Б. Позитивизм

Романтизм господствовал в Европе лишь в первой половине 19 века. Постепенно, в связи с прогрессом науки и техники, в культуре на первый план выходит другое, не романтическое умонастроение. Ему свойствен оптимизм, вера в будущее. И этот оптимизм был непосредственно связан с успехами положительной, опытной науки. Соответственно, новое направление в европейской культуре получило название «позитивизм», а позитивное "переводится" как положительное.

Позитивизм, как и большинство новых духовных направлений, критически отнесся к предшествующим достижениям культуры. В этой критике позитивисты зачастую явно «перегибали палку». Так, основатель позитивизма французский ученый Огюст Конт (1798 - 1857) полагал, что философия, которую прежде считали «наукой наук и искусством искусств» исчерпала возможности своего творческого развития. Задача философии - создание цельного научного мировоззрения. Философия обосновывает концепцию мира умозрительно. Конт же полагал, что эту важнейшую для человека задачу философия выполняла раньше, пока положительная наука, опирающаяся на опыт, не охватила в своем познавательном движении все бытие, весь мир, т.е. не сделала его (весь мир) предметом исследования. В 19 веке уже не было фрагмента бытия, который бы не исследовала специальная наука. И даже такой, казалось бы, вечный философский предмет, как душа человека, стали в 19 веке предметом пристального изучения опытных наук – психологии и физиологии. Таким образом, цельное научное мировоззрение должно складываться как сумма выводов специальных наук, как сумма выводов, подтвержденных опытным путем.

Отвергнув философию в качестве творческой, развивающейся науки, позитивизм, конечно, полностью отказался от религии. Религии просто не нашлось места в новом мировоззрении. По большому счету позитивизм продолжает линию критики религии просветителей-атеистов. Но критика эта уже не столь остра в виду «самоочевидности вопроса». Однако отвержение христианского мировоззрения предполагает дальнейшие поиски в области нравственности, ибо традиционная нравственность опиралась на христианское, религиозное миросозерцание. В русле позитивизма разрабатываются несколько интересных подходов к данной проблеме (прагматизм, теория разумного эгоизма и проч.).

В области искусства позитивное направление ярче всего сказалось в литературе, которую стали называть «натуралистической». Натурализм стал относиться к жизненной реальности фотографически. В этой фотографичности также присутствует сциентический (научный) элемент. Ученый собирает и анализирует факты. Так же и писатель пытается собрать и как можно более точно описать фактическую сторону жизни. И в этом описании у талантливых представителей натурализма прослеживается весьма существенный эстетический смысл. Но само направление художественного отображения реальности у натуралистов поначалу было противоположным традиционному. Традиционная эстетика полагает, что искусство возвышается над реальностью. Предмет, отображенный в искусстве, приобретая свойство прекрасного, поднимается, возносится над обыденностью. Художественный прием (например, стихотворное изложение) мыслился как средство возвышения художественного мира над реальностью (ведь в жизни-то стихами не говорят!). Натурализм же отказался от возвышающих приемов. Искусство в прямом смысле этого слова врастает в жизнь, смешивается с нею.

Огромную роль в преобразовании искусства принадлежит изобретению фотографии (1839 г.). В фотографии видели новое искусство, соответствующее требованию времени. Следует обратить внимание на то, что фотография своеобразным образом повлияла на развитие живописи. Принято считать, что новое направление в живописи – импрессионизм – возникло непосредственно под влиянием фотоискусства. Ведь реалистическая живопись, была подобной фотографии, то есть отображала жизнь таковой, как она есть. Появление фотографии заставило живописцев искать новые пути. И этот поиск увенчался открытием нового стиля – импрессионизма. Несмотря на убедительность подобного объяснения, оно не может быть полностью принято, ибо не учитывает того новаторского поиска в живописи, который наблюдается уже в романтический период. Один из ранних представителей импрессионизма У. Тернер в работах 1820-1840 (т.е., еще до изобретения фотографии) годов предвосхитил творческие идеи знаменитых французских импрессионистов более позднего времени.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: