Вармант 19

К зачету по дисциплине «Культурология»

Необходимо подготовить письменную работу – реферат.

Требования к содержанию и оформлению письменных работ

Цель выполнения контрольной работы – раскрыть поставленный вопрос наиболее полно и емко на основе анализа материала, почерпнутого из исторических источников и специальной литературы.

Выполнение контрольной работы включает в себя следующие этапы:

― ознакомления с вопросами варианта контрольной работы,

― самостоятельное нахождение источников и литературы по вопросам контрольной работы, работа с ними, составление необходимых выписок,

― оформление ответа на вопросы контрольной работы в письменном виде.

Ответ на каждый вопрос контрольной работы должен составлять не более 2 стр. формата А4 (шрифт Times New Roman, кегль 14, интервал 1) и содержать следующие составные части:

― вводную часть,

― основную часть,

― заключительную часть,

― список источников и литературы.

Контрольная работа должны содержать титульный лист, на котором указываются выбранный вариант контрольной работы, ФИО студента, номер группы, ФИО преподавателя.

В список источников и литературы включаются письменные виды исторических источников и специальная литература по рассматриваемому или смежным вопросам. Учебная литература (учебники) при подготовке к ответу на вопрос контрольной работы использоваться могут, но в список литературы включаться не должны. Материалы Интернета могут быть использованы и включены в список литературы при условии указания их полного адреса и конкретной ссылки на используемый ресурс.

Тематика контрольных работ (рефератов) и литература к ним

Вариант 1

1. Характеристика понятия "культура".

2. Понимание культуры в Древней Греции.

3. Особенности крестово-купольной архитектуры.

Литература:

1. Боннар А. Греческая цивилизация от Антигоны до Сократа. М., 92.

2. Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. М., 88.

  1. История Европы. Т.1. М., 91.
  2. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М., 90.
  3. Кун Л.А. Легенды и мифы Древней Греции. М.,75.
  4. Левек П. Эллинистический мир. М., 89.
  5. Легенды и мифы Древней Греции. М., 82.
  6. Лосев А.Ф. История Античной эстетики. М., 88.

8. Лурье С.Я. История Греции. СПб., 93.

9. Маркова А.Н. История мировой культуры. М., 95.

10. Полевой В.М. Искусство Греции. М.,70.

11. Ривкин Б.И. Античное искусство. М.,72.

12. Грибунина Н.Г. Историямировой художественнойкультуры. Тверь, 93.

13. История русского искусства. Подред. Плотникова В.И. М., 80.

14. Культурология Словарь М., 1999.

15. Культурология под ред. А.Н.Марковой М., 2000.

16. Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 1996.

17. Ионин Л.Г. Социология культуры М., 1996.

18. Коган Л.Н. Социология культуры. Екатеринбург, 1992.

19. Пелипенко А.А., Яковенко И.Г. Культура как система. М., 1998.

20. Соколов Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры. Л., 89.

21. Человек и социокультурная среда. Вып. 1-2. М., 1992.

Вариант 2

1. Функции культуры.

2. Цицерон о культуре.

3. Особенности крестово-купольной архитектуры.

Литература:

1. История Европы. Т.1. М.,91.

2. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М.,90.

3. Грибунина Н.Г. Историямировой художественнойкультуры. Тверь, 93.

4. Маркова А.Н. История мировой культуры. М., 95.

5. Лосев А.Ф. История Античной эстетики. М., 88.

6. Ионин Л.Г. Социология культуры М., 1996.

7. Коган Л.Н. Социология культуры. Екатеринбург, 1992.

8. Пелипенко А.А., Яковенко И.Г. Культура как система. М., 1998.

9. Соколов Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры. Л., 89.

10. Человек и социокультурная среда. Вып. 1-2. М., 1992.

2. История русского искусства. Подред. Плотникова В.И. М., 80.

3. Культурология Словарь М., 1999.

4. Культурология под ред. А.Н.Марковой М., 2000.

5. Цицерон. Философские трактаты. М., 85.

Вариант 3

1. Роль мифа в культуре.

2. Критерии культуры в "Теории предпочтений" Августина Блаженного.

3. Отличия ионической, дорической и коринфский колонн.

Литература:

1. Гуревич А.Я. Категории средневековойкультуры. М.,89.

2. Гуревич А.Я.Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М.,90.

3. Дюби Ж. Европа в средние века. Смоленск, 94.

  1. ИсторияЕвропы.Т.2., М.,91.
  2. История зарубежной литературы: Средние века и Возрождение. М., 87.
  3. Ильина Т. История западноевропейского искусства. М.,87.
  4. Ле Гофф Ж. ЦивилизациясредневековогоЗапада. М.,92.
  5. Маркова А.Н. История мировой культуры. М., 95.
  6. Опыт тысячелетия. Средние века и эпоха Возрождения: быт, нравы, идеалы. Антология. М.,96.

10. Уколова В.И. Античноенаследие и культура раннего средневековья. М.,89.

11. Лосева И.Н. Миф и религия в отношении к рациональному познанию // Вопросы философии 1992. № 7.

12. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М., 90.

13. Маркова А.Н. История мировой культуры. М., 95.

14. Полевой В.М. Искусство Греции. М.,70.

15. Ривкин Б.И. Античное искусство. М.,72.

16. Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М., 87.

17. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. М., 1982.

18. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 76.

Вариант 4

1. Символ в культуре.

2. Вольтер и Руссо о культуре.

3. Готический стиль в архитектуре.

Литература:

1. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. М., 1982.

  1. Маркова А.Н. История мировой культуры. М., 95.
  2. Лосева И.Н. Миф и религия в отношении к рациональному познанию // Вопросы философии 1992. № 7.
  3. Ильина Т. История западноевропейскогоискуства. М.,87.
  4. Вольтер. Эстетика. Статьи. Письма. М., 1974.
  5. Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М., 1969.
  6. Сиволап И.И. Социальные идеи Вольтера. М., 1978.
  7. Волгин В.П. Развитие общественной мысли во Франции в XVIII веке. М., 1977.

Вариант 5

1. Семиотика культуры.

2. Сущность культуры по Ф. Ницше.

3. Факторы, определившие начало Эпохи Возрождения.

Литература:

  1. Из истории культуры Средних веков и Возрождения. М.,72.
  2. Античное наследие в культуре Возрождения. М.,84.
  3. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение. В поисках индивидуальности М.,89.
  4. Грибунина Н.Г.История мировой художественной культуры. Тверь,93
  5. Ильина Т. В. История искусств. Западноевропейское искусство. М.,93.
  6. Культура Возрождения и общество. М.,86.
  7. Культура эпохи Возрождения и Реформация. Л.,81.
  8. Культура Возрождения в Средние века. М.,93.
  9. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М.,78.

10. Маркова А.Н. История мировой культуры. М., 95.

11. Рутенбург В.И. Титаны Возрождения. Спб.,91.

12. Опыт тысячелетия. Средние века и эпоха Возрождения: быт, нравы, идеалы. Антология. М.,96.

13. Уколова В.И. Античноенаследие и культура раннего средневековья. М.,89.

14. История зарубежной литературы: Средние века и Возрождение. М., 87.

15. Ильина Т. История западноевропейского искусства. М.,87.

16. Ницше Ф. Стихотворения. Философская проза. СПб., 1993.

17. Ницше: pro et contra. Антология. СПб., 2001.

18. Мошнин В.Ф.Философия культуры Ф. Ницше // Философия истории: диалог культур. М., 1989.

Вариант 6

1. Менталитет и его роль в культуре.

2. Понятие культуры и цивилизации в концепции О. Шпенглера.

3. Авангард как направление в живописи начала ХХ века.

Литература:

1. Сербенко Н.И., Соколов А.Э. Кризис культуры как исторический феномен // Философские науки 1990. № 7.

2. Ильина Т. История западноевропейского искусства. М., 87.

3. Маркова А.Н. История мировой культуры. М., 95.

4. Культурология Словарь М., 1999.

5. Шпенглер О. Закат Европы. Т.1. М., 1993.

6. Савасьян К.А. О. Шпенглер и его реквием по Западу // Шпенглер О. Закат Европы. Т.1. М., 1993.

7. Тавризян Г.М. О. Шпенглер, Й. Хейзинга: две концепции кризиса культуры. М., 1988.

8. Гуревич А.Я. Исторический синтез и школа "Анналов". М., 1993.

9. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984.

10. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992

Вариант 7

1. "Массовая культура" и ее черты.

2. Признаки кризиса культуры по О. Шпенглеру.

3. Парсуна как новый жанр русской живописи XVII века.

Литература:

1. Сербенко Н.И., Соколов А.Э. Кризис культуры как исторический феномен// Философские науки 1990. № 7.

2. Маркова А.Н. История мировой культуры. М., 95.

  1. Культурология Словарь М., 1999.
  2. Шпенглер О. Закат Европы. Т.1. М., 1993.
  3. Савасьян К.А. О. Шпенглер и его реквием по Западу // Шпенглер О. Закат Европы. Т.1. М., 1993.
  4. Тавризян Г.М. О. Шпенглер, Й. Хейзинга: две концепции кризиса культуры. М., 1988.
  5. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Психология масс. Хрестоматия/ под ред. Райгородского Д.Я. Самара, 1998.
  6. Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства // Антология культурологической мысли. М., 1996.

8. Разголов К.Э. Дар или проклятие? Проблемы массовой культуры. М., 1994.

9. Кукаркин А.В. Буржуазная массовая культура. М., 1985.

Вариант 8

1. Религия и культура.

2. Понятие цивилизации в работах А. Тойнби.

3. Барокко а архитектуре.

Литература:

1. Сербенко Н.И., Соколов А.Э. Кризис культуры как исторический феномен// Философские науки 1990. № 7.

2. Бибихин В.В. Философия и религия // Вопросы философии 1992. № 7.

3. Лосева И.Н. Миф и религия в отношении к рациональному познанию // Вопросы философии 1992. № 7.

4. Маркова А.Н. История мировой культуры. М., 95.

5. Культурология Словарь М., 1999.

6. Культурарелигия: линии сопряжения. М., 1994.

7. Тэнасе Э. Культура и религия М., 1989.

8. Мень А. История религии. Т.1. М., 1992.

9. Карпушин И. Искусство и религия. М., 1991.

2. Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. М., 1993.

1. 11.Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.

3. Семенов Ю.Н. Социальная философия А. Тойнби.

Вариант 9

1. Архетип и его роль в культуре.

2. Процесс цивилизации в работах Норберта Элиаса.

3. Рококо в искусстве XVIII века.

Литература:

1. Элиас Н. Процесс цивилизации. Т. 1-2. М., 2001.

  1. Элиас Н. Природное общество. М., 2002.
  2. Человек и его символы. Под ред. К.Г. Юнга СПб., 1996.
  3. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991.
  4. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М., 1994.
  5. Маркова А.Н. История мировой культуры. М., 95.
  6. Культурология Словарь М., 1999.
  7. Ильина Т. История западноевропейского искусства. М., 87.

Вариант 10

1. Культурная элита и ее роль в развитии общества.

2. Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского.

3. Импрессионизм как новый этап в развитии европейской живописи.

Литература:

1. Сербенко Н.И., Соколов А.Э. Кризис культуры как исторический феномен // Философские науки 1990. № 7.

2. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. СПб., 1992.

3. Маркова А.Н. История мировой культуры. М., 95.

  1. Культурология Словарь М., 1999.
  2. Ильина Т. История западноевропейского искусства. М., 87.
  3. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Психология масс. Хрестоматия/ под ред. Райгородского Д.Я. Самара, 1998.
  4. Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства // Антология культурологической мысли. М., 1996.
  5. Разголов К.Э. Дар или проклятие? Проблемы массовой культуры. М., 1994.
  6. Кукаркин А.В. Буржуазная массовая культура. М., 1985.

Вариант 11

1. Феминизм как социокультурное явление.

2. Понимание стиля в исследованиях Г. Вёльфлина.

3. Классицизм в литературе.

Литература:

1. Маркова А.Н. История мировой культуры. М., 95.

2. Культурология Словарь М., 1999.

3. Ильина Т. История западноевропейского искусства. М., 87.

4. Соколов А.Н. Теория стиля. М., 1968.

5. Лосев А.Ф. Понимание стиля от Бюффона до Шлегеля // Литературная учеба. 1988. № 1.

6. Вёльфлин Г. Основные понятия истории искусств. СПб., 1994.

7. Вёльтлин Г. Ренессанс и Барокко. М., 1934.

8. Лосев А.Ф. Проблема художественного стиля. Киев, 1994.

9. Иоффе И.И. Культура и стиль. Л., 1927.

10. Шапиро М. Стиль // Советское искусствознание. Вып. 24. М., 1988.

11. Фридан Б. Загадка женственности. М., 1994.

12. Эванс С. Рожденная для свободы. История американских женщин. М., 1993.

13. Юлина Н.П. Феминистская мысль в США // Вопросы философии 1986. № 5.

14. Юлина Н.П. Женщина, семья, общество // Вопросы философии. 1994. № 9.

15. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия. М., 1998.

Вариант 12

1. Субкультура.

2. Культура в работах К. Леви-Стросса.

3. Особенности шатровой архитектуры.

Литература:

1. Маркова А.Н. История мировой культуры. М., 95.

2. Культурология Словарь М., 1999.

4. История русского искусства. Подред. Плотникова В.И. М., 80.

5. Леви-Стросс К. Первобытное мышление: миф и ритуал. М., 1995.

6. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1985.

7. Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века. М., 1997.

8. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996.

9. Субкультура и этносы в художественной жизни общества. СПб., 1995.

10. Гуревич П.С. Философия культуры.

11. Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 1996.

12. Ионин Л.Г. Социология культуры М., 1996.

13. Коган Л.Н. Социология культуры. Екатеринбург, 1992.

14. Пелипенко А.А., Яковенко И.Г. Культура как система. М., 1998.

2. Соколов Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры. Л., 89.

Вариант 13

1. Контркультура.

2. Первобытная культура в работах Э. Тайлора.

3. Модерн.

Литература:

1. Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 1996.

2. Ионин Л.Г. Социология культуры М., 1996.

3. Коган Л.Н. Социология культуры. Екатеринбург, 1992.

4. Пелипенко А.А., Яковенко И.Г. Культура как система. М., 1998.

5. Соколов Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры. Л., 89.

6. Тайлор Э. Первобытная культура. М., 1989.

7. Маркова А.Н. История мировой культуры. М., 95.

8. Культурология Словарь М., 1999.

9. Ильина Т. История западноевропейскогоискусства. М., 87.

Вариант 14

1. Культурная статика.

2. Современная культура у Г. Маркузе.

3. Экспрессионизм.

Литература:

1. Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 1996.

2. Ионин Л.Г. Социология культуры М., 1996.

3. Коган Л.Н. Социология культуры. Екатеринбург, 1992.

4. Пелипенко А.А., Яковенко И.Г. Культура как система. М., 1998.

5. Соколов Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры. Л., 89.

Вариант 15

  1. Культурная динамика.
  2. Античная мифология в исследованиях А.Ф. Лосева.
  3. Кубизм.

Литература:

1. Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 1996.

2. Ионин Л.Г. Социология культуры М., 1996.

3. Коган Л.Н. Социология культуры. Екатеринбург, 1992.

4. Пелипенко А.А., Яковенко И.Г. Культура как система. М., 1998.

5. Соколов Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры. Л., 89.

6. Маркова А.Н. История мировой культуры. М., 95.

7. Культурология Словарь М., 1999.

8. Ильина Т. История западноевропейского искусства. М., 87.

9. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Т.1-2. М., 1994.

10. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993.

Вариант 16

1. Фольклор.

2. Ж. Ле Гофф о средневековой цивилизации.

3. "Русские сезоны" и С.П. Дягилев.

Литкратура:

1. Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 1996.

  1. Ионин Л.Г. Социология культуры М., 1996.
  2. Коган Л.Н. Социология культуры. Екатеринбург, 1992.
  3. Пелипенко А.А., Яковенко И.Г. Культура как система. М., 1998.
  4. Соколов Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры. Л., 89.
  5. Маркова А.Н. История мировой культуры. М., 95.
  6. Культурология Словарь М., 1999.
  7. Ильина Т. История западноевропейского искусства. М., 87.
  8. Сарабьянов Д.В. История русского искусства XIX - начала ХХ века. М., 1990.

10. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.

11. Гуревич А.Я. Исторический синтез и школа "Анналов".

12. Февр Л. Бои за историю. М., 1991.

Вариант 17

1. Культурный ареал.

2. Понятие "менталитет" в работах А.Я. Гуревича.

3. Символизм.

Литература:

  1. Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 1996.
  2. Ионин Л.Г. Социология культуры М., 1996.
  3. Коган Л.Н. Социология культуры. Екатеринбург, 1992.
  4. Пелипенко А.А., Яковенко И.Г. Культура как система. М., 1998.
  5. Соколов Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры. Л., 89.

Вариант 18

1. Массовая культура.

2. Школа "Анналов" (Ж. Ле Гофф).

3. Сентиментализм.

Литература:

1. Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 1996.

2. Ионин Л.Г. Социология культуры М., 1996.

3. Коган Л.Н. Социология культуры. Екатеринбург, 1992.

4. Пелипенко А.А., Яковенко И.Г. Культура как система. М., 1998.

5. Соколов Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры. Л., 89.

6. Маркова А.Н. История мировой культуры. М., 95.

7. Культурология Словарь М., 1999.

8. Ильина Т. История западноевропейскогоискуства. М., 87.

9. Сарабьянов Д.В. История русского искусства XIX - начала ХХ века. М., 1990.

10. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.

11. Гуревич А.Я. Исторический синтез и школа "Анналов".

12. Февр Л. Бои за историю. М., 1991.

Вармант 19

  1. Доминируюшая культура.
  2. Человек и современная культура в исследованиях Э. Фромма.
  3. Романтизм.

Литература:

  1. Маркова А.Н. История мировой культуры. М., 95.
  2. Культурология Словарь М., 1999.
  3. История русского искусства. Подред. Плотникова В.И. М., 80.
  4. Фромм Э. Иметь или быть? Спб., 1992.
  5. Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века. М., 1997.
  6. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996.
  7. Субкультура и этносы в художественной жизни общества. СПб., 1995.
  8. Гуревич П.С. Философия культуры.
  9. Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 1996.

10. Ионин Л.Г. Социология культуры М., 1996.

11. Коган Л.Н. Социология культуры. Екатеринбург, 1992.

12. Пелипенко А.А., Яковенко И.Г. Культура как система. М., 1998.

13. Соколов Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры. Л., 89.

Вариант 20

1. Формы культуры.

2. Культурная элита в понимании Х. Ортега-и-Гассета.

3. Парадный портрет как жанр живописи XVIII века.

Литература:

  1. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. М., 2002.
  2. Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства. М., 2002.
  3. Пелипенко А.А., Яковенко И.Г. Культура как система. М., 1998.
  4. Соколов Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры. Л., 89.
  5. Ионин Л.Г. Социология культуры М., 1996.
  6. Коган Л.Н. Социология культуры. Екатеринбург, 1992.
  7. Маркова А.Н. История мировой культуры. М., 95.
  8. Культурология Словарь М., 1999.
  9. История русского искусства. Подред. Плотникова В.И. М., 80.

Вариант 21

1. Социокультурные особенности Древнегреческого полиса.

2. Культурный психоанализ З. Фрейда.

3. Базилика.

Литература:

  1. Фрейд З. Тотем и табу /Фрейд З. Избр.соч. т.2. Спб., 1991.
  2. Маркова А.Н. История мировой культуры. М., 95.
  3. Культурология Словарь М., 1999.
  4. История русского искусства. Подред. Плотникова В.И. М., 80.
  5. Уколова В.И. Античноенаследие и культура раннего средневековья. М.,89.

Вариант 22

1. Поэзия вагантов в средневековой культуре.

2. А. Бенуа и "Мир искусства".

3. Барокко.

Литература:

1. Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 1996.

  1. Ионин Л.Г. Социология культуры М., 1996.
  2. Коган Л.Н. Социология культуры. Екатеринбург, 1992.
  3. Пелипенко А.А., Яковенко И.Г. Культура как система. М., 1998.
  4. Соколов Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры. Л., 89.
  5. Маркова А.Н. История мировой культуры. М., 95.
  6. Культурология Словарь М., 1999.
  7. Ильина Т. История западноевропейского искусства. М., 87.
  8. Сарабьянов Д.В. История русского искусства XIX - начала ХХ века. М., 1990.

10. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.

11. Гуревич А.Я. Исторический синтез и школа "Анналов".

12. Февр Л. Бои за историю. М., 1991.

Вариант 23

1. Н. Рерих о культуре.

2. "Голубая роза".

3. Рококо.

Литература:

  1. Рерих Н.К. Сердце Азии. М., 1991.
  2. Иконникова С.Н. История культурологических теорий. М.-СПб., 2005.
  3. Кравченко А.И. Культурология. М., 2005.
  4. Грибунина Н.Г. Историямировой художественнойкультуры. Тверь, 93.
  5. Маркова А.Н. История мировой культуры. М., 95.
  6. Пелипенко А.А., Яковенко И.Г. Культура как система. М., 1998.
  7. Соколов Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры. Л., 89.
  8. Человек и социокультурная среда. Вып. 1-2. М., 1992.
  9. История русского искусства. Подред. Плотникова В.И. М., 80.

10. Культурология Словарь М., 1999.

11. Культурология под ред. А.Н.Марковой М., 2000.

Вариант 24

1. Проблемы культуры в работах французских экзистенцианалистов.

2. "Бубновый валет".

3. Ампир.

Литература:

  1. Сартр Ж.-П. Слова. СПб., 2004.
  2. Иконникова С.Н. История культурологических теорий. М.-СПб., 2005.
  3. Кравченко А.И. Культурология. М., 2005.
  4. Грибунина Н.Г. Историямировой художественнойкультуры. Тверь, 93.
  5. Маркова А.Н. История мировой культуры. М., 95.
  6. Пелипенко А.А., Яковенко И.Г. Культура как система. М., 1998.
  7. Соколов Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры. Л., 89.
  8. Человек и социокультурная среда. Вып. 1-2. М., 1992.
  9. История русского искусства. Подред. Плотникова В.И. М., 80.

10. Культурология Словарь М., 1999.

11. Культурология под ред. А.Н.Марковой М., 2000.

Вариант 25

1. Культурные универсалии.

2. "Ослиный хвост".

3. Пламенеющая готика.

Литература:

1. Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 1996.

2. Ионин Л.Г. Социология культуры М., 1996.

