Концепция культуры З.Фрейда

В XIX и первой половине XX в. в центре внимания культурологов находилась культура народа как целостная система. В середине XX века интерес исследователей заметно сместился в сторону проблемы: личность и культура, тип человека и культура.

Наиболее известны исследования в этой области, принадлежащие так называемой этноп­сихологической школе. Методологической основой школы явился психоанализ, который был создан З.Фрейдом (1856-1939) как метод лечения неврозов, а затем обобщен до масштабов общей психологической теории, объясняющей работу «психического аппарата». В поздних работах Фрейда и особенно в трудах его учеников рамки психоанализа еще более раздвинулись и он превратился в своеобразную философию человека и культуры. Идеи психоанализа необычны и вместе с тем принципиальны для понимания культуры.

Суть психоанализа состоит в выявлении скрытых мотивов и механизмов сознания и поведения. Руководствуясь принципами познаваемости мира и человека, Фрейд пришел к утверждению главенствующей роли бессознательного как в индивидуальном поведении, так и в общественной жизни. Под тонким слоем гуманистической нравственности и добрых побуждений Фрейд обнаружил океан агрессии и сексуальных вожделений. Фрейд ниспроверг разум с его царственного пьедестала, поставил его в подчиненное положение по отношению к бессознательному.

10 Гессе Г. Игра в бисер. Новосибирск, 1991. С.7. 74

В нашей стране психоанализ долгое время был «запретным плодом». Учение Фрейда оценивалось односторонне, как апофеоз инстинктивно-разрушительных, иррациональных сил в человеке. В действительности, основная идея Фрейда состоит как раз в обратном, а именно, в выработке метода овладения инстинктивными силами, регуляции влечений с помощью разума, языка и культуры. «Голос разума — не громкий, но он не умолкает до тех пор, пока его не услышат». Эти слова Фрейда можно поставить в качестве эпиграфа к его учению.

Теоретические открытия Фрейда для культурологии представляют три круга идей. К первому кругу относятся идеи, связанные с разработкой фундаментальных понятий психоанализа, из которых выводится базовое понятие культуры. Это следующие идеи:

1. Идея «бессознательного» —личного и, особенно, коллективного. Последняя получила развитие главным образом у психоаналитиков «второго поколения» — К.Г.Юнга, Э.Фромма. Бессознательное, как утверждают психоаналитики, является основой человеческой психики, ее древнейшим ядром, тогда как разум и сознание составляют лишь «внешнюю» оболочку, результат позднейшего развития психики в условиях цивилизации.

2. Бессознательное отграничивается от сознания в момент возникновения культуры. Это
происходит потому, что в определенный момент истории инстинктивные влечения — агрессивные («мортидо») и сексуальные («либидо»), — которые раньше удовлетворялись свободно, подавляются нормами морали и обычаев. С развитием цивилизации растет сила ее разумных и общепринятых установлений (в этом прослеживается отзвук просветительского происхождения концепции). Вместе с ними возрастает степень «репрессии» инстинктов. Так что в противовес функционалистскому пониманию культуры, трактуемой как совокупность «ответов» на человеческие потребности, психоанализ приходит к противоположному тезису: культура есть совокупность «запретов» и каждый шаг культуры вперед куплен ценой ущемления счастья и свободы.

3. Весь арсенал культурных норм и ценностей есть продукт вытеснения первичных влечений. Либидо и мортидо, заблокированные культурными нормами и могущие непосредственно «разряжаться» лишь в моменты стрессов и экстраординарных ситуаций, которых культура стремится не допустить, «сублимируются», т.е. направляются в русло культурной деятельности и творчества. Спорт, наука, искусство, одухотворенная любовь, политическая деятельность и особенно религия — все это продукты сублимации первичных инстинктов.

4. Инстинктивная энергия влечений вращает колеса цивилизации. И в этом — одна из причин трагического положения человека. Мало того, что цивилизация далеко не всегда справляется с архаическим инстинктивным наследием и оно постоянно «выплескивается» в виде вспышек насилия, межнациональных и классовых конфликтов. Сама репрессия инстинктов, на которой стоит цивилизация, чревата их ослаблением, увяданием, а значит — уменьшением притока энергии в сферу культуры. Поэтому терапевтический принцип, относящийся как к отдельной личности, так и к культуре, требует разрядки накапливающихся напряжений, для чего культура должна создавать специальные механизмы
в виде религии, искусства. Чем больше стрессов и напряжений — тем большую роль должны играть в культуре механизмы разрядки.

Второй круг идей связан с выявлением «механизмов защиты» или механизмов бессознательной мотивации.

5. Вытесненные в сферу бессознательного влечения и инстинкты — в силу закона «сохранения энергии» — не могут исчезать бесследно. Кроме прямой разрядки и сублимации в творческую деятельность существует множество других способов трансформации вытесненного. Среди них мы находим «рационализацию» — превращение энергии влечения в энергию мысли. Для самого человека «рационализация» означает просто стремление полнее и глубже осмыслить свои желания. Привычка к постоянному осмыслению всего, что попадает в поле сознания, становится столь прочной, что заменяет инстинктивную жизнь. Такова природа «профессионализации» в науке.

6. К механизмам защиты относится «формирование реакции». В ответ на сильные импульсы либидо и мортидо, которые осуждаются цивилизованным нравственным сознанием, психика вырабатывает установки «противоположного» характера.

Так, Фрейд говорит о старых девах и вообще людях, не дающих по тем или иным причинам свободы своему либидо, что у них на месте этого влечения возникает острая вражда ко всяким сколько-нибудь открытым проявлениям сексуальности, желание оскорбить, уничтожить того, кто ее демонстрирует. Либидо, таким образом, заменяется мортидо.

7. Формирование реакции может иметь и более сложный вид. Поскольку любые склонности и влечения «питаются» в конечном счете энергией либидо, то «реактивные образования» могут возникнуть на любой почве и приобрести любой личностный смысл. Позывы либидо могут замещаться моральным нерелигиозным рвением с аскетической направленностью. Внутренняя борьба с агрессивными импульсами может привести к устойчивой, даже навязчивой практике «добрых дел», которой человек блокирует свое мортидо и одновременно дает ему разрядку. Во всякой культурной деятельности, в которой присутствуют мотивы соперничества, поимки, накопительства, фиксации или омертвления
чего-либо — а такие мотивы есть и в науке, и в технике, и в спорте — имеется «привкус» мортидо.

8. Важные механизмы бессознательного — регрессия, сопротивление, перенос, идентификация, проекция. Эти механизмы отличаются от механизмов сознательной психики тем, что активизируются при эмоциональных напряжениях. Их «разгул», т.е. бесконтрольное и свободное действие, наблюдается у истериков, невротиков, детей, а также у людей со слабым сознанием совести и долга, которые не сформировались в результате всякого рода дефектов воспитания. У психически здоровых взрослых людей эти механизмы должны действовать под контролем сознания. Многие наши повседневные отношения и действия — любовные и дружеские, а также нормальное восприятие искусства, чтение
беллетристики—немыслимы как без исправного действия этих механизмов, так и без их сознательного контроля. Человек, который решил бы избавиться от всех своих бессознательных стремлений и захотел бы жить только разумом, утратил бы способность влюбляться, увлекаться, сопереживать героям художественных произведений. Он не смог бы воображать, мечтать, фантазировать. А без всего этого жизнь стала бы серой и убогой. Человек, утративший непосредственность чувств,.страдает хандрой, впадает в апатию. А тот, у кого чувства атрофируются — подлежит уже лечению.

9. «Регрессия» — это устремленность энергии либидо в прошлое, к каким-то ярким, значительным воспоминаниям, положительным или отрицательным.

10.«Сопротивление»—это бессознательное отталкивание человека от осознания правды о самом себе, нежелание признать истинные мотивы своего поведения, которые могут оказаться неприглядными и безнравственными.

11.«Идентификация» — это отождествление себя с другой личностью, представляющей какую-то значимость, от которой мы эмоционально зависим. Идентификация с родителем своего пола в раннем детстве дает чувство половой принадлежности. Идентификация с вождем, царем, президентом дает чувство участия в системе власти, которой наделены эти лица. Идентификация с лицом, которое имеет по отношению к нам агрессивные намерения, имеет целью сократить «дистанцию» между мной и моим врагом, уменьшить страх по отношению к нему.

Третий круг идей относится к опыту раннего детства и значению детских впечатлений для формирования характера.

12.Ребенок, согласно Фрейду, появляется на свет с мощным либидо. «Сырое», необработанное либидо — это все, чем располагает ребенок. Либидо неудержимо влечет его к матери, к соприкосновению с ней, к обладанию ее грудью. Детское влечение к контакту с матерью — естественное и никем не осуждаемое — позже наталкивается на преграду. Родители постепенно отчуждают от себя ребенка, приучают его к самостоятельности. Но ребенок осознает это, как запрет касаться матери, которая, как он думает, принадлежит отцу. Отсюда возникает первичная структура психики — «эдипов комплекс». Его суть в том, что ребенок направляет свое либидо на мать, а мортидо — на отца, что равносильно тому, что он любит мать и ненавидит отца. Это, конечно, лишь самая грубая и приблизительная
формулировка проблемы.

13.При нормальном развитии личности «эдипов комплекс» вытесняется в бессознательное, как противоречащий основным принципам цивилизованного человека: запрету на отцеубийство и запрету на кровосмесительство. Развитие «эдипова комплекса» обычно протекает драматически, оно связано с борьбой ребенка против родителей, со стремлением освободиться от них. Окончательное разрешение «эдипов комплекс» находит после наступления половой зрелости и со вступлением в брак.

14.Развитие детского либидо проходит несколько важных стадий, обстоятельства протекания которых определяют в дальнейшем ядро характера личности.

Первая стадия — нарциссизма или аутоэротизма характеризуется тем, что собственное тело ребенка является объектом его влечений. Либидо сначала как бы «разлито» по поверхности тела.

Из пальцев, пяток, материнской груди ребенок впитывает наслаждение, яростно протестуя против всяких задержек и ограничений. Затем на протяжении первых трех лет жизни либидо последовательно сосредотачивается в трех зонах: оральной, анальной и генитальной. Раздражение этих зон вызывает разрядку сексуальной энергии и является источником удовольствия. Концентрируясь т оральной зоне, либидо обеспечивает устойчивую мотивацию для отправления важнейшей функции —* питания. Иначе говоря, в этот период ребенок на всю жизнь приобретает устойчивое желание вкушать пищу.

На второй, анальной стадии, удовольствие получается от опорожнения желудка, и ребенок «отрабатывает» функцию экскреции.

Признаком третьей — генитальной стадии — является детский онанизм.

15. Запреты и поощрения, накладываемые на эти три вида детской сексуальной активности, существенным образом влияют на характер человека, закрепляясь в виде устойчивых симпатий и антипатий, привычек и бессознательных установок.

Поскольку в каждой культуре существуют определенные традиции воспитания детей, правила кормления, пеленания, отнятия от груди, приучения к горшку, наказания за мастурбацию, то характер всех членов данного общества несет на себе печать принятой в нем системы воспитания.

16. Вслед за кратким периодом открытой детской сексуальности, продолжающимся три-четыре года, наступает «латентный период», не менее важный, когда либидо «уходит внутрь» личности и активизирует формирование ее главнейших элементов: «я» (эго), «сверх-я» (супер-эго), которые контролируют и направляют деятельность «оно» (ид). Последнее располагается преимущественно в бессознательной сфере, хотя бессознательными являются также и некоторые части «я» и «сверх-я». Распределением либидо между этими инстанциями обусловлено преобладание в человеке либо инстинктивной сферы, либо рассудка, либо нравственного сознания.

17. Таким образом, судьба человека, его характер связаны с судьбой его либидо — полового влечения, с теми трансформациями, которые оно претерпевает, в детстве, хотя в юности тоже имеются «критические периоды», особого рода «кризисы взросления», след от которых остается на всю жизнь.

Характер человека это и есть, в сущности, взаимосвязанная система «следов», «зарубок» на растущем «дереве либидо», которое по мере взросления все более «ветвится», распространяется на широкий круг объектов. Либидо как бы «откладывается», застывает в вещах, идеях, привычках, образах близких людей, заряжая собой весь наш жизненный мир, делая его живым, влекущим и дорогим для нас.

Характер Фрейд понимал как форму, в которую либидо «отливается» в процессе жизни. Характер — результат жизненной истории, основные события которой связаны с теми, кого мы любили и ненавидели, с кем мы встречались и расставались. Характер складывается под влиянием приобретений и утрат, даваемых любовью. Для психоаналитика этот процесс выглядит так, что первичная психическая энергия либидо, под давлением социальных и культурных сил, а также непосредственного окружения, запретов и поощрений «вытесняется» в бессознательное, «сублимируется» в разрешаемые и одобряемые виды деятельности. Она «фиксируется» затем на каких-то идеях, постоянно влекущих к себе, вновь и вновь переживаемых во сне, художественном творчестве и разговорах с людьми. Либидо «переносится» с одних образов на другие: образ отца переносится на фигуры учителя, священника, вождя, президента. По Фрейду, идея Бога является «проекцией» детского образа отца. Либидо может претерпевать «фрустрацию», травму, когда влечение резко обрывается, когда человек внезапно лишается любимого предмета.

18. В соответствии с условиями протекания каждой из первых трех стадий у человека
вырабатывается один из трех типов характера: оральный, анальный или генитальный. Особенности каждого характера связаны, во-первых, со следами удовлетворении и фрустрации, характерных для каждой стадии, и во-вторых, с символами, замещающими специфические для каждой стадии желания и удовольствия, после того как они вытесняются.

Удовольствия оральной стадии связаны с сосанием, кормлением, насыщением, фрустрации — с голодом, отрыванием от груди.

Символы материнской груди—зрелые фрукты, округлые красочные предметы. «Следы» оральной стадии, если на ней произошла «фиксация», проявляются в такой установке, когда человек ждет благ со стороны. Он ведет себя пассивно, легко соскальзывая под чью-либо власть. Он ждет, что его кто-то накормит, защитит, полюбит. Рецептивная личность склонна получать, но не производить, она очень чувствительна к тому, как относятся к ней другие. Ей трудно занять критическую позицию, принимать решения, брать на себя ответственность.

Анальная личность формируется, когда в детстве особенное внимание обращается на приучение ребенка к туалету. «Анальная дисциплина» включает в себя приучение к регулярности, настойчивости, чистоте. Проявлениями анальной личности являются скупость, аккуратность, настойчивость в достижении целей. Этот тип личности активен, мало зависим от чужого мнения, он стремится активно утверждать себя в жизни. Зрелым типом Фрейд считал «генитальную личность», в которой следы двух первых стадий вытеснены. Этот тип личности открыт, коммуникабелен, щедр, демократичен, самостоятелен.

Конечно, одни только переживания детских лет не могут полностью сформировать характер. Нельзя не учитывать тех влияний, которые человек испытывает в зрелом возрасте и воспринимает вполне сознательно. Особенно большое значение имеют моменты, когда человек активно включается в какую-то деятельность. Опыт труда, любви, лидерства, инициативы, учительства имеет громадное влияние и может совершенно изменить характер личности, но следы раннего детства все-таки остаются.

Так как в культуре каждого народа способы ухода за ребенком приблизительно одинаковы, многие взрослые люди имеют в своем характере много общих черт. Хотя эти черты, их связь, конфигурация различаются в разных обществах. Отсюда вытекает новое важное понятие, введенное этно­психологической школой—понятие «базовой личности» или «социального характера». Базовая личность определяется как устойчивая совокупность черт характера, присущих людям данной культуры и проявляющих себя в широком диапазоне ситуаций, начиная от бытового поведения и кончая религиозными и политическими взглядами. Модель «социального характера» конструируется этнографами-исследователями путем систематических наблюдений, сравнительного изучения биографий, тестирования.

Обычно указывают на такие особенности социального характера, которые делают его важным элементом системы социальных взаимодействий и фактором, который может как ускорять, так и тормозить общественное развитие.

Во-первых, социальный характер как бы заменяет человеку его биологический характер, компенсирует ограничения, накладываемые на удовлетворение инстинктивных влечений. Ограничения в питании, в удовлетворении половой потребности компенсируются активным участием в политике, трудом, накоплением денег.

Во-вторых, социальный характер связывает определенный тип культуры с определенным типом личности. Идеи и ценности данной культуры закрепляются в характере в виде ценностных ориентации.

В-третьих, социальный характер служит системой, с помощью которой происходит поиск, отбор и переосмысление информации. Человек ищет такую информацию, которая соответствует установкам его характера или восполняет какие-то недостающие звенья в своем мировоззрении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: