Б. Наука

Интенсивная религиозная жизнь эпохи была сопряжена со столь же интенсивным развитием науки. Тенденция к освобождению, характерная для культуры в целом, необыкновенно плодотворно сказалась в данной сфере духовной деятельности. Первое, на что нужно обратить внимание, - тенденция к возрождению духа творчества, духа исканий, который, безусловно, присутствовал в трудах основателей греческой науки, но во многом исчез во времена средневековья. Средневековые ученые знали Платона, они даже "возродили" Аристотеля, но относились к нему исключительно как к авторитету. Они воспроизвели в своей культуре науку Аристотеля, все, что открыл этот мыслитель, но развивать аристотелевскую систему знаний не стали. Дух открытий был утрачен. Наука как свободный личностный поиск истины ради нее собой, наука как знание критическое и проверяемое перестала существовать. Наука превратилась в систему готовых знаний. А вот деятелям Возрождения удалось возродить дух античной науки. К античным знаниям они отнеслись творчески. И в науке они преуспели.

Но был еще один – и весьма существенный момент. Новая наука включилась в процесс совершенствования жизни. Причем дело уже не ограничивалось нравственным миром человека, как это было в эпоху Средневековья. Как уже отмечалось, изучая природу, изучая жизнь, ученые пытались использовать полученные знания в совершенствовании ее. Это же касалось и общественной жизни. Данная идея получила глубокое обоснование в философии.

«Наука наук, искусство искусств», философия в эпоху Возрождения получила существенное развитие. Самые знаменитые философы эпохи: Лоренцо Валла (1407-1457), Марселио Фичино (1422-1495), Пико делла Мирандола (1463-1495), Леонардо да Винчи (1452-1519), Эразм Роттердамский (1469-1536), Мишель Монтень (1533-1592), Николай Кузанский (1401-1464), Джордано Бруно (1548-1600).

Развивая специальные науки, деятели Возрождения зачастую начинали почти с нуля. Казалось бы, в философии мы должны наблюдать иную картину. Ведь античная философская традиция существовала все долгое время средневековья. Однако нужно признать, несмотря на то, что изучение античных авторов продолжилось в эпоху Возрождения, их собственное философское творчество опиралось на другую интуицию, то есть на иные, чем в античности и средневековье самоочевидные знания, - на интуицию свободного, изменяющего мир субъекта. И этим субъектом был человек. Из данной интуиции постепенно вырастает гуманистическое учение, согласно которому главной божественной характеристикой в природе человека является его творческая способность. Человек в этом смысле наследует дело Бога, продолжает его. Бог как великий художник создал природу, создал космос. Но творение мира продолжается. Его продолжает человек, а конкретно – человек гениальный, наделенный божественными творческими потенциями. Но человек, прежде всего, творец самого себя. Он единственный из тварных существ не получил определения от Бога. Он определяет себя сам: может влачить жалкое почти растительное существование, но может достичь уровня богоподобного существа. Данное построение, будучи одной из главных в идеологии гуманизма, конечно, поспособствовало утверждению творческого духа в науке в эпоху Возрождения.

Другое весьма существенное для развития науки Нового времени философское построение – пантеизм (всебожие). Согласно пантеистическому мировоззрению, бог растворен в природе, в том смысле, что является ее законом. Поэтому изучение Бога, как истины, не должно ограничиваться только Библией. Наука переориентируется с Библии на изучение природы.

И здесь, в изучении природы, наука Возрождения достигла, пожалуй, самых существенных результатов. Довольно быстро был сформулирован метод исследования, до сего дня остающийся классическим. Возникло новое, опытное естествознание, опирающееся на наблюдение и эксперимент. В практике научных исследований развитие нового естествознания было тесно связано с развитием математики. Этот процесс можно наблюдать уже в научной деятельности Николая Кузанского (ХV в.) и Леонардо да Винчи (к.ХV-н.ХVI в.). Новое естествознание возникло как математическое, то есть как разложение опытных данных на количественные элементы, построение математических законов явлений и опытная их проверка. Таким образом, в практике науки опытное наблюдение и отвлеченно-логический анализ нашли свое плодотворное сочетание, и методология естествознания нашла себе точное выражение в трудах великого естествоиспытателя Галилея (н. ХVII в.). В самых общих своих интенциях данная методология сохранилась до наших дней. Поэтому современные ученые по праву считают себя наследниками ученых эпохи Возрождения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: