Язык, культура, культура речи – базовые понятия для человечества в целом и каждой личности, в частности. Особенности национального мировосприятия, в том числе и русского, зиждутся на этих столпах, вне их не существуют. Именно поэтому любовь человека к себе и забота о себе должна проявляться прежде всего в том, чтобы научиться гармонично жить в окружающей его среде, в том числе культурной и языковой, не занимаясь ее субъективной рационализацией, реформаторством и т.п. Все эти действия (как ни горько в этом признаться) испытал по нашей безответственности родной русский язык, в связи с чем и речь, и культура нашего современника не может не вызывать опасения и боли у человека неравнодушного и рефлексирующего. Думается, что причиной введения курса «Русский язык и культура речи» в учебную программу подавляющего большинства российских вузов стало беспокойство о нравственном, духовном, интеллектуальном здоровье нации.
С нашей точки зрения, основной целью данного курса является формирование взгляда на речь как на врожденный механизм жизнедеятельности человека, который обеспечивает познание окружающего мира и установление отношений с его системами, и на язык как среду развития и самоидентификации человека, а также повышение собственной речевой культуры и развитие личной ответственности студента за свою речевую деятельность. Для реализации этой цели и в соответствии с Государственным образовательным стандартом и создано данное учебное пособие, которое в процессе работы приобрело форму курса лекций. Наш курс лекций адресован в первую очередь студентам нефилологических специальностей всех форм обучения, а также преподавателям и специалистам в области высшего профессионального образования.
|
|
При написании курса лекций авторами реализовывался ряд основных принципов. Назовем некоторые из них:
1. Принцип системности подачи материала. Системообразующими, фундаментальными понятиями нами определены те, которые указаны в названии данной дисциплины: (русский) язык – культура – речь, образуя своеобразную аксиологическую триаду.
Язык
Культура Речь
2. Принцип единообразия в изложении теоретического материала и разнообразия аргументационной и иллюстративной базы.
3. Принцип научности, реализованный, во-первых, в представленности содержания по принципу «от общего к частному» – от объективного закона, закономерности к частному случаю его проявления, правилу; во-вторых – в последовательном обращении авторов к компетентному мнению известных и авторитетных русских ученых.
4. Принцип доступности, подразумевающий логически последовательное развертывание содержания, осуществляемое понятным языком, с использованием средств наглядности (схем, таблиц, рисунков) и кратких, но необходимых, на наш взгляд, комментариев к упоминаемым в учебном пособии персоналиям.
|
|
5. Принцип диалогичности, необходимый для активизации мыслительной деятельности студента и неформального опосредованного взаимодействия авторов учебного пособия с читателем. Этот принцип проявляет себя не только в системе проблемных вопросов, органично сопровождающих изложение учебного материала в тексте лекции, но и в завершающих каждую подтему творческих заданиях, вопросах для размышления или микроисследования (эти вопросы и задания обозначены значком ►).
Авторы надеются на неравнодушие, заинтересованность и аргументированный критический отклик как преподавателей дисциплины «Русский язык и культура речи», так и студентов.
ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМЫХ УЧЕБНИКОВ И УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ
И СОКРАЩЁННЫЕ ВАРИАНТЫ ИХ НАЗВАНИЙ В ТЕКСТАХ ЛЕКЦИЙ
Библиографическое описание книги | Сокращённое название | |
1. Введенская, Л.А. Теория и практика русской речи: новые темы в программах для школы и вуза /Л.А. Введенская, П.П. Червинский. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997. | → | Введенская Л.А., 1997 |
2. Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов /Л.А.Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов н/Д.: Феникс, 2002. | → | Введенская Л.А., 2002 |
3. Голуб, И.Б. Русский язык и культура речи: учеб. пособие / И.Б. Голуб. – М.: Логос, 2003. | → | Голуб И.Б., |
4. Данцев, А.А. Русский язык и культура речи для технических вузов: учебник /А.А. Данцев, Н.В. Нефедова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2002. | → | Данцев А.А. |
5. Ипполитова, Н.А. Русский язык и культура речи: учебник / Н.А. Ипполитова, О.Ю. Князева, М.Р. Савова. – М.: ТК Велби: Проспект, 2005. | → | Ипполитова Н.А. |
6. Культура русской речи: учебник для вузов; под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. – М.: Норма, 2005. | → | Ширяев Е.Н. |
7. Русский язык и культура речи: учебное пособие для студентов вузов /М.В. Невежина [и др.] – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. | → | Невежина М.В. |
8. Русский язык и культура речи: учебник; под ред. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2002. | → | Максимов В.И. |
9. Русский язык и культура речи: учебник для вузов; под ред. В.Д. Черняк. – М.: Высш. шк.; СПб.: изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. | → | Черняк В.Д. |
10. Русский язык и культура речи: учебное пособие-словарь; под ред. В.В. Филатовой. – Н.Новгород: НГТУ им. Р.Е. Алексеева, 2007. | → | Учебное пособие-словарь |
11. Сидорова, М.Ю. Русский язык и культура речи: курс лекций для студентов нефилологических вузов / М.Ю. Сидорова, В.С. Савельев. – М.: Проект, 2002. | → | Сидорова М.Ю., 2002 |
12. Сидорова, М.Ю. Культура речи: конспект лекций / М.Ю. Сидорова, В.С. Савельев. – М.: Айрис-пресс, 2005. | → | Сидорова М.Ю., 2005 |
ЛЕКЦИЯ № 1
ЯЗЫК И РЕЧЬ
План лекции
Введение
1.1. Язык – естественная знаковая система
1.2. Русские ученые о сущности и направлениях изучения родного языка
1.3. Сущность понятия «речь»
1.4. Функции языка и речи
1.5. Свойства языка и речи