4. Коган Л.Н. Социология культуры. Екатеринбург, 1992.

5. Пелипенко А.А., Яковенко И.Г. Культура как система. М., 1998.

6. Соколов Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры. Л., 89.

7. Маркова А.Н. История мировой культуры. М., 95.

8. Культурология Словарь М., 1999.

9. Ильина Т. История западноевропейскогоискусства. М., 87.

10. Сарабьянов Д.В. История русского искусства XIX - начала ХХ века. М., 1990.

11. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.

12. Гуревич А.Я. Исторический синтез и школа "Анналов".

13. Февр Л. Бои за историю. М., 1991.


Контрольные вопросы по дисциплине

1. Предмет культурологии. Понятие культуры, ее строение и функции.

2. Типология культур.

3. Мыслители античности о культуре.

4. Понимание культуры в эпоху средневековья.

5. Культурологические концепции эпохи Просвещения. (С. Пуфендорф, Ф.-М. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Ш.Фурье, И. Аделунг, И.-Г. Гердер).

6. Понимание культуры в немецкой классической философии.

7. Проблема кризиса культуры в работах О. Шпенглера.

8. Понятие «культурно-исторический тип» в концепции Н.Я. Данилевского.

9. Западно-европейские концепции игровой культуры Й. Хейзинга и Г. Гессе.

10. Проблема культуры в концепции П.А. Сорокина.

11. Психологический подход к изучению культуры (З. Фрейд, К.-Г. Юнг.)

12. Культурологические исследования французских структуралистов: К. Леви-Стросс, Р. Барт, М. Фуко

13. Культурный процесс в понимании К. Леви-Стросса.

14. Культура как знаково-символическая система.

15. Теория развития цивилизаций А. Тойби.

16. Человек и современная культура в исследованиях Э. Фромма

17. Культурологические исследования Ю.М. Лотмана.

18. Особенности первобытной культуры.

19. Место человека в полисной организации общества. Миф как объяснение реальности в Древней Греции.

20. Особенности развития Античной культуры.

21. Характерные черты эпохи средневековья, их влияние на культуру и искусство. Основные черты искусства средних веков.

22. Город, как особая форма средневековой культуры (Университеты как центры альтернативной культуры).

23. Человек эпохи средневековья. Особенности менталитета.

24. Стили и направления в искусстве средневековой Европы (живопись, архитектура, литература, музыка).

25. Исторические и культурные предпосылки возникновения культуры эпохи Ренессанса.

26. Основные черты культуры эпохи Возрождения (живопись, архитектура, литература, музыка и театр).

27. Причины и предпосылки формирования культуры нового типа. Изменение менталитета человека эпохи Ренессанса. Особенности гуманистической философии.

28. Понятие Просвещения. Основные отличия Английского, Французского, Немецкого и Русского Просвещения.

29. Изменения сознания человека в эпоху Просвещения. Развитие научных знаний и философии.

30. Основные черты культуры эпохи Просвещения (живопись, архитектура, литература, музыка и театр).

31. Возникновение и развитие новых стилевых направлений в культуре второй половины XVIII века (барокко, рококо, классицизм).

32. Возникновение и развитие новых стилевых направлений в культуре начала ХIХ века (ампир романтизм, реализм)

33. Основные черты европейской культуры XVIII века (живопись, архитектура, литература, театр).

34. Возникновение новых стилевых направлений в культуре второй половины XIX века (критический реализм, символизм, импрессионизм, модерн).

35. Основные черты культуры XIX века (живопись, архитектура, литература, музыка и театр).

36. Возникновение и развитие новых стилевых направлений в культуре ХХ века.

37. Понятие "Элитарной" и "Массовой" культуры в понимании Х. Ортега-и-Гассета..

38. Изменения сознания и жизненных установок человека в ХХ веке.

39. Культурология и проблемы будущего глобального развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: