Организация и проведение экспериментов в УИС

Эксперимент является одним из наиболее действенных инструментов инновационной деятельности в государственном управлении. Он относится к тому управленческому явлению, которое заслуживает самого пристального внимания со стороны ученых в области управления[368]. Как отмечал В.Г. Афанасьев, «социальный эксперимент является важным, а порой и единственно возможным средством исследования социальных явлений, и в особенности процессов управления»[369].

За всю довольно длительную историю своего существования отечественная система исполнения уголовных наказаний приобрела достаточно богатый опыт проведения различного рода экспериментов. Особенно активное применение эксперимент в управлении УИС получил в советские годы, когда как в пенитенциарной системе, так и в стране в целом происходили глубокие преобразования. Некоторые из проведенных в то время экспериментов нашли подробное освещение в научной литературе. Так, например, опыт проведения экономических экспериментов, связанных с совершенствованием производственного сектора УИС, стал объектом исследования в работе С.Х. Шамсунова[370]. Правовые и организационные основы проведения экспериментов в практике деятельности исправительных учреждений исследованы Ю.Д. Соловьевым[371].

В целях создания в УИС единой организационной и методологической основы проведения экспериментов в 2001 году была утверждена Инструкция по проведению экспериментов в УИС Минюста России[372]. Согласно данной Инструкции, эксперимент определяется как «поставленный опыт, позволяющий на практике оценить оптимальные формы и методы работы учреждений, органов, научных и учебных заведений, а также других организаций, входящих в УИС». В Инструкции определены виды и цели экспериментов, проводимых в УИС, подробно регламентированы вопросы их организации.

В соответствии с Инструкцией по проведению экспериментов в УИС все эксперименты подразделяются в зависимости от направлений деятельности органов и учреждений УИС, в рамках которых они проводятся, на следующие виды: управленческие, оперативно-режимные, служебно-боевые, производственно-хозяйственные и экономические, социально-психологические, педагогические и иные.

В качестве экспериментальных объектов выбираются наиболее типичные, лишенные каких-либо преимуществ подразделения УИС, личный состав которых способен реализовать программу эксперимента. Эксперименты в УИС проводятся при условии, когда намеченные преобразования не влекут за собой нарушений прав и законных интересов осужденных, лиц, содержащихся в следственных изоляторах, а также персонала УИС. Категорически запрещается создавать ситуации, которые могут способствовать совершению правонарушений, причинению ущерба физическим и юридическим лицам, а также препятствовать выполнению задач, стоящих перед учреждениями УИС. В рамках эксперимента планируются мероприятия, которые позволят свести к минимуму потри от возможных отрицательных результатов экспериментальных преобразований и вынужденного возврата к прежним системам, формам и методам деятельности. Сроки работы подразделений УИС в экспериментальном режиме должны обеспечивать возможность глубокой проверки гипотезы эксперимента, устойчивость итоговых результатов. В подразделениях УИС, на базе которых организуется эксперимент, должны быть созданы все необходимые материальные, организационные и иные условия для осуществления намеченных экспериментальных преобразований. Необходимым условием проведения эксперимента является также наличие «реальной практической возможности распространения положительных результатов эксперимента в необходимых масштабах»[373].

Решение о проведении эксперимента принимают: Министр юстиции РФ, его заместитель, курирующий УИС, начальники центрального и территориальных органов УИС по вопросам, входящим в их компетенции. Решению предшествует предэкспериментальный сбор информации, а также подготовка подразделений УИС к работе в экспериментальных условиях.

Эксперимент включает в себя следующие стадии:

- подготовка эксперимента (подготовка приказа о проведении эксперимента, формирование и создание рабочей группы, разработка программы);

- проведение эксперимента;

- составление отчета и выводов;

- принятие решения по результатам эксперимента.

Эксперимент достаточно широко применяется в практике реформирования деятельности органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания. Приведем несколько примеров.

С 2000 г. на базе исправительных учреждений Орловской области проводился эксперимент по реорганизации отрядного звена путем создания центров психолого-педагогической и социальной работы с осужденными[374]. Решение о проведении данного эксперимента было принято на заседании Координационно-методического совета УИС Минюста России. Были разработаны программа проведения эксперимента, положение о центре (участке) психолого-педагогической и социальной работы, должностные обязанности сотрудников центра (участка), а также необходимые для их деятельности документы (социальный паспорт, карта ресоциализации, журнал учета социальной работы и т.д.), куда в ходе эксперимента вносились соответствующие коррективы[375]. Программой эксперимента было предусмотрено получение высоких результатов исправления и ресоциализации осужденных за счет внутренних организационно-структурных изменений, связанных с реорганизацией отрядного звена исправительного учреждения и созданием центров психолого-педагогической и социальной работы с осужденными, введения должностей старших специалистов по социальной работе с осужденными, перераспределения функциональных обязанностей, главным образом между начальниками отрядов, психологами и социальными работниками, а также формирования из них «команды» сотрудников, решающих основные проблемы осужденных, содержащихся в центре, в теснейшем контакте и взаимодействии[376].

С 2002 г. по решению Минюста России на базе Ижевской воспитательного колонии проводился эксперимент по разработке и апробации модели исправительного учреждения нового типа для лиц, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте. Организационно данное учреждение представляло собой комплекс следующих структурных элементов: помещение, функционирующее в режиме следственного изолятора; собственно воспитательная колония; изолированный участок, функционирующий как исправительная колония общего режима. Такое структурное построение учреждения обеспечивало раздельное содержание несовершеннолетних и взрослых осужденных, осужденных и лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также преемственность в работе с осужденными, которая утрачивается при их переводе в исправительные колонии для взрослых преступников[377].

С 2011 г. Федеральной службой исполнения наказаний проводится эксперимент по апробации и внедрению в деятельность воспитательных колоний модели воспитательного центра для лиц, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте[378]. Модель включает описание целей и задач воспитательного центра, его функциональной и организационной структуры, условий отбывания наказания. Новые учреждения для лиц, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте, будут иметь ряд отличий от существующих воспитательных колоний как по внешнему (архитектурному) облику, так и по внутреннему (организации психолого-педагогического процесса) содержанию:

- отход от отрядной формы организации работы с осужденными и создание секторов воспитательной работы;

- увеличение численности персонала, реализующего функции социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными (1 воспитатель на 8 осужденных; 1 психолог на 16 осужденных; 1 социальный работник на 32 осужденных);

- размещение воспитанников в жилых помещениях по 4 человека в зависимости от возраста и их криминальной зараженности;

- увеличение нормы жилой площади в расчете на одного несовершеннолетнего осужденного с 3,5 до 6 кв.м.;

- создание в структуре воспитательного центра реабилитационного центра (льготные условия отбывания наказаний), размещаемого за пределами охраняемой режимной зоны;

- обеспечение большей дифференциации условий отбывания наказания по материально-бытовым и иным критериям;

- исключение характерных признаков тюремной атрибутики (введение нового фасона одежды осужденных и др.);

- внедрение современных инженерно-технических средств охраны и надзора, новых форм организации несения службы.

Апробация модели воспитательного центра осуществляется в рамках действующего законодательства на базе Алексинской ВК УФСИН России по Тульской области, Брянской ВК УФСИН России по Брянской области, Канской ВК ГУФСИН России по Красноярскому краю, Можайской ВК УФСИН России по Московской области. Процесс преобразования ныне действующих воспитательных колоний в воспитательные центры планируется завершить к 2016 году. Численность таких учреждений в Российской Федерации составит 35 воспитательных центров[379].

С 2011 г. Федеральной службой исполнения наказаний проводится эксперимент по созданию справедливой и эффективной системы стимулов осужденных к законопослушному поведению (система «социальных лифтов»). Система «социальных лифтов» представляет собой «механизм изменения условий отбывания наказания, изменения вида исправительного учреждения, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания, условно-досрочного освобождения посредством оценки комиссией исправительного учреждения поведения осужденных с помощью определенных критериев»[380]. Целями применения данной системы являются социализация осужденного, профилактика рецидивной преступности и создание условий для позитивного формирования личности. Она направлена на приращение социальной личности осужденного, формирование внутренней мотивации к позитивному социально активному и ответственному поведению в обществе.

С 2012 г. на базе исправительной колонии № 6 УФСИН России по Липецкой области реализуется эксперимент по созданию в организационно-управленческой структуре исправительного учреждения социально-психологического центра реабилитации и подготовки осужденных к освобождению (СПЦ). Создание СПЦ позволяет обеспечить необходимые условия для формирования в учреждении особой реабилитирующей социально-педагогической среды и более тесного взаимодействия между психологами, социальными работниками и воспитателями. Целостность процесса ресоциализации осужденных обеспечивается за счет применения единой индивидуальной социально-психолого-педагогической программы. В целевую группу СПЦ зачисляются осужденные, совершившие различные виды преступлений, но имеющие длительный срок отбытой части наказания; добровольно решившие обучаться в центре (мотивированные), а также готовые исполнять свод правил, принятых в центре, в частности готовые и способные к групповой работе; не имеющие психических заболеваний, имеющие срок до условно-досрочного освобождения не менее года. Основная идея заключается в том, что в фокусе внимания работы СПЦ находится личность осужденного и разрешение его частных проблем[381].

В качестве примеров можно назвать и многие другие эксперименты, которые проводились в последние годы Федеральной службой исполнения наказаний (создание центров трудовой адаптации осужденных, внедрение средств электронного мониторинга за поведением осужденных, отработка новых организационных моделей медицинской и психологической служб (в т.ч. на основе аутсорсинга), создание института капелланов и др.).

Таким образом, на сегодняшний день эксперименты играют большую роль в управлении органами и учреждениями УИС, что обусловлено использованием их значительного инновационного потенциала в практике реформирования УИС. Актуальным направлением научного поиска сегодня является выявление взаимосвязей эксперимента с другими разновидностями инновационных явлений и процессов. Эксперимент по своей сути есть один из элементов механизма инновационной деятельности в УИС. Он органично связан с другими его составляющими. Поэтому раскрытие возможностей эксперимента, повышение эффективности экспериментальной деятельности в УИС должно быть основано на выявление таких связей[382].


Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение понятия «инновация». Каково соотношение понятий «инновация» и «новшество»? Назовите виды инноваций.

2. Каково соотношение инновационной деятельности и социального управления?

3. Какова роль инноваций в деятельности УИС?

4. Перечислите основные ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие организацию научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности, а также работу по изучению и распространению передового опыта во ФСИН России.

5. Назовите основных участников НИОКД во ФСИН России.

6. Перечислите этапы внедрения результатов НИОКР.

7. Какие признаки присущи передовому опыту?

8. Назовите основные условия проведения экспериментов в УИС.

9. Перечислите стадии экспериментальной деятельности в УИС.

10. Приведите примеры экспериментов, проводимых в УИС.


ОБОБЩЕННАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ИННОВАЦИЙ ПО ПРИЗНАКАМ [383]


  НАПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УИС
 
  Научно-исследовательская и опытно-конструкторская деятельность, экспериментальная проверка (апробация) и использование (внедрение) ее результатов в практической деятельности и образовательном процессе     Выявление, изучение и внедрение (распространение) передового опыта в деятельность органов и учреждений ФСИН России
· приказ ФСИН России от 17.11.2005 № 868 «Об организации научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности в Федеральной службе исполнения наказаний»; · приказ ФСИН России от 25.07.2006 № 509 «О координации научных исследований и внедрении научной и научно-технической продукции в Федеральной службе исполнения наказаний»; приказ Минюста России от 20.07.2001 № 221 «О проведении экспериментов в уголовно-исполнительной системе Министерства юстиции Российской Федерации» приказ ФСИН России от 19.08.2005 № 721 «О работе по изучению, распространению и внедрению передового опыта в Федеральной службе исполнения наказаний»

  ЭТАПЫ ПРОЦЕССА ВНЕДРЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ НИОКР В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УИС
1) подготовка заявок на проведение НИОКР с указанием целей, ожидаемых результатов, их предполагаемого практического использования; 2) апробация результатов НИОКР путем их экспертных оценок, экспериментальной проверки, обсуждения на заседаниях структурных подразделений, ученых (научно-технических) советов;
3) доработка результатов НИОКР по итогам обсуждения или апробации; 4) оценка эффективности НИОКР, получение акта внедрения результатов НИОКР или отзыва заказчика;
5) распространение информации о результатах НИОКР и их рассылка потребителям; 6) авторское сопровождение законченных исследований и разработок в случаях, предусмотренных заявками (договорами) в целях разъяснения результатов исследований, консультаций работников учреждений и органов УИС, контроля за ходом внедрения;
7) обратная связь между потребителями (заказчиками) и исполнителями НИОКР, состоящая в проверке результатов внедрения, периодических отчетах потребителей (заказчиков) перед руководством ФСИН России, направление отзывов с замечаниями и предложениями по поступившей научной продукции и др.  

СТАДИИ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА В УИС
 
1) ПОДГОТОВКА ЭКСПЕРИМЕНТА   2) ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА
подготовка приказа о проведении эксперимента, формирование и создание рабочей группы, разработка программы; подготовка подразделений УИС к работе в условиях эксперимента реализация мероприятий эксперимента, оказание практической помощи, научно-методическое сопровождение, осуществление текущего и рубежного контроля, анализ результатов и др.
3) СОСТАВЛЕНИЕ ОТЧЕТА И ВЫВОДОВ   4) ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ЭКСПЕРИМЕНТА
фиксация показателей деятельности экспериментальных и контрольных объектов; итоговая оценка результатов эксперимента; подготовка и утверждение отчета по эксперименту признание эксперимента неудачным / внедрение результатов эффективного эксперимента в практику УИС


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: