Заочная (по ускоренной программе) форма обучения

Наименование тем, их содержание Ауд. занятия Сам. раб. Компе тенции
Лек. Практ.
  Модуль 1. Структура и состав культурологического знания. Культура и культурология   -   ОК-5 ОК-8
  Модуль 2. Культурология и история культуры. Историческая типология культур   -   ОК-5 ОК-8
  Модуль 3. Место и роль России в мировой культуре.   -   ОК-5 ОК-8
  Итого   -    

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Философия культуры: учеб. пособие для вузов / Г.С. Келлер, Л.И. Горбунова – Ч.1. – Мурманск: МГТУ, 2010.

2. Философия культуры. Человек в культуре (философский аспект): учеб. пособие для вузов / Г.С. Келлер, Л.И. Горбунова – Ч.2. – Мурманск: МГТУ, 2013.

3. Кармин, А.С. Культурология: Учебник / А.С. Кармин, Е.С. Новикова. – СПб: Питер, 2009.

4. Солонин, Ю.Н. Культурология: Учебник / Ю.Н. Солонин, М.С. Каган. – М.: Юрайт, 2013.

Дополнительная

1. Абромсон, М.Л. От Данте к Альберти / М.Л. Абромсон. – М.: Наука, 1979. – 174 с. (14)

2. Аверинцев, С.С. Попытки объясниться. Беседы о культуре /

С.С. Аверинцев. - М.: Правда,1988. - 45 с. (1-4)

3. Аверинцев, С.С. Поэтика ранневизантийской литературы /

С.С. Аверинцев. – 400 с. (10)

4. Алленов, М.М. и др. Русское искусство Х- начала ХХ вв. / М.М. Алленов, О.С. Евангулова, Л.И. Лившиц. - М.: Искусство, 1989. – 479 с. (13)

5. Античная культура: литература, театр, искусства, философия, наука: словарь-справочник / под ред. В.И Ярха. – М.: Высш. шк., 1995. – 383 с. (9)

6. Андреев, А.Р. Монашеские ордена / А.Р. Андреев. – М.: Евролиц-Кучково-поле, 2002. – 400 с. (12)

7. Андреев, Ю.В. Цены свободы и гармонии. Несколько штрихов к портрету греческой цивилизации / Ю.В. Андреев. – СПб.: Алетейя, 1999. – 400 с. (9)

8. Ассман, Я. Египет. Теология и благочестие цивилизации / Я. Ассман. – М.: Присцельс, 1999. – 368 с. (6)

9. Бадж, Э.А. Египетская религия. Египетская магия / Э.А. Бадж. – М.: Новый Акрополь, 1996. – 416 с. (6)

10. Баткин, Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления / Л.М. Баткин. – М.: Наука, 1978. – (14)

11. Бахтин, М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. – 2-е изд. – М.: Худож. лит., 1990. – 543 с. (12)

12. Бонгард-Левин, Г.М. Древняя Индия. История и культура / Г.М. Боггард-Левин. – СПб.: Алетейя, 2001. – 323 с. (7)

13. Боннар, А. Греческая цивилизация: в 3 т. / А. Боннар; пер. с фр. О.В. Волкова. – М.: Искусство, 1992. (9)

14. Византия между Западом и Востоком: проблемы культуры / А.Б. Каплан // Культурология: дайджест / ИНИОН РАН. – 2001. – № 2 (17). – С. 102-110. (10)

15. «Вэньцзы» и истоки китайской культуры / Н.П. Мартыненко // Вопр. философии. – 2004. - № 9. – С. 106-117. (8)

16. Гвардини, Р. Конец Нового времени / Р. Гвардини // Вопр. философии. – 1990. – № 4. – С. (16)

17. Гердер, И.Г. Идеи к философии истории человечества / И.Г. Гердер. – М.: Наука, 1977. – 703 с. (15)

18. Гнедич, П.П. Всемирная история искусств / П.П. Гнедич. – М.: Искусство,1996. – 450 с. (6)

19. Головкин, В.П. Мир художника раннего итальянского Возрождения / В.П. Головкин. - М.: Новое литер. обозрение, 2003. – 288 с.: ил. (14)

20. Готика: архитектура, скульптура, живопись / под ред. Р. Томана. – Кёльн: Б.и., 2000. - (12)

21. Грейвс, Р. Мифы Древней Греции: в 2 кн. / Р. Грейвс; пер. с англ. К. Лукьяненко. – М.: Прогресс-Традиция, 1999. (9)

22. Гумилёв, Л.Н. Этногенез и биосфера Земли / Л.Н. Гумилёв. – Л.: Гидрометеоиздат, 1998. – 528 с. (1- 4)

23. Гуревич, А.Я. Категории средневековой культуры / А.Я. Гуревич. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Искусство, 1984. – 350 с. (12)

24. Данилевский, Н.Я. Россия и Европа / Н.Я Данилевский. – М.: Книга, 1991. – 573 с. (1-4)

25. Даниэль, С. Нидерландская живопись. Две ветви одной кроны / С. Даниэль. – СПб.: Аврора, 2001. – 288 с.: ил. (14)

26. Дешпанде, О. Индийская миниатюра/ О. Дюшпанде. – Спб.: Аврора, 2004. – 63 с. (7)

27. Ермакова, Т.В. Классический буддизм / Т.В. Ермакова, Е.П. Островская. – СПб.: Петербургское Востоковедение, 1999. – 286 с. (7)

28. Знаменитые греки и римляне: сб. / сост. М.Н. Ботвинник, М.Б. Рабинович. – СПб.: Эпоха, 1993. – 448 с. (9)

29. Зубов, А.Б. История религий. Кн. 1: Доистоические и внеисторические религии: курс лекций для вузов / А.Б. Зубов. – М.: Планета детей, 1997. – 344 с. (5)

30. Иконников, А.В. Тысяча лет русской литературы: Развитие традиций / А.В. Иконников. - М.: Искусство, 1990. – 386 с. (13)

31. Иконникова, С.Н. История культурологических теорий: учеб. пособие для вузов / С.Н. Иконникова. - СПб.: Питер, 2005. - 474 с.: ил. (1-4)

32. Историко-философские воззрения Л.П. Карсавина на культуру / П.М. Шульгин // Мир России. – 2004. - № 2. – С. 115 – 134. (1-4)

33. Кармин, А.С. Основы культурологии. Морфология культуры: учеб. пособие для вузов. /А.С. Кармин. – СПб.: Лань,2001. – 512 с. (1-4)

34. Карташов, А.В. Очерки по истории русской церкви: в 2 т. / А.В. Карташов. – М.: Тера, 1992. (13)

35. Классическая арабо-мусульманская культура // Очерки по истории культуры: учеб. пособие для вузов. / под ред. Т.В. Кузнецовой. – М., 1997. – С. 397 – 426. (11)

36. Коран / пер. с араб. И.Ю. Крачковского. – М.; СПб.: АСТ: Северо-Запад. Пресс, 2005. – 520 с. (11)

37. Кравцова, М.Е. История культуры Китая: учеб. пособие для вузов / М.Е. Кравцова. – СПб.: Лань, 1999. – 399 с. (8)

38. Культура: теории и проблемы: учеб. пособие для вузов /Т.Ф. Кузнецова, В.М. Межуев, В.И. Шайтанов и др. – М.: Наука, 1995. -279 с. (1-4)

39. Культура и цивилизация / З.М. Оруджев, Т.В. Кузнецова // Вестник МГУ, Сер. 7: Философия. – 2005. - № 2. – С. 82-102. (1-4)

40. Культурология в системе технического образования: синтез интеллекта и творчества / С.А. Безклубая // Соц.-гум. знания. – 2001. - № 5. – С. 161 – 167. (1-4)

41. Культурология как гуманитарная наука / А.Я. Флиер // Общестевенные науки и современность. – 2005. - № 1. – С. 160 – 168. (1-4)

42. Куманецкий, К. История культуры древней Греции и Рима / К. Куманецкий. – М.: Высш. шк., 1990. –320 с. (9)

43. Кучер, О.Н. Ислам / О.Н. Кучер, О.П. Семотюк. – Ростов н/Д.: Феникс; Харьков: Торсинг, 2004. – 288 с. (11)

44. Литаврин, Г.Г. Византия и славяне / Г.Г. Литаврин. – СПб.: Алетейя, 1999. - (10)

45. Литаврин, Г.Г. Как жили византийцы / Г.Г. Литаврин. – СПб.: Алетейя, 1997. – (10)

46. Лосев, А.Ф. Боги и герои Древней Греции / А.Ф. Лосев, А.А. Тахо-Годи. – М.: Слово, 2002. -280 с.: ил. (9)

47. Лосев, А.Ф. Эстетика Возрождения / А.Ф. Лосев. – М.: Мысль,1998. -750 с. (14)

48. Мамонтов, С.П. Основы культурологии: учеб. пособие для вузов / С.П. Мамонтов. – М.: Инфра-М, 2001. – 320 с. (1-4)

49. Маньковская, Н.Б. Эстетика постмодернизма / Н.Б. Маньковская. – СПб.: Алетейя, 2000. – 347 с. (16)

50. Массовая культура: учеб. пособие для вузов / К.З. Акопян. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004. – 304 с. (16)

51. Матье, М.Э. Искусство Древнего Египта / М.Э. Матье. – М.:Искусство, 1970. – 198 с. (6)

52. Мейендорфф, И. Византийское богословие. Исторические направления и вероучение / И. Мейердорфф. – М.: Колелей, 2001. - (10)

53. Мень, А. История религии. В поисках Пути, Истины и Жизни: в 7 т. Т.2. М.,СПб.: Слово, 1991. – 462 с. (6)

54. Милюков, П.Н. Очерки по истории русской культуры: в 3 т. / П.Н. Милюков. – М.: Прогресс. Культура, 1993. (13)

55. Мифы древних славян / А.С. Кайсаров; сост. А.И. Баженова, В.И. Вардугин. – Саратов: Надежда, 1993. – 320 с. (13)

56. Моммзен, Т. История Рима / Т. Моммзен. – СПб.: Лениздат, 1993. – 450 с. (9)

57. Морфология культуры. Структура и динамика: учеб. пособие для вузов / Г.А. Аванесова. – М.: Наука, 1994. – 415 с. (1-4)

58. Ортега-и-Гассет, Х. Эстетика. Философия культуры. / Х. Ортега-и-Гассет. – М.: Искусство, 1991. – 586 с. (16)

59. Очерки истории арабской культуры Y - ХY вв. / отв. ред. О.Г. Большаков. – М.: Наука, 1982. – 440 с. (11)

60. Померанцева, Н.А. Эстетические основы искусства Древнего Египта / Н.А. Померанцева. – М.: Искусство, 1985. – 255 с. (6)

61. Розин, В.М. Введение в культурологию: учеб. пособие для вузов / В.М. Розин. - М.:ФОРУМ, 1997. - 224 с. (5)

62. Садохин, А.П. Межкультурная коммуникация: учеб. пособие для вузов / А.П. Садохин. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004. – 288 с. (16)

63. Соловьёв, Э.Ю. Непобеждённый еретик. Мартин Лютер и его время / Э.Ю. Соловьёв. – М.: Молодая гвардия, 1984. - (14)

64. Степанов, А.В. Искусство эпохи Возрождения. Италия / А.В. Смирнов. – СПб.: Азбука-классика, 2003. – 504 с.: ил. (14)

65. Тайлор, Э.В. Первобытная культура: пер. с англ. / Э.В. Тайлор. – М.: Политиздат, 1989. – 572 с. (5)

66. Тойнби, А. Постижение истории /А. Тойнби. – М.: Прогресс, 1990. – 730 с. (1-4)

67. Токарев, С.А. Ранние формы религий / С.А. Токарев; под общ. ред. В.П. Алексеева. – М.: Политиздат, 1990. – 621 с. (5)

68. Трубецкой, Е. Умозрение в красках. Вопрос о смысле жизни в древнерусской религиозной живописи. Два мира в древнерусской иконописи // Философия русского религиозного искусства ХIY – ХХ вв.: антология / сост. Н.Г. Гаврюшина. – М., 1993. (13)

69. Угринович, Д.М. Искусство и религия: теоретический очерк / Д.М. Угринович. – М.: Политиздат, 1983. – 288 с. (5)

70. Удальцова, З.В. Византийская культура / З.В. Удальцова. – М.: Наука, 1988. – 287 с. (10)

71. Фицджеральд, С.П. Китай. Краткая история культуры / С.П. Фицджеральд, Р.В. Котенко; автор предисл. и науч. ред. Е.А. Торчинов. – СПб.: Евразия, 1998. – (8)

72. Фромм, Э. Иметь или быть? / Э. Фромм; общ. ред. и послесл.
В.И. Добренькова. – М.: Прогресс, 1990. – 330 с. (1-4)

73. Харт, К. Постмодернизм / К. Харт; пер. с англ. К. Ткаченко. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006. – 272 с. (16)

