Специфика публицистического стиля

Номинации: газетно-публицистический, газетный, политический, газетно-журнальный.

Один из наиболее открытых в системе функциональных стилей русского языка, за исключением стилей художественной литературы. Его сложность связана с неоднородностью задач и условий общения (обслуживает широкую область общественных отношений). Используется в политической литературе, в СМИ (газеты, журналы, радио, телевидение).

Наиболее распространённое наименование публицистического стиля — газетно-публицистический стиль.

Ориентация, в первую очередь, на газетную речь.

Публицистика — «летопись современности». Но это не просто описание: все события преломляются через призму общественно-политических отношений.

Задачи:

сообщение новостей, их комментирование;

оценка фактов и событий.

Взаимодействие воздействующей и информативной функций составляет специфику публицистического стиля. Дополнительными функциями могут быть рекламная и идеологическая. Кожина называет одну функцию — воздействующе-информативную. Лингвистические особенности, реализующие эту функцию, обычно не расчленены в высказываниях этого стиля. Информация и экспрессивность. Тексты ПС отличаются условиями создания:

газета (или журнал) создаётся в кратчайшие сроки, которые порой не дают довести до идеала обработку языкового материала;

материалы публицистического стиля создаются, как правило, не одним лицом, а множеством корреспондентов, которые часто работают в отрыве друг от друга;

часто на страницах печатных изданий есть тексты других стилей (объявления, указы и т.п.);

повторяется тематика публикаций (она может быть сезонной); тематика может иметь ограниченный круг тем.

В результате стилевых особенностей, обусловленных этими условиями, образуются речевые стандарты. Причина — стремление к экспрессивности высказывания. поиски способов экспрессивности в условиях газетного творчества происходит быстрый переход экспрессии в стандарт.

Костомаров: особенности этого стиля определяются единством двух противонаправленных тенденций — к стандартности и экспрессивности («сопряжение экспрессии и стандарта»). Это единство становится стилистическим принципом организации высказывания.

Штамп — это изначально образное, но утратившее свою экспрессию выражение. Г.О. Винокур: «Штамп — это окаменелая фразеология, в которой неправомерно продолжают усматривать стилистическое назначение воздействия».

Сейчас: пирог власти, дитя застоя. коридоры власти и др.

Клише — это «положительные конструктивные единицы, которые представляют собой не претендующие на образность и экспрессивность обороты. служащие для экономии мыслительных усилий, упрощения операций по созданию и восприятию текста. Пр.: мирное сосуществование, понижение уровня жизни, государственное регулирование цен.

Структуры похожи: мир — науки, бизнеса, детства…

Полистилизм (2-я тенденция) — возможность использовать языковые средства. различные по стилевой принадлежности и нормативному статусу: книжных и разговорных, высоких и сниженных, терминов и жаргонизмов. Их употребление должно диктоваться критериями уместности и целесообразности, а не языковым вкусом невзыскательного читателя.

Таким образом, незамкнутость словаря публицистики определяется экстралингвистическими факторами, главным из которых является разнообразие тем. Интралингвистические факторы: образ автора-журналиста, который выбирает речевые иностилевые средства для реализации поставленной творческой задачи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: