Запуск двигателя при принудительном воспламенении во многом зависит от наличия паровой фазы бензина в цилиндрах в момент воспламенения, а значит – от фракционного состава и д.н.п. бензина. Применение легких бензинов в летний период связано с большими потерями бензина в процессе транспортировки и хранения, а также с возможностью образования паровых пробок в системе питания автомобиля. Поэтому предусматривается выработка бензинов летних и зимних сортов (БЗ – температура t10% - 55оС, для БЛ – 70оС).
Определяет условия хранения н/п и их воздействия на ДВС в условиях длительного применения. ХС определяется содержанием в бензине реакционноспособных непредельных углеводородов (иодное и бромное числа). (ТК, висбрекинг, коксование, пиролиз – КР, КК, алеилирование, изомеризация. Эффективный и дешевый способ повышения ХС – введение антиокислительных присадок.
Определяется в первую очередь содержанием сернистых и кислородных соединений. Комплексная оценка – испытание на медную пластинку (почернение в пределах часа).
Таблица 1.4 – Характеристика неэтилированных автомобильных бензинов
| Показатель | А-72 | А-76 | АИ-91 | АИ-93 | АИ-95 | |||||
| Октановое число, не менее: | ||||||||||
| моторный метод | 82,5 | |||||||||
| исследовательский метод | Не нормируется | |||||||||
| Фракционный состав: | ||||||||||
| Температура начала перегонки, °С, не ниже: | ||||||||||
| летнего | ||||||||||
| зимнего | Не нормируется | |||||||||
| Перегоняется при температуре, °С, не выше: | ||||||||||
| 10% бензина: летнего | ||||||||||
| зимнего | ||||||||||
| 50 % бензина: летнего | ||||||||||
| зимнего | ||||||||||
| 90 % бензина: летнего | ||||||||||
| зимнего | ||||||||||
| Конец кипения бензина, °С, не выше: | ||||||||||
| летнего | ||||||||||
| зимнего | ||||||||||
| Остаток в колбе, %, не более | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | |||||
| Давление насыщенных паров бензина, кПа, не более: | ||||||||||
| летнего | 66,7 | 66,7 | 66,7 | 66,7 | 66,7 | |||||
| зимнего | 66,7...93,3 | 66,7...93,3 | 66,7...93,3 | 66,7...93,3 | 66,7...93,3 | |||||
| Кислотность, мг КОН/100 см3, не более: | 3,0 | 1,0 | 3,0 | 0,8 | 2,0 | |||||
| Содержание фактических смол, мг /100 см3, не более: | ||||||||||
| на месте производства | 5,0 | 5,0 | 5,0 | 5,0 | 5,0 | |||||
| на месте потребления | 10,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 | |||||
| Индукционный период на месте производства бензина, мин, не менее | ||||||||||
| Массовая доля серы, %, не более | ОДО | 0,10 | 0,10 | 0,10 | 0,10 | |||||
| Цвет | Желтый | |||||||||
Дизельные топлива
Различают быстроходные (n>1000 об/мин) и тихоходные дизели. Быстроходные – автомобили, сельхозтехника, тихоходные – судовые и энергоустановки.
Преимущества дизеля:
· Расход бензина - < на 30-35%;
· Проще система охлаждения;
· Допускает большие перегрузки (>Мкр);
· Меньшая токсичность выхлопа;
· Неограниченная возможность обеднения рабочей смеси (постоянный расход воздуха – регулируется впрыск топлива);
· Меньшая пожароопасность.
Недостатки:
· Большая удельная масса;
· Меньшая быстроходность;
· Более тяжелый запуск в зимних условиях