По данной теме необходимо изучить характерные черты древнеегипетской цивилизации, мифологию и религиозные воззрения древних египтян, особенности искусства и научные достижения египтян.
По данной теме необходимо:
знать: характерные черты и особенности культуры Древнего Египта; пользоваться понятийным аппаратом по теме;
уметь: определять типологические черты культуры
Литература: [8], [9], [18], [51], [53], [64]/
Вопросы для самопроверки
1. Назовите периоды наибольших подъемов культуры Древнего Египта.
2. Характерные черты древнеегипетской цивилизации.
3. Причины устойчивости древнеегипетской культуры.
4. Древнеегипетская мифология и религия и их роль в развитии духовной культуры общества.
5. Религиозная реформа Эхнатона (Аменхотепа IV), её причины и следствия.
6. Охарактеризуйте особенности искусства Древнего Египта.
7. Научные достижения древних египтян.
ТЕМА 7. ИНДО-БУДДИСТСКАЯ КУЛЬТУРНАЯ ТРАДИЦИЯ
Основные виды религиозно-философских представлений, характерных для индийской культуры. Ведизм. Брахманизм. Буддизм. Индуизм.
|
|
Основные этапы развития культуры Древней Индии: цивилизация Хараппы, культура периода ведической литературы. Эпохи, отмеченные распространение буддизма (эпоха Маурьев, Кушанское царство). Эпоха распространения индуизма (Гуптская империя). Эллинистические и мусульманские влияния на культуру Индии.
Художественная культура Древней Индии. Эпос Древней Индии («Махабхарата», «Рамаяна»). Символический характер древнеиндийской скульптуры и архитектуры. Место вокальной музыки, танца, театра в художественной культуре Индии.
Научные достижения Древней Индии. Индо-буддистская традиция в культуре ХХ века.
Методические рекомендации по изучению темы
Освоение темы требует рассмотрения следующих вопросов: основные этапы развития Древней Индии; основные религиозно-философские направления, характерные для индийской культуры; символический характер древнеиндийской скульптуры и архитектуры; эпос Древней Индии.
По данной теме необходимо:
знать: характерные черты индо-буддийской культурной традиции;
уметь: определять типологические черты культуры; пользоваться понятийным аппаратом данной темы
Литература: [12], [18], [26], [27], [53].
Вопросы для самопроверки
1. Основные ценности индо-буддийской культуры.
2. Дайте толкование основных религиозно-философских идей, характерных для культуры Индии.
3. Философская культура Упанишад.
4. Назовите самые значительные периоды в развитии индийской культуры.
5. Научные достижения Древней Индии.
6. Приведите примеры наиболее характерных для индийского искусства символов.
|
|
7. Эпос Древней Индии («Махабхарата» и «Рамаяна») и его влияние на жизнь индусов в прошлом и настоящем.
ТЕМА 8. КИТАЙСКО-КОНФУЦИАНСКАЯ КУЛЬТУРА
Специфические основы духовной культуры Китая: рациональный характер, социально ориентированная этика, традиционализм, сакрализация политической власти, отсутствие установок на социальный прогесс и на покорение природы, церемониальность.
Религиозно-философские учения. Представления о Дао, Инь, Янь, материи и первоэлементах. Гармония мира. Эстетизация и поэтизация природы. Культ Неба и культ предков.
Конфуцианство и его значение для становления и развития культуры Китая. Проблема управления государством. Возврат к прошлому как способ решения социальных проблем. Ритуализированная этика конфуцианства: ритуал как условие человеческого общежития. Идеал совершенного человека. Нравственные принципы: гуманность, исполнение долга, сыновья почтительность. «Срединный путь» и значение нравственного примера.
Картина мироздания в даосизме. Учение о Дао и Дэ. Идея недеяния и мягкости как принцип отношения к миру.
Воздействие на китайскую культуру идей буддизма.
Отражение особенностей миросозерцания в китайской художественной культуре. Каллиграфия. Иероглиф в китайской художественной традиции. Пейзажная живопись и её символика. Литература. Архитектура. Театральное искусство и его особенности. Декоративно-прикладное искусство.
Китайская наука и технические изобретения (порох, бумага, фарфор, компас, шёлк). Культурные традиции Китая и современность.