74. Хёйзинга, Й. Осень средневековья / Й. Хёйзинга; сост. и пер. Д.В. Сильвестров. – М.: Айрис – Пресс, 2002. – 544 с. (12)

75. Хейзинга, Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. / Й. Хейзинга; общ. ред. и послесл. Г.М. Тавризян. – М.:Прогресс, Прогресс-Академия, 1992. – 464 с. (1-4)

76. Художественное сознание Древней Греции // Кривцун, О.А. Эстетика. – М., 1998. – С. 21-33. (9)

77. Художественные идеалы Возрождения // Кривцун, О.А. Эстетика / О.А. Кривцун. – М.,1998. – С. 58-66. (14)

78. Человек, время, религия. Средневековая Индия / Ванина, Е.Ю. // Вопросы истории. – 1995. - № 3. – С. 136-144. (7)

79. Шпенглер, О. Закат Европы: в 2 т. /О. Шпенглер. – М.: Наука, 1995. (1-4)

80. Шуцкий, Ю.К. Китайская классическая книга перемен / Ю.К. Шуцкий. – Мн.: Харвест, 1999. – 200 с. (8)

81. Янсон, Х.В. Основы истории искусств / Х.В. Янсон, Э.Ф. Янсон. – СПб.: Азбука-классика, 2002. – 542 с.: ил. (6)

82. Ясперс, К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. – М.: Республика, 1994. – 527 с. (1- 4)

83. Ястребицкая, А.Л. Средневековая культура и город в новой исторической науке: учеб пособие для вузов. – М.: Интерпракс, 1995. – 416 с. (12)

84. Андреев, А.И. Культурология. Личность и культура: учеб. пособие для вузов /А.И. Андреев. - Мн.: Дизайн ПРО, 1998. – 160 с.

85. Быстрова, А.Н. Мир культуры. Основы культурологии.: учеб. пособие для вузов /А.Н. Быстрова. - М., Новосибирск: Маркетинг, ЮКЕА, 2000. – 680 с.

86. Викторов, В.В. Культурология: учеб пособие для вузов / В.В. Викторов; под ред. Р.П. Трофимовой. - М.: Экзамен,2002. - 544 с.

87. Гуревич, П.С. Культурология: учебник для вузов / П.С. Гуревич. - М.: Проект, 2003. - 332 с.

88. Иконникова, С.Н. История культурологических теорий: учеб. пособие для вузов / С.Н. Иконникова. - СПб.: Питер, 2005. - 474 с.: ил.

89. Культурология: учеб. пособие для вузов / под ред. Г.В. Драча. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004. - 576 с.

90. Культурология: учебник для вузов / под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. - М.: Юрайт-Издат, - 566 с.

91. Мифы народов мира: энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. С.А. Токарев. - М.: Сов. энцикл., 1980-1982.

92. Никитич, Л.А. Культурология. Теория. Философия. История культуры: учеб. пособие для вузов / Л.А. Никитич. - М.:ЮНИТИ, 2005. - 559 с.

93. Пигалев, А.И. Культурология: учеб. пособие для вузов /А.И. Пигалев. - Волгоград: Изд-во Волгоград. гос. ун-та, 1999. - 420 с.

94. Полищук, В.И. Культурология: учеб. пособие для вузов / В.И. Полищук. - М.: Гадарика; Эксперт-бюро-М,1999. - 344 с.

95. Популярная художественная энциклопедия. Архитектура. Живопись. Скульртура Графика. Декоративное искусство: в 2 кн. / гл. ред. В.М. Полевой. - М.: Сов. энцикл., - 1993.

96. Роэин, В.М. Введение в культурологию: учеб. пособие для вузов / В.М. Розин. - М.:ФОРУМ, 1997. - 224 с.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАМЫ

МОДУЛЬ 1. КУЛЬТУРА И КУЛЬТУРОЛОГИЯ

ТЕМА 1. КУЛЬТУРА И КУЛЬТУРОЛОГИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

Культура как предмет изучения: появление культуры как объекта гуманитарного знания, Методы культурологических исследований (системные, структурно-функциональные, герменевтические, исторические, компаративистские, семиотические, типологические и другие). Структура культурологии: история культуры, история культурологических учений, социология культуры, культурная антропология, прикладная культурология. Культурология и её междисциплинарные связи: выход на культурологическую проблематику в других науках (этнография, этология, экология, философия культуры, философия истории, социология культуры, культурная антропология). Подходы к изучению культуры (онтологический, познавательный, системный, функциональный, аксиологический, деятельностный, синергетический, нормативный и другие).

Методические рекомендации по изучению темы:

По данной теме необходимо самостоятельно проработать вопросы, составляющие предметную область культурологии, объективные предпосылки актуализации культуры как объекта гуманитарного знания, методы культурологических исследований, состав и структуру культурологии.

По данной теме необходимо:

знать: круг вопросов, составляющих предметную область культурологии;

уметь: пользоваться понятийным аппаратом по данной теме.

Литература: [2], [42], [31], [38], [39], [40], [48], [57], [66], [75], [79], [81].

Вопросы для самопроверки:

1. Причины возникновения и оформления культурологии как науки.

2. Охарактеризуйте специфику культурологического знания. Структура и состав культурологи.

3. Приведите примеры выхода на культурологическую проблематику в других науках.

4. Укажите науки, которые тесно связаны с культурологией.

5. Дайте характеристику терминам «историческая культурология» и «история культуры».

6. Назовите некоторые проблемы, которые могут быть отнесены к кругу культурологии.

ТЕМА 2. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Понятие культуры, его многозначность. Культура как единство деятельности и ценностей. Культура и цивилизация. Историческая динамика соотношения культуры и цивилизации. История становления представлений о культуре. Понимание культуры в античности; образованность и гражданственность как характеристики культурного человека. Средневековые трактовки культуры. Развитие представлений о культуре в эпоху Возрождения. Культурологические концепции эпохи Просвещения (Вольтер, Й. Гердер, Дж. Вико, Ж.Ж. Руссо и другие). Культурологические идеи в творчестве И. Канта, Ф. Шиллера, Г.В.Ф. Гегеля.

Структура культуры. Социальные функции культуры: познавательная, коммуникативная, регулятивная, ценностная и другие.

Языки и символы культуры, культурные коды (семиотика культуры). Культурные ценности и нормы.

Субъект культуры. Культура и развитие человека. Различие мира человека и природы. Культурная деятельность. Культурная самоидентичность. Этнокультурная идентичность. Инкультурация и социолизация.

Методические рекомендации по изучению темы:

По данной теме необходимо самостоятельно проработать вопросы: многозначность понятий определений культуры, культура и цивилизация: исторические подходы и современное понимание; культура и общество, культура и личность, культура и природа; полифункциональность культуры; семиотика культуры; культурная самоидентичность, инкультурация и социализация.

По данной теме необходимо:

знать: различие в понимании культуры; различие и взаимосвязь культуры и цивилизации; культура-личность-общество, полифункциональность культуры.

уметь: пользоваться понятийным аппаратом по теме, объяснить феномены культуры и цивилизации.

Литература: [2], [42], [31], [38], [39], [40], [48], [57], [66], [75], [79], [81].

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение понятию «культура». Отличие феномена культуры от природных объектов.

2. Культура как единство деятельности и ценностей.

3. Охарактеризуйте субъекты культуры. Культура и личность.

4. Культура и общество. Социальные функции культуры.

5. Проанализируйте: общее и отличное между понятиями «социализация» и «инкультурация».

6. Противоречивость процесса социализации.

7. Роль знаковых систем в культуре.

8. Специфика проявлений традиций и инноваций в культуре.

9. Социокультурная идентичность.

ТЕМА 3. ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ И НАПРАВЛЕНИЯ В КУЛЬТУРОЛОГИИ

Развитие культурологической мысли от эпохи Просвещения до начала ХХ века: философия культуры эпохи европейского Просвещения; эволюционизм как теория культуры; проблемы культуры в «философии жизни».

Историческая типология культур и теория локальных цивилизаций: Н.Я. Данилевский о многообразии культурно-исторических типов; О. Шпенглер об исторической типологии мировой культуры; А.Тойнби о локальных цивилизациях в истории мировой культуры; П.А. Сорокин о типологии и динамике культуры.

Основные культурологические течения ХХ века: психоанализ, экзистенциализм, диффузионизм, структурная антропология, семиотическая школа, марксистская теория культуры, франкфуртская школа, игровая концепция культуры, теория этногенеза и другие.

Методические рекомендации по изучению темы. Освоение данной темы предполагает изучение следующих вопросов: история знаний о культуре, процесс формирования культурологических концепций в соотнесении друг с другом, проблема типологии культуры.

По данной теме необходимо:

знать: как в историческом взаимодействии и противостоянии различных культурологических дискурсов оттачивалась методология культурологического исследования и определялась целостность этой науки;

уметь: различать основные современные культурологические школы, направления, течения.

Литература: [2], [42], [31], [38], [39], [40], [48], [57], [66], [75], [79], [81].

Вопросы для самопроверки

1. Охарактеризуйте основные идеи эволюционистов.

2. Дайте характеристику игровой концепции культуры.

3. Понятие «культурный архетип» в концепции К.Г. Юнга.

4. Раскройте значение понятия «сублимация» в концепции культуры З. Фрейда.

5. Символическая концепция культуры Э. Кассирера.

6. О. Шпенглер о судьбе европейской культуры.

7. Пассионарная теория этногенеза.

8. Дайте характеристику диффузионизма.

ТЕМА 4. СТАНОВЛЕНИЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Культура как философская проблема. «Открытие культуры» - начало и исток философского знания о ней. «Классическая модель культуры». Просветительская философия культуры. Философия культуры эпохи Просвещения (И.Г. Гердер). Взгляды на культуру И. Канта, Г.В.Г. Гегеля. Историко-материалистическая философия культуры (К.Маркс, Ф. Энгельс)

Методические рекомендации по изучению темы. Для успешного освоения данной темы необходимо глубоко проработать следующие вопросы: проблематика культуры как предмета философского знания.

По данной теме необходимо:

знать: философские идеи культуры в контексте исторических эпох (Возрождение, Новое, время)

уметь: выявлять основные философские рефлексии на культуру

Литература: [2], [42], [31], [38], [39], [40], [48], [57], [66], [75], [79], [81].

Вопросы для самопроверки:

Почему «открытие культуры» произошло в эпоху Возрождения?

Какие концепции культуры и цивилизации в эпоху Просвещения вы знаете?

Граница между культурфилософией и культурологией?

МОДУЛЬ 2. КУЛЬТУРОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ. ИСТОРИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

ТЕМА 5. РАННИЕ СТАДИИ КУЛЬТУРНОЙ ЭВОЛЮЦИИ

Современные концепции происхождения человека и проблема генезиса культуры. Особенности первобытной культуры (культурная и социальная гомогенность, табуирование деятельности, традиционализм). Проблема специфики первобытного мышления.

Синкретизм первобытной культуры. Ранние формы религиозных верований: тотемизм, фетишизм, магия, шаманизм. Полифункциональность магического обряда. Первобытное искусство: проблемы возникновения, характерные черты, особенности развития.

Мифопоэтическая картина мира. Миф как выражение синкретизма первобытного мышления. Основные темы и мотивы мифов разных народов. Мифотворчество как важнейшее явление в культурной истории человечества. Первобытная культура в культурологических концепциях ХХ века.

Методические рекомендации по изучению темы: изучить проблему происхождения и эволюции культуры, концепции происхождения человека; особенности первобытной культуры, ранние формы религиозных верований; миф как синкретизм первобытного сознания.

По данной теме необходимо:

знать: современные концепции происхождения человека и проблема генезиса культуры. Особенности первобытной культуры, ранние формы религиозных верований;

уметь: пользоваться понятийным аппаратом по теме.

Литература: [29], [61], [65], [67], [69].

Вопросы для самопроверки

1. Современные концепции происхождения человека и культуры.

2. Объясните понятие «нерасчленённость первобытной культуры».

3. Ранние формы религиозных верований.

4. Концепция первобытной культуры Э. Тайлора.

5. Концепции формирования мифологического мышления. Основные мифические сюжеты.

6. Охарактеризуйте особенности первобытного искусства.

7. Чем, на Ваш взгляд, объясняется большой научный интерес в ХХ веке к первобытной культуре.

ТЕМА 6. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Периодизация культуры Древнего Египта и наиболее характерные черты древнеегипетской цивилизации. Цивилизационные изменения: возникновение городов, государственной иерархической структуры, права. Культ фараона, сакрализация власти. Концепция Вселенной.

Древнеегипетская мифология и религия. Роль заупокойного культа в развитии духовной культуры общества. Пантеон египетских богов. Эволюция религиозных представлений Религиозная реформа Эхнатона (Аменхотепа IV). Архетипы растительного и животного мира.

Христианство и Египет.

Искусство Древнего Египта, его особенности. Взаимосвязь пиктографической, иероглифической письменности и изобразительного искусства. Сакральный характер письменности.

Научные достижения древних египтян. Наследие Древнего Египта, его роль в мировой культуре.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: