Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

А. Общая характеристика культуры




Культура, как уже отмечалось выше, развивается не по прямой восходящей линии, а по спирали. Верхняя часть спирали содержит процессы, параллельные и подобные тем, которые происходили в низшей ее части, но в силу влияния предшествующего развития – более совершенные. Культура классицизма является своеобразным и, нужно признать, вполне сознательным повторением культуры античности.

Тут можно, в целях объяснения, применить теорию знаменитого русского мыслителя М.М. Бахтина. Он полагал, что способ, форма развития культуры - диалог. И в этом постоянном диалоге культур данная конкретная национальная культура раскрывает свои потенциальные возможности. Так, античная культура в эпоху классицизма своеобразно раскрыла себя на итальянской, французской, немецкой и т.д. национальной почве.

Слово "классический", буквально значит, образцовый. Для представителей классицизма образцом была культура Древней Греции и Древнего Рима. Классицизм, как общественное, точнее, социо-культурное явление возник в XVI веке в Италии, но своего расцвета он достиг во Франции в XVII веке, во время правления двух Людовиков – XIII и XIV. Затем классические традиции в той или иной степени проявили себя во всех странах Европы, включая Россию.

В момент появления основных интуиций классицизма в духовной культуре Франции господствовал рационализм, учение, согласно которому разум является единственным адекватным средством решения возникающих в культуре проблем. Рационализм проник во все сферы культуры классицизма, даже в искусство. Основоположником рационализма Нового времени был французский математик и философ Рене Декарт. Декарт разработал особый, рационалистический метод исследования, который нашел широкое распространение в культуре, и мыслился классицистами в качестве универсального.

В искусстве, в художественной культуре огромное значение принадлежит эмоциям, чувствам. В этом смысле искусство не является самым удобным предметом для рационалистического осмысления. Но и в нем есть вполне рациональные, даже математические моменты, как доказал древнегреческий философ Пифагор. Присутствие названных моментов, по мысли классицистов, позволяет включить искусство в сферу применения рационального метода. В процессе рационального осмысления художественного творчества выяснилось, что античный мир создал искусство, вполне понятное, вполне объяснимое, а следовательно, и соответствующее идеалам разумности. На этом основании был выдвинут и обоснован тезис: античному миру открылся закон красоты. Этот закон по своей сути является объективным, даже природным. Он вечен; он суть закон для всех времен и народов; он не зависит от воли, желаний, устремленности человека, да и вообще человеческой субъективности. Следовательно, по мысли классицистов, новое искусство должно строиться в духе этого закона, как продолжение античного, в стиле античного.




Данная логика были использована не только применительно к искусству - классицисты применили ее в деле устройства политической жизни: политические институты устраиваются в духе рационализма, в традициях античного мира. Таким образом, античный мир становится своеобразным образцом для всей культуры эпохи классицизма.

Главные авторитеты, на которые опиралась духовная культура классицизма - Аристотель и его римские последователи Вергилий, Гораций и др., - не разработали детальной теории искусства, но заложили некоторые наиболее существенные подходы к его осмыслению. Неслучайно названные авторы были изучены классицистами в возможно полном объеме. Другой, собственно художественный источник исследования – античное искусство. Изучение последнего способствовало появлению искусствоведения не только в качестве умозрительной дисциплины, существующей в русле эстетического знания, но и в качестве специальной, эмпирической науки, исследующей искусство.

Кроме того, процесс рационализации художественной культуры позволил развернуть систему образования, в том числе и художественного. В связи с изучением искусства античности возникли учебные заведения, продолжающие, по мысли классицистов, традиции древней Греции и Рима. В качестве такового можно назвать академию (название берет от «академии» Платона). Во Франции учебные заведения приобрели государственный статус. Данные учебные заведения не были простой школой для малолеток. Академии по своей сути являются объединением художников. Такие объединения существовали и продолжают существовать в искусстве и науке. Первую французскую государственную академию открыл кардинал Ришелье в 1630 году. Это была академия французского языка. Она была призвана упорядочить систему государственного языка в стране и тем самым послужить государственной пользе, облегчить действия централизованной государственной власти.



Художественные академии выполняли следующие функции. Во-первых, они стали школой по изучению античного наследия, местом научного обсуждения художественных проблем; во-вторых, они функционировали в качестве учебных заведений; в-третьих, академии были тем важнейшим социальным институтом, с помощью которого искусство подчинялось государственному интересу.

Впрочем, действия государства в области искусства, в период классицизма, были вполне цивилизованными. Академия давала известное положение деятелю искусства. Она экономически, имущественно защищала его. На заседаниях академии присутствовал король, а всесильный министр финансов Кольбер выступал с докладами по вопросам искусства.

Но какой смысл в том, чтобы воспроизводить античные образцы? Понять ответ на данный вопрос поможет учет следующие немаловажные обстоятельства. К XVII веку античная культура на территории Европы была фактически уничтожена. Ведь почти 1,5 тысячелетия античное искусство было в забвении. Здания были или разрушены, или перестроены. Скульптурные изображения были, фактически, превращены в памятники-инвалиды с отбитыми головами, руками, ногами, носами и проч. Более того, территория Древней Греции попала под контроль мусульманского мира, была оккупирована Турцией, стала недоступной не только для просвещенных любителей искусств, но и для исследователей. Точного представления о музыке не было. Правда, остались литература и театр, точнее, драматургия (театр в литературном варианте). Но их также следовало возродить, хотя бы в том смысле, что необходимо было перевести древние тексты на современные языки. Но данный перевод был совсем не простым делом. Ибо потребовал навыков художественного перевода, "перевоплощения в шкуру" древних авторов, совершенствования новых национальных языков в духе традиции Древней Греции и Рима.

Б. Главным теоретиком искусства классицизмабыл Николя Буало. Он сам был поэтом, что не мешало ему заниматься теорией искусства. Он написал, точнее, изложил в стихах трактат «Об искусстве поэзии». И своим названием, и, в известной мере, - содержанием этот трактат суть подражание Аристотелю и Вергилию. Трактат содержит свод правил по созданию классического произведения искусства. Первое, основное правило гласит – искусство должно быть возвышенным, не таким, каким является мир. И в этом смысле поэзия является высшей формой литературной деятельности, ибо в жизни мы говорим прозой. Поэтически выраженная мысль поднимает искусство над жизнью. Небезынтересно заметить, что такую же функцию выполняет постамент в скульптурном изображении реальности (человека).

Буало и другие классицисты полностью принимают аристотелевское определение прекрасного как согласие частей в целом. Классицисты необыкновенно высоко ставили формальный элемент гармоничности, формальное соблюдение правил симметрии и проч. Они не без основания полагали, что гармония как свойство красоты возвышает предмет над реальной, обыденной жизнью. Понятие гармонии, правда, трактовалась ими излишне рационалистически. Вообще рациональный момент в искусстве ставился, как уже отмечалось, выше эмоционального. Очень ценилась продуманность как содержательного аспекта художественного произведения, так и формального, стилистического.

В живописи, в частности, главным элементом называют рисунок, а не колорит. И это понятно: рисунок дает представление о предмете, он родственен понятию о нем, ведь одним из способов определения понятия (точнее, способом, сходным с определением) является иллюстрация. Нужно признать, что логика классицистов была вполне убедительной, и оправдала себя в дальнейшем, когда были развернуты исследования природы, а также археологические изыскания. Карандашный рисунок сделался научным фактом. Колорит обращен к чувствам, игра красок, вызывает игру эмоций, чувств. В музыке на первый план выходит композиция, гармония, связанная, пусть и косвенно, с математическим разумом. Нюансировка, обращенная к чувствам, остаются на втором плане. Точнее, даже так – нюансировка, без которой музыка утратит свою выразительность, была весьма изощренной, тонкой, без резких контрастов. Бурные апассионатные динамические взрывы, способные вызвать в сердце слушателя столь же сильные страсти, не использовались, ибо сильные, затмевающие разум чувства классицисты не одобряли.





Дата добавления: 2015-05-30; просмотров: 478; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете??? 8243 - | 7210 - или читать все...

Читайте также:

 

34.201.121.213 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.002 сек.