Инновация: понятие и роль в совершенствовании деятельности УИС

Динамичное развитие современного российского общества обуславливает необходимость использования его инновационного потенциала в целях рационализации государственного управления и повышения эффективности различных общественных систем.

Под рационализацией государственного управления подразумевается «сложный процесс: а) насыщения его знаниями, опытом, теоретическим мышлением, актуальностью управленческих решений и действий, нужным потенциалом управляющих воздействий; б) экономии ресурсов, времени, человеческих сил при выработке и реализации управленческих решений и действий; в) достижения полного претворения в жизнь управленческих идеалов, ценностей, целей, замыслов и моделей; г) использования в нем всех возможностей, заложенных в потенциале общества, каждого человека и, особенно, должностного лица; д) измерения результатов государственного управления по определенным критериям социальной эффективности; е) применения стимулов и ответственности для тех, кто профессионально занят в аппарате управления; ж) формирования мощных взаимосвязей, обеспечивающих постоянное и быстрое введение в органы государственного управления новых источников и факторов его совершенствования; з) обеспечения посредством государственного управления прав и свобод всех граждан, ради которых оно существует и кто с ним соприкасается»[352].

Среди разного рода преобразований в деятельности УИС особую роль играют инновации, являющиеся одним из ключевых факторов развития входящих в нее органов и учреждений.

Современное значение понятия «инновация» (от англ. innovation) введено в научный оборот в начале XX века австрийским и американским экономистом Йозефом Шумпетером. В вышедшей в 1939 г. работе «Экономические циклы» и других трудах Й. Шумпетер исследовал основные понятия теории инновационных процессов. Он представил инновацию как новую комбинацию факторов производства, посредством которой достигается развитие организации, повышение ее эффективности.

В научной литературе принято разграничивать такие понятия, как «новшество» и «инновация». Новшество представляет собой оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. Инновация же – это конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта[353]. При этом важно подчеркнуть, что инновация – это не любое внедренное новшество, а лишь такое, которое способно существенно повысить эффективность действующей системы или позволит ей приобрести ощутимую, строго фиксированную ценность от реализации[354]. Таким образом, инновация имеет четкую ориентацию на конечный результат прикладного характера. Инновации представляют собой достаточно быстрые целенаправленные и планомерные преобразования в деятельности организации. Инновациями не являются стихийные и спонтанные перемены. К инновациям относятся лишь радикальные изменения в компонентах деятельности, которые ощутимо влияют на ее результаты. Нельзя считать инновацией преобразование, которое не отличается качественной новизной или «копирует» то, что уже встречалось в чужой практике[355].

Существуют две точки зрения. По одной из них инновация представляет собой некий процесс, в ходе которого, научная деятельность или техническое изобретение доводятся до стадии практического использования и начинают давать эффект. Исходя из второй, «инновация» не является процессом, она определяется как результат инновационной деятельности, поскольку научное достижение можно отнести к «инновации» только после получения эффекта от его внедрения[356]. Представляется более обоснованной точка зрения авторов, считающих неправильным включать в понятие «инновация» ее инициирование, проектирование, разработку, создание и освоение (внедрение, распространение). Эти этапы относятся к инновационной деятельности как процессу, результатом которого могут быть инновации[357].

Не вполне корректным также представляется понимать под инновационной деятельностью исключительно предпринимательскую деятельность, т.е. связывать понятие «инновация» с получением только коммерческого эффекта от ее внедрения[358]. Более приемлемой с позиций современных научных исследований представляется точка зрения, согласно которой результатом инновационной деятельности может быть получение экономического, социального, экологического, научно-технического или других видов эффекта[359]. Отечественные исследователи инноваций, выделяя различные их виды (технические, экономические, организационные и другие), отмечают направленность новшества на совершенствование той сферы человеческой деятельности, в которой это новшество используется[360].

Классификация инноваций может быть осуществлена по различным основаниям (схема 1).

Между инновационной деятельностью и социальным управлением существует диалектическая взаимосвязь. Одной из основных целей социального управления справедливо признается совершенствование или развитие той социальной системы, в которой это управление осуществляется[361]. С другой стороны, инновационная деятельность, как и любой другой вид социальной деятельности, нуждается в управлении. Кроме того, сами нововведения, по мнению некоторых ученых, можно операционально определить как разновидность управленческих решений[362].

Инновационная деятельность в УИС осуществляется в различных направлениях. Во-первых, это научно-исследовательская и опытно-конструкторская деятельность, а также экспериментальная проверка (апробация) и использование ее результатов в практической деятельности и образовательном процессе. Во-вторых, это выявление, изучение и внедрение (распространение) передового опыта в деятельность органов и учреждений ФСИН России. С определенной долей условности, к одному из направлений инновационной деятельности в УИС можно отнести организационное проектирование, посредством которого осуществляется внедрение научных достижений в практику деятельности органов и учреждений ФСИН России. Вместе с тем, организационное проектирование не всегда предполагает замкнутый цикл инновационного процесса, а является одной из его стадий, связывающих науку с практикой.

Инновационная деятельность в УИС имеет свои особенности. Прежде всего, создание и освоение (внедрение) инноваций в данной социальной системе инициируется, главным образом, на стратегическом уровне управления. Главным фактором, сдерживающим создание и освоение (внедрение) инноваций, особенно психолого-педагогических, является значительная по объему правовая регламентация всех направлений деятельности УИС. В числе факторов, влияющих на восприятие новшеств в исправительных учреждениях, относятся также относительная закрытость и консервативность уголовно-исполнительной деятельности, высокий уровень риска возникновения серьезных последствий в ходе апробации и внедрения различного рода инноваций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: