Самостоятельная работа студентов направлена на решение следующих задач:
1) выработка навыков восприятия и анализа оригинальных текстов (классических и современных);
2) формирование навыков критического, исследовательского отношения к предъявляемой аргументации, развитие способности схватывания и понимания различных социально и личностно значимых проблем;
3) развитие и совершенствование способностей к диалогу, к дискуссии, к формированию и логически аргументированному обоснованию собственной позиции по тому или иному вопросу;
4) развитие и совершенствование творческих способностей при самостоятельном изучении проблем.
Для решения первой задачи студентам предлагаются к прочтению и содержательному анализу работы классических и современных авторов (либо их разделы). Результаты работы с текстами обсуждаются на семинарских занятиях, посвященных историческим типам культуры, другим разделам курса.
Навыки критического отношения к аргументации вырабатываются при выполнении студентами заданий, требующих нахождения аргументов «за» или «против» какого-либо тезиса, развития либо опровержения той или иной позиции. Студенты выполняют задания, самостоятельно обращаясь к учебной, справочной и оригинальной литературе. Проверка выполнения заданий осуществляется как на семинарских занятиях с помощью устных выступлений студентов и их коллективного обсуждения, так и с помощью письменных самостоятельных (контрольных) работ.
|
|
Для развития и совершенствования коммуникативных способностей студентов организуются специальные учебные занятия в виде «диспутов» или «конференций», при подготовке к которым студенты заранее распределяются по группам, отстаивающим ту или иную точку зрения по обсуждаемой проблеме.
Одним из видов самостоятельной работы студентов является написание творческой работы по заданной либо согласованной с преподавателем теме. Творческая работа (эссе) представляет собой оригинальное произведение объемом до 10 страниц текста (до 3000 слов), посвященное какой-либо значимой классической либо современнойкультурологической проблеме. Творческая работа не является рефератом и не должна носить описательный характер, большое место в ней должно быть уделено аргументированному представлению своей точки зрения студентами, критической оценке рассматриваемого материала и проблематики, что должно способствовать раскрытию творческих и аналитических способностей.
При оценивании результатов освоения дисциплины (текущей и промежуточной аттестации) применяется балльно-рейтинговая система. В качестве примера может быть рассмотрена стобалльная система оценивания, которая может быть привязана как к традиционной отечественной системе (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно), так и к системе оценок ЕСТ8 (А, В, С, В, Е, Р). При этом для каждого вида проверочных работ в течение семестра назначается максимальное количество баллов, в которое может быть оценено их отличное выполнение. В конце семестра реальные баллы, полученные студентами за то или иное задание (вид деятельности), суммируются, и эта сумма считается итоговой оценкой успеваемости студента. Она также может быть переведена в качественную оценку по заранее заданным правилам. (Например: от 81 до 100 баллов — отлично, от 66 до 80 баллов — хорошо, от 51 до 65 баллов — удовлетворительно, до 50 баллов — неудовлетворительно).
|
|
В качестве оценочных средств на протяжении семестра используется тестирование, контрольные работы студентов, творческая работа, итоговое испытание. Итоговое испытание является аналогом устного экзамена. Его главное отличие состоит в том, что оценка за итоговое испытание составляет часть общей оценки за работу студента в течение семестра.
Тестовые задания могут формулироваться как в форме, используемой в федеральном электронном интернет-тестировании (интернет-экзамене), так и оригинальной авторской форме, с открытыми вариантами ответов.
Контрольные вопросы для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Интегративный характер культурологического знания.
2. Культура как ценностно-нормативное основание общественной жизни.
3. Ценностная природа культуры. «Сакральное» и «профанное» в культуре.
4. Повседневный и специализированный уровни культуры.
5. Герменевтика как теория и практика истолкования текстов.
6. Соотношение культуры и цивилизации.
7. Культурологические концепции Н.Я. Данилевского и О. Шпенглера.
8. Культурологические взгляды К.Н. Леонтьева.
9. Методология исследования культуры в психоаналитической школе.
10. Сущность и значение культурологической концепции Л. Уайта.
11. Учение Ю. Лотмана о семиосфере.
12. Содержание профессиональной культуры.
13. Личность как субъект культуры.
14. Культ и культура.
15. Мифологическое сознание в XX веке.
16. Социодинамика культуры в концепции П. Сорокина.
17. Культура как текст.
18. Искусство и мораль.
19. Культурологические взгляды Г. Мак-Люэна.
20. Техника как социокультурное явление.
21. Проблемы гуманизации науки и техники.
22. Молодежная субкультура.
23. Научное и художественное сознание.
24. Символика цвета в религиозном искусстве.
25. Основные символы русской культуры X-XVIII вв.
26. Религия и наука в системе культурных ценностей XX века.
27. Природа как ценность культуры.
28. Этнос и культура в концепции Л.Н. Гумилева.
29. К. Леви-Стросс о первобытном мышлении.
30. Предельные вопросы бытия и их ритуализация в культуре.
31. Эрос в контексте разных культур.
32. Модернизация и глобализация в современной культуре.
33. Контркультура и ее роль в динамике ценностей.
34. Межкультурное взаимодействие и национальные отношения.
35. Христианский тип культуры.
36. Конфуцианско-даосистский тип культуры.
37. Система ценностей исламской культуры.
38. Индо-буддийский тип культуры.
39. Массовая культура как интернациональное явление в культуре XX века.
40. Специфика и особенности динамики русской культуры.
41. Проблема Запад – Россия – Восток в культурологическом аспекте.
42. Современная российская культурная политика.
43. Типы цивилизационного развития.
44. Формирование единой глобальной цивилизации и культурное многообразие