Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Самостоятельная работа студентов направлена на решение следующих задач:

1) выработка навыков восприятия и анализа оригинальных текстов (классических и современных);

2) формирование навыков критического, исследовательского отношения к предъявляемой аргументации, развитие способности схватывания и понимания различных социально и личностно значимых проблем;

3) развитие и совершенствование способностей к диалогу, к дискуссии, к формированию и логически аргументированному обоснованию собственной позиции по тому или иному вопросу;

4) развитие и совершенствование творческих способностей при самостоятельном изучении проблем.

Для решения первой задачи студентам предлагаются к прочтению и содержательному анализу работы классических и современных авторов (либо их разделы). Результаты работы с текстами обсуждаются на семинарских занятиях, посвященных историческим типам культуры, другим разделам курса.

Навыки критического отношения к аргументации вырабатываются при выполнении студентами заданий, требующих нахождения аргументов «за» или «против» какого-либо тезиса, развития либо опровержения той или иной позиции. Студенты выполняют задания, самостоятельно обращаясь к учебной, справочной и оригинальной литературе. Проверка выполнения заданий осуществляется как на семинарских занятиях с помощью устных выступлений студентов и их коллективного обсуждения, так и с помощью письменных самостоятельных (контрольных) работ.

Для развития и совершенствования коммуникативных способностей студентов организуются специальные учебные занятия в виде «диспутов» или «конференций», при подготовке к которым студенты заранее распределяются по группам, отстаивающим ту или иную точку зрения по обсуждаемой проблеме.

Одним из видов самостоятельной работы студентов является написание творческой работы по заданной либо согласованной с преподавателем теме. Творческая работа (эссе) представляет собой оригинальное произведение объемом до 10 страниц текста (до 3000 слов), посвященное какой-либо значимой классической либо современнойкультурологической проблеме. Творческая работа не является рефератом и не должна носить описательный характер, большое место в ней должно быть уделено аргументированному представлению своей точки зрения студентами, критической оценке рассматриваемого материала и проблематики, что должно способствовать раскрытию творческих и аналитических способностей.

При оценивании результатов освоения дисциплины (текущей и промежуточной аттестации) применяется балльно-рейтинговая система. В качестве примера может быть рассмотрена стобалльная система оценивания, которая может быть привязана как к традиционной отечественной системе (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно), так и к системе оценок ЕСТ8 (А, В, С, В, Е, Р). При этом для каждого вида проверочных работ в течение семестра назначается максимальное количество баллов, в которое может быть оценено их отличное выполнение. В конце семестра реальные баллы, полученные студентами за то или иное задание (вид деятельности), суммируются, и эта сумма считается итоговой оценкой успеваемости студента. Она также может быть переведена в качественную оценку по заранее заданным правилам. (Например: от 81 до 100 баллов — отлично, от 66 до 80 баллов — хорошо, от 51 до 65 баллов — удовлетворительно, до 50 баллов — неудовлетворительно).

В качестве оценочных средств на протяжении семестра используется тестирование, контрольные работы студентов, творческая работа, итоговое испытание. Итоговое испытание является аналогом устного экзамена. Его главное отличие состоит в том, что оценка за итоговое испытание составляет часть общей оценки за работу студента в течение семестра.

Тестовые задания могут формулироваться как в форме, используемой в федеральном электронном интернет-тестировании (интернет-экзамене), так и оригинальной авторской форме, с открытыми вариантами ответов.

Контрольные вопросы для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

1. Интегративный характер культурологического знания.

2. Культура как ценностно-нормативное основание общественной жизни.

3. Ценностная природа культуры. «Сакральное» и «профанное» в культуре.

4. Повседневный и специализированный уровни культуры.

5. Герменевтика как теория и практика истолкования текстов.

6. Соотношение культуры и цивилизации.

7. Культурологические концепции Н.Я. Данилевского и О. Шпенглера.

8. Культурологические взгляды К.Н. Леонтьева.

9. Методология исследования культуры в психоаналитической школе.

10. Сущность и значение культурологической концепции Л. Уайта.

11. Учение Ю. Лотмана о семиосфере.

12. Содержание профессиональной культуры.

13. Личность как субъект культуры.

14. Культ и культура.

15. Мифологическое сознание в XX веке.

16. Социодинамика культуры в концепции П. Сорокина.

17. Культура как текст.

18. Искусство и мораль.

19. Культурологические взгляды Г. Мак-Люэна.

20. Техника как социокультурное явление.

21. Проблемы гуманизации науки и техники.

22. Молодежная субкультура.

23. Научное и художественное сознание.

24. Символика цвета в религиозном искусстве.

25. Основные символы русской культуры X-XVIII вв.

26. Религия и наука в системе культурных ценностей XX века.

27. Природа как ценность культуры.

28. Этнос и культура в концепции Л.Н. Гумилева.

29. К. Леви-Стросс о первобытном мышлении.

30. Предельные вопросы бытия и их ритуализация в культуре.

31. Эрос в контексте разных культур.

32. Модернизация и глобализация в современной культуре.

33. Контркультура и ее роль в динамике ценностей.

34. Межкультурное взаимодействие и национальные отношения.

35. Христианский тип культуры.

36. Конфуцианско-даосистский тип культуры.

37. Система ценностей исламской культуры.

38. Индо-буддийский тип культуры.

39. Массовая культура как интернациональное явление в культуре XX века.

40. Специфика и особенности динамики русской культуры.

41. Проблема Запад – Россия – Восток в культурологическом аспекте.

42. Современная российская культурная политика.

43. Типы цивилизационного развития.

44. Формирование единой глобальной цивилизации и культурное многообразие


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: