В. Искусство

Наивысших достижений эпоха Возрождения достигла в области искусства. Справедливо считается, что большинство самых выдающихся произведений мировой художественной культуры было создано именно в эту, трагическую для Европы эпоху. Простое перечисление гениальных художников займет несколько страниц. Но среди них есть и такие, о существовании которых "знают все" - Леонардо, Рафаэль, Микеланджело, Шекспир, Сервантес…

Именно в искусстве гениям Возрождения удалось реализовать свои самые смелые упования, связанные с совершенствованием мира земного. Именно в их искусстве этот мир стал прекрасным, почти Божественным. Немаловажно и то, что прекрасное искусство Возрождения повествует о земном мире, возвышает земную жизнь, выискивает красоту в этом мире, прежде всего в природе.

Важнейшие духовные концепции эпохи - пантеизм и гуманизм - удивительно ярко раскрылись в искусстве. Пантеизм обострил внимание художников к красоте природы. Интенция пантеизма способствовало тому, что чувственная сфера мира была реабилитирована. Если мировоззрение, господствующее в средневековье, относилось к чувствам данной реальности с недоверием, то гуманисты наоборот крайне высоко ставили чувственный опыт. Логика пантеизма потребовала нового отношения к природе. А логика гуманизма, в свою очередь, заставила уважительно относиться к чувственной, эмоциональной сфере человеческого духа. Но рациональный элемент также не отвергался. Гуманисты стремились к синтезу, в частности, к идеалу гармонически развитой личности. И не случайно Леонардо трактовал живопись как одну из наук. По его мысли, научный анализ разлагает природный предмет и дает в этом смысле знание неполные, точнее, знание о частях целого. Лишь живопись восстанавливает природу в ее целостности, в том виде, в котором она существует, может быть точнее, - потенциально существует, т.е. должна существовать. Осуществление указанной потенции - гениальное произведение живописи.

Именно в искусстве гуманистам удалось органически соединить античную культуру (точнее, то, что от нее осталось) с христианскими гуманистическими идеалами. Ярко и зримо данный опыт представлен в новых архитектурных решениях Рима, выполненных по проектам Микеланджело (например, "Лестница в небо"). Выдающийся флорентийский художник соединил руины древнего Капитолийского холма с христианскими религиозными постройками в единый выразительнейший и концептуально оправданный архитектурный комплекс: из развалин языческого Рима вырастает чудо нового мира - христианский Рим, купол собора св. Петра…

Существенной чертой искусства Возрождения является интенция творчества. Художник видит себя продолжателем дела Бога по творению мира, точнее, по его совершенствованию. Он выискивает красоту в природе и ее увековечивает в своем произведении; он преобразует, одухотворяет природный материал, создавая скульптуры из камня и метала. Творчество становится одним из главных культов эпохи. И неслучайно, пожалуй, самая знаменитая книга Леонардо "О живописи" начинается со слов великого флорентийца: "Жалок тот ученик, который не превзошел своего учителя".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: