Структура личности

Мы говорим: человек, индивид, личность. Личность — это не совсем то же самое, что человек. Личность — не то же самое, что индивид, потому что индивид это отдельный конкретный человек с плотью и кровью, мыслями и страстями, идеями, стремлениями и заблуждениями. Когда мы говорим о личности, то рассматриваем человека, как играющего различные социальные роли, включенного во множество социальных связей и отношений. Таким образом, личность—это то, что является результатом взаимодействия индивида и культуры, актуальной для общества, в котором ему довелось родиться. Для того, чтобы обсуждать роль культуры в формировании личности, необходимо увидеть структуру личности, ряд ее свойств. Попытаемся представить себе социальную структуру личности с той оговоркой, что нас интересует не все в человеке, а только то, что характеризует его отношение к культуре. Мы рассматриваем личность именью как социокультурный объект1.

Во-первых, личность есть элемент памяти общества, хранитель и пользователь того богатства, умений, навыков, которые общество накопило на протяжении своей истории. Эти знания хранятся не только записанные в книгах или на электронных дисках, но еще и в головах людей.

Во-вторых, личность это узел культуры, то есть носитель тех норм и требований, которые предъявляются в обществе к любой группе, институту и т.д.

В-третьих, человек не только хранит в себе некоторую долю норм, правил и т.д., человек активен, он имеет определенные потребности, чего-то требует от общества, среды, ближних. Он выступает как некоторая активная сила в обществе.

Наконец, личность — это «твердый орешек», сочетающий в себе и память, и культуру, и активность в чем-то едином и неразрушимом.

Соотношение структурных составляющих личности можно представить следующим образом.

Три концентрические окружности разделены на три сектора. В одном из них мы будем отмечать характеристики личности с точки зрения памяти общества, в другом — с точки зрения культуры, и, наконец, третий сектор будет содержать характеристики, являющиеся следствием активности субъекта.

При анализе схемы следует учесть, что в центре этой трехслойной конструкции располагается ядро личности, неизменное и долгое время формируемое. А каждый слой имеет разную степень приближения к ядру. Это означает, что в самом ближнем к ядру слое — наиболее устойчивые личностные характеристики, в самом отдаленном, поверхностном слое — наиболее изменяемые характеристики.

Анализ схемы можно начинать с любого сектора. Мы начнем с сектора под названием «Память общества».

Самый внешний круг в этом секторе — «оперативная информированность».

Мы живем в среде постоянно меняющейся, каждый час и каждую минуту получаем новые сведения, то есть на оперативном уровне постоянно течет поток нового. Но существуют знания, которые

1 Левада Ю.А. Лекции по социологии. М., 1969. 112

не меняются так быстро, и именно благодаря им мы можем оперировать с быстро текущими новостями. Ведь нормы нашего языка устойчивы, поэтому мы можем менять слова, фразы, строить их по-разному и т.д. По мере развития науки могут меняться и знания, и их объем, однако пока существует личность, если человек остается человеком, остается личностью, то некоторая совокупность знаний где-то в глубине человека должна быть нерушимой, должны быть какие-то определенные устои — назовем их убеждениями, которые не меняются, если изменяются иные составные части памяти. Это дает основание изобразить социальное «поле» личности следующим образом. Ближе к центру выделена та часть хранимой информации, которая меньше всего изменяется и которая задает некоторый тон для восприятия и переработки информации, где-то в ее глубине должны быть определенные прочные отношения к миру, которые и есть убеждения, т.е. чем ближе к некоторому центру, тем плотнее, устойчивее «содержание» личности.

Можно представить, как формируется разные слои личности. Известно, что достаточно легко дать ученикам некоторый объем информации, но трудно дать знание, которые остаются прочно. Еще труднее перевести знания в убеждения, чтобы они вошли в структуру личности. Некоторые знания, сначала быстро текущие, в дальнейшем, в процессе учебы откладываются и становятся фундаментальными. Они проникают в само ядро личности и откладываются в виде глубоких и устойчивых убеждений. Если нет твердой установки, то обирать новые знания очень трудно, они теряются, ничто их не связывает. Если у человека есть совокупность прочных убеждений, то все, что приходит к нему извне в виде новых знаний или сведений, на любом уровне он воспринимает в свете своих убеждений. Поэтому человека имеющего определенную структуру личных убеждений, довольно трудно переубедить.

Внешние слои могут быть малоустойчивыми именно по тому, что существует некоторое ядро. Разрушится ядро — разрушится память, нельзя будет воспринимать и текущую информацию. Подобные слои есть и в психологической структуре личности. Известна психическая болезнь — амнезия: человек теряет память, берет вещь и не знает, куда положить, забывает зачем пришел в институт, что читал год назад. Подобный термин применим также и к общественной памяти.

В том секторе нашей схемы, который мы договорились соотносить с культурой, тоже можно выделить разные по устойчивости слои. На поверхности существуют, скажем, правила тактического порядка, определяющие наше поведение на улице, в разговоре, дискуссии, на работе, правила, меняющиеся в связи с обстановкой. Для того, чтобы мы могли пользоваться ими, нужно знать некоторые более глубокие и устойчивые принципы. Предположим, это будут принципы поведения, позволяющие отличить вредное от полезного, учитывать меняющуюся обстановку и подчинять текущее поведение более существенным требованиям. Под принципами мы будем понимать руководящую идею, центральное понятие, основание, общее для всей системы взглядов, знаний.

Однако, принципы тоже могут меняться, заменяться новыми, более глубокими, или нарушаться. Но у личности существует более устойчивое качество. Назовем его установками. Установка — это состояние готовности человека определенным образом воспринимать, оценивать информацию, принимать решение и действовать2.

Наконец, в активности личности тоже можно выделить разные слои. На поверхности — быстро текущие, меняющиеся желания (под желаниями имеется в виду желания самые обыденные: хочется есть или идти, нужно встать, сесть или что-то написать).

За этими быстро текущими желаниями более глубоко, ближе к воображаемому центру, существуют интересы — более устойчивые, менее подверженные изменениям — интересы к знаниям, к ближним, к работе, интересы политические, научные и т.п. А в глубине личности, ближе к воображаемому центру мы можем обнаружить ценностную ориентацию.

Термин ценностная ориентация обозначает устойчивую направленность человека, более или менее устойчивое отношение личности к определенным элементам культуры (это могут быть и культурно значимые предметы, и вещи, и символические структуры — идеалы, знания и т.д.). Мы уже обсуждали

2 Понятие, впервые сформулированное немецким психологом Л.Ланге в 1888 г. Концепция установки разрабатывалась советским психологом Д.Н.Узнадзе и многими другими учеными.

Узнадзе Дмитрий Николаевич (1886-1950) — грузинский психолог и философ, разработавший общепсихологическую теорию установки. Установка описывается как целостное, недифференцированное и бессознательное состояние субъекта, предшествующее деятельности, и выступает опосредствующим звеном между психическим и физическим, позволяющим снять постулат непосредственности. Возникает при столкновении потребности субъекта и объективной ситуации ее удовлетворения.

системы принятых в обществе ценностей как единицы культурного комплекса. Здесь мы пользуемся этим термином для обозначения личностных характеристик.

Итак, ценности — это предметы и явления существенно важные, значимые для духовной жизни индивида.Это—предельная, идеальная ориентация знаний, интересов и предпочтений личности (добро, истина, красота, допустимое, справедливое и т.д.). Каждой личности присуща специфическая иерархия ценностей, которая определяет онтологическую основу личности. Ценности выступают связующим звеном между культурой общества и духовным миром личности, между общественным и индивидуальным бытием. Личностные ценности отражаются в сознании в виде ценностных ориентации, которые включают в себя также широкий круг социальных ценностей, признаваемых личностью, но не всегда принимаемых ею в качестве собственных целей и принципов. Поэтому возможно как неполное, неадекватное отражение личностных ценностей в сознании, так и ориентация в плане сознания на ценности, не являющиеся реальными мотивами деятельности личности. В структуре зрелой личности ценности определяют перспективные стратегические жизненные цели и мотивы жизнедеятельности. Теория ценностей (аксиология) — учение о природе ценностей, их месте в реальности, о связях ценностей между собой, с личностью, социальными факторами.

Ценностные ориентации — это важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного. Ориентировочная деятельность — поведение, основанное на обследовании окружающих предметов в целью формирования образа того пространства, в котором должно осуществляться предметное действие. Совокупность сложившихся, устоявшихся ценностных ориентации образует своего рода ось сознания, обеспечивающую устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности, выраженную в направленности потребностей и интересов. В силу этого ценностные ориентации выступают важнейшим фактором, регулирующим, детерминирующим мотивацию личности. Основное содержание ценностных ориентации — нравственные убеждения и принципы поведения человека. Поэтому в любом обществе ценностные ориентации являются объектом воспитания, целенаправленного воздействия.

Механизм действия и развития ценностных ориентации связан с необходимостью разрешения противоречий и конфликтов в мотивационной сфере, выбора стремлений личности, в наиболее общей форме выраженной в борьбе между долгом и желанием, мотивами нравственного и утилитарного порядка. Развитые ценностные ориентации — признак зрелости личности, показатель меры ее социальности. Устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностных ориентации обусловливает такие качества личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов, активность жизненной позиции. Противоречивость в ценностных ориентациях порождает непоследовательность в поведении. Неразвитость ценностных ориентации— признак духовного инфантилизма, господства внешних стимулов во внутренней структуре личности, непосредственного воздействия объектов стремления на потребности.

Ценностными ориентациями могут являться приобретательство, образование, продвижение по службе. Но можно найти и более глубокие ориентации — на сохранение существующего положения или на стремление его изменить.

Перейдем к другой стороне той же схемы, посмотрим на нее чуть-чуть иначе. Дело не только в том, что в одном кольце более устойчивые, а в другом менее устойчивые характеристики. Дело еще и в том, как они расчленены. Характеристики, лежащие в верхнем слое обладают такой особенностью: они расчленены на малые части, с ними легко оперировать, их можно переставить, просмотреть в обратном порядке, выделить любые фрагменты, они как кубики, из которых можно строить все, что нам угодно.

Глубинные же знания мы воспринимаем в виде знаний некоторых законов. Эти знания не состоят из отдельных кусочков. Если они глубокие, то представляют некоторый целостный комплекс, который не так просто разрушить. Что касается убеждений, то их разрушить иногда труднее, чем ядро атома не только потому, что они устойчивы, но и потому, что они целостные, неделимые. Вообще говоря, убеждения у каждого из нас — это некоторый «шаблон», образец, та готовая рамка, при помощи которой мы подходим к разного типа знаниям и тем более к оперативной информации. Шаблон в культурологии называют стереотипом.

Стереотип — это устоявшееся, однотипное отношение к чему-либо. Может быть стереотип знаний, установок, интересов, желаний и т.д. В человеческой жизни стереотипами наполнена любая ее сторона. Без стереотипа нельзя обойтись по очень простой причине: все быстро текущее, новое, необычное, получаемое нами, мы можем усвоить только тогда, когда уложим в некоторые рамки своей личности, например, когда назовем каким-то словом, а слово — уже стереотип. Называя, мы уже тем самым раскладываем по полочкам, выделяем важное и неважное, сегодняшнее и вчерашнее, идеальное и материальное. Чем глубже к «ядру личности», тем шаблоны более крупнее. Не только квартиры строятся из блоков, но знания и человеческая память тоже. Если бы мы загружали нашу память отдельными песчинками знаний, то потом не разобрались бы в них, не смогли бы работать. Чем ближе к ядру, тем блок больше, тем меньше расчлененности.

В нашем отношении к миру, в наших рассуждениях о нем, в языке существуют специальные способы, при помощи которых мы знаем и изображаем себя, нашу память, нашу культуру, нашу активность. Разные слои личности могут сознаваться по-разному, и здесь важна следующая особенность. То, что находится снаружи, мы узнаем скорее и легче, чем то, что находится внутри. Очень просто представить себе, что мы хотим в данный момент: есть или пить, читать или идти. Эти текущие желания очень просто осознаются. А вот то, что у нас в глубине, что мы усвоили в школе или в институте, в семье или кругу друзей, осознается меньше, сознается хуже, хотя роль в наших знаниях играет большую. Наконец, меньше всего и хуже всего сознаются те блоки, те стереотипы, которые находятся где-то возле ядра. Нужны специальные приемы, чтобы при анализе личности выделить глубокие ее интересы, сделать осознанным то, над чем сам человек, как правило, не задумывается — на что ориентировано его поведение, каковы установки, определившие его способ действия, отношение к нормам общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: