Ф. Тютчев

13. Дух... борется с темными силами материальной природы и поко­ряет их себе (а не различает только себя от них). (В.Соловьев)

14. Во всех этих формулировках культура ("свет", "космос", "сознание", "теургия", "искусство" и "шестое чувство") преображает при­роду (соответственно, "темноту", "хаос", "бессознательное", "стихии" и "психологию с пятью чувствами"). Интересные результаты дал бы ана­лиз метафорических терминов (типа "покорять", "оформлять", "очищать", "ограничивать", "управлять"...), использовавшихся для опи­сания операции, которую культура призвана совершать над природой. (Идеология русского модерна)

15. История человечества есть убийство им природы, и чем меньше
природы среди людей, тем человек человечнее и имя его осмысленнее. (А.Платонов)

16. Выпустить новое, "улучшенное издание" человека — это и есть дальнейшая задача коммунизма. (Л.Троцкий)

17. Человек превратился в сверхчеловека... Но сверхчеловек, наде­ленный сверхчеловеческой силой, еще не поднялся до уровня сверхче­ловеческого разума. Чем больше растет его мощь, тем беднее он стано­вится... Наша совесть должна пробудиться от сознания того, что чем больше мы превращаемся в сверхлюдей, тем бесчеловечнее мы стано­вимся. (А.Швейцер)

18. Мы представляем собой общество заведомо несчастных людей: одиноких, снедаемых тревогой и унынием, способных только к разру­шению и постоянно ощущающих свою зависимость, — людей, кото­рые радуются, если им удалось как-то убить время, которое они так усиленно стремятся сэкономить. (Э.Фромм)

Результаты своих исследований запишите в табл. 1.

Таблица 1

N текста Автор Ключевые слова Адаптивная модель Деструктивная модель Нейтральная модель
           
……………… …………….. ……………… ………………. …………….. …………...

Сформулируйте собственное определение культуры, обратив при этом особое внимание на адаптивные/деструктивные ее свойства; или выберите из предложенной подборки определений то, которое наибо­лее созвучно вашим убеждениям; объясните ваш выбор.

А н т и н о м и ч н о с т ь культуры — "выражение внут­ренней сложности культуры, представляющей собой многоаспектный феномен. Антиномия как единство двух противоречащих друг другу, но одинаково обоснованных суждений находит свое выражение в культуре" (Культурология. XX век: Словарь. СПб, 1997. С. 35—36). Внутреннюю противоречивость культуры в целом и всех ее состав­ляющих в отдельности, на наш взгляд, было бы точнее определять че­рез понятие амбивалентности (амби — двойственность, valentia— си­ла), которое использовал, например, Н. Бердяев для характеристики русского национального характера в контексте развития русской куль­туры. Понятие амбивалентности указывает на одновременное сущест­вование двух разнонаправленных, противоположных, но равных по ве­личине и силе воздействия векторов культуры, которые, находясь в равновесии, определяют стабильное развитие культуры.

Задание 2. Оцените следующие культурные феномены с позиции адаптивности/деструктивности их роли в жизни людей и по отношению к природе человека и окружающей среде. Раскройте антиномичность культу­ры через анализ двойственной природы этих феноменов.

1. Миф 8. Мораль
2. Война 9. Религия
3. Мода 10. Революция
4. Философия 11. Традиция
5. Наркотики 12. Использование природных ресурсов
6. Наркомания 13. Молодежная контркультура
7. Системы и средства массовой коммуникации  

По результатам своих исследований заполните табл. 2

Таблица 2

Феномен культуры Адаптивные функции Деструктивные функции Адаптивные и деструктивные функции Объяснение
         
         

Задание 3. Сформулируйте наиболее существенные, на ваш взгляд, признаки адаптивности/деструктивности культуры. Воспользуйтесь при этом следующими признаками:

1. Культура делает человека зависимым от общества, в котором он живет.

2. Культура дает человеку возможность развивать свои творческие способности.

3. Культура воспитывает в человеке потребности, которые не при­сущи ему от природы, а иногда являются противоестественными.

4. Культура позволяет человеку выжить.

5. Культура выделяет человека как биосоциальное существо из жи­вотного мира и позволяет ему организовать свою жизнь по законам, основанным не на принципах биологического естественного отбора, а на постулатах морали.

6. Культура выделяет человека из природы и дает ему ощущение превосходства над природным миром, которым человек пользуется во вред самому себе и окружающей его среде.

7. Культура позволяет человеку обманывать самого себя, создавая мифологию, философию, идеологию, искусство, науку, религию.

8. Культура с помощью многочисленных нравственно-этических и социально-политических запретов подавляет природу человека, тем самым разрушая его целостность.

9. Все явления культуры двойственны: они содержат как положи­тельные для человека и человеческого общества компоненты, так и от­рицательные.

10. Научно-технический прогресс неизбежно приводит человечест­во на грань самоуничтожения.

11. Развитие науки и техники позволяет человечеству изыскать до­полнительные ресурсы для наиболее полного удовлетворения его рас­тущих потребностей.

12. Культура делает человека лучше, чище и благороднее.

13. Культура позволяет человеку преобразовывать окружающий мир, улучшая его.

14. Культура позволяет человеку преобразовывать окружающий мир, нарушая законы его естественного развития.

15. Культура обеспечивает прогресс человеческого общества.

16. Культура обеспечивает человеку внутренний комфорт, дает ему духовные и идейные опоры существования.

17. Культура дает человеку средства и способы познавать мир и се­бя самого.

18. Культура снижает естественные адаптивные качества человека, данные ему от природы, и тем самым делает его беззащитным перед природой.

19. Культура порабощает человека, управляет им.

20. Культура создает человеку условия для свободной реализации его задатков и способностей.

21. Культура удерживает человека от саморазрушения и от уничто­жения себе подобных.

Заполните табл. 3.

Таблица 3

Адаптивные признаки культуры  
Деструктивные признаки культуры  

Задание 4. Попробуйте найти аргументы для защиты или опровержения истинности следующих тезисов:

1. Изобразительное искусство, как и все прочие виды искусств, полезно для человека и пробуждает в нем чувство прекрасного.

2. Развитие различных отраслей науки всегда происходит во благо человека и служит развитию общественного прогресса.

3. Любая музыка действует на человека благотворно.

4. Каждый человек – творец собственного счастья.

5. Согласного судьба ведет, а несогласного – тащит.

6. Только избранные люди могут творить шедевры культуры, народ – лишь потребитель этих произведений.

7. Наркотики – это источник горя и страданий. Необходимо уничтожить все наркотические вещества в мире.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: