От авторов

Язык, культура, культура речи – базовые понятия для человечества в целом и каждой личности, в частности. Особенности национального мировосприятия, в том числе и русского, зиждутся на этих столпах, вне их не существуют. Именно поэтому любовь человека к себе и за­бота о себе должна проявляться прежде всего в том, чтобы научиться гармонично жить в окру­жающей его среде, в том числе культурной и языковой, не занимаясь ее субъективной рациона­лизацией, реформаторством и т.п. Все эти действия (как ни горько в этом признаться) испытал по нашей безответственности родной русский язык, в связи с чем и речь, и культура нашего современника не может не вызывать опасения и боли у человека неравнодушного и рефлексирую­щего. Думается, что причиной введения курса «Русский язык и культура речи» в учебную про­грамму подавляющего большинства российских вузов стало беспокойство о нравственном, ду­ховном, интеллектуальном здоровье нации.

С нашей точки зрения, основной целью данного курса является формирование взгляда на речь как на врожденный механизм жизнедеятельности человека, который обеспечивает познание окружающего мира и установление отношений с его системами, и на язык как среду развития и самоидентификации человека, а также повышение собственной речевой культуры и развитие личной ответственности студента за свою речевую деятельность. Для реализации этой цели и в соответствии с Государственным образовательным стандартом и создано данное учебное пособие, которое в процессе работы приобрело форму курса лекций. Наш курс лекций адресован в первую очередь студентам нефилологических специальностей всех форм обучения, а также преподавателям и специалистам в области высшего про­фессионального образования.

При написании курса лекций авторами реализовывался ряд основных принципов. Назо­вем некоторые из них:

1. Принцип системности подачи материала. Системообразующими, фундаментальными понятиями нами определены те, которые указаны в названии данной дисциплины: (русский) язык – культу­ра – речь, образуя своеобразную аксиологическую триаду.

Язык

Культура Речь

2. Принцип единообразия в изложении теоретического материала и разнообразия аргу­ментационной и иллюстративной базы.

3. Принцип научности, реализованный, во-первых, в представленности содержания по принципу «от общего к частному» – от объективного закона, закономерности к частному случаю его проявления, правилу; во-вторых – в последовательном обращении авторов к компетентному мнению известных и авторитетных русских ученых.

4. Принцип доступности, подразумевающий логически последовательное развертыва­ние содержания, осуществляемое понятным языком, с использованием средств наглядности (схем, таблиц, рисунков) и кратких, но необходимых, на наш взгляд, комментариев к упоминае­мым в учебном пособии персоналиям.

5. Принцип диалогичности, необходимый для активизации мыслительной деятельности студента и неформального опосредованного взаимодействия авторов учебного пособия с чита­телем. Этот принцип проявляет себя не только в системе проблемных вопросов, органично со­провождающих изложение учебного материала в тексте лекции, но и в завершающих каждую подтему творческих заданиях, вопросах для размышления или микроисследования (эти вопросы и задания обозначены значком ►).

Авторы надеются на неравнодушие, заинтересованность и аргументированный критиче­ский отклик как преподавателей дисциплины «Русский язык и культура речи», так и студентов.

ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМЫХ УЧЕБНИКОВ И УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ

И СОКРАЩЁННЫЕ ВАРИАНТЫ ИХ НАЗВАНИЙ В ТЕКСТАХ ЛЕКЦИЙ

Библиографическое описание книги   Сокращённое название
1. Введенская, Л.А. Теория и практика русской речи: новые темы в программах для школы и вуза /Л.А. Введенская, П.П. Червинский. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997. Введенская Л.А., 1997
2. Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов /Л.А.Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов н/Д.: Феникс, 2002. Введенская Л.А., 2002
3. Голуб, И.Б. Русский язык и культура речи: учеб. пособие / И.Б. Голуб. – М.: Логос, 2003. Голуб И.Б.,
4. Данцев, А.А. Русский язык и культура речи для технических вузов: учебник /А.А. Данцев, Н.В. Нефедова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2002. Данцев А.А.
5. Ипполитова, Н.А. Русский язык и культура речи: учебник / Н.А. Ипполитова, О.Ю. Князева, М.Р. Савова. – М.: ТК Велби: Проспект, 2005. Ипполитова Н.А.
6. Культура русской речи: учебник для вузов; под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. – М.: Норма, 2005. Ширяев Е.Н.
7. Русский язык и культура речи: учебное пособие для студентов вузов /М.В. Невежина [и др.] – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. Невежина М.В.
8. Русский язык и культура речи: учебник; под ред. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2002. Максимов В.И.
9. Русский язык и культура речи: учебник для вузов; под ред. В.Д. Черняк. – М.: Высш. шк.; СПб.: изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. Черняк В.Д.
10. Русский язык и культура речи: учебное пособие-словарь; под ред. В.В. Филатовой. – Н.Новгород: НГТУ им. Р.Е. Алексеева, 2007. Учебное пособие-словарь
11. Сидорова, М.Ю. Русский язык и культура речи: курс лекций для студентов нефилологических вузов / М.Ю. Сидорова, В.С. Савельев. – М.: Проект, 2002. Сидорова М.Ю., 2002
12. Сидорова, М.Ю. Культура речи: конспект лекций / М.Ю. Сидорова, В.С. Савельев. – М.: Айрис-пресс, 2005. Сидорова М.Ю., 2005

ЛЕКЦИЯ № 1

ЯЗЫК И РЕЧЬ

План лекции

Введение

1.1. Язык – естественная знаковая система

1.2. Русские ученые о сущности и направлениях изучения родного языка

1.3. Сущность понятия «речь»

1.4. Функции языка и речи

1.5. Свойства языка и речи


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: