщность порока требует от сатирика отказаться от реалистической предметности изображения. Общее зачастую отражается с помощью аллегории - мартышки, медведи, лисы, петухи и проч. "умные животные" заполняют художественное пространство басни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: