Номинации: газетно-публицистический, газетный, политический, газетно-журнальный.
Один из наиболее открытых в системе функциональных стилей русского языка, за исключением стилей художественной литературы. Его сложность связана с неоднородностью задач и условий общения (обслуживает широкую область общественных отношений). Используется в политической литературе, в СМИ (газеты, журналы, радио, телевидение).
Наиболее распространённое наименование публицистического стиля — газетно-публицистический стиль.
Ориентация, в первую очередь, на газетную речь.
Публицистика — «летопись современности». Но это не просто описание: все события преломляются через призму общественно-политических отношений.
Задачи:
сообщение новостей, их комментирование;
оценка фактов и событий.
Взаимодействие воздействующей и информативной функций составляет специфику публицистического стиля. Дополнительными функциями могут быть рекламная и идеологическая. Кожина называет одну функцию — воздействующе-информативную. Лингвистические особенности, реализующие эту функцию, обычно не расчленены в высказываниях этого стиля. Информация и экспрессивность. Тексты ПС отличаются условиями создания:
газета (или журнал) создаётся в кратчайшие сроки, которые порой не дают довести до идеала обработку языкового материала;
материалы публицистического стиля создаются, как правило, не одним лицом, а множеством корреспондентов, которые часто работают в отрыве друг от друга;
часто на страницах печатных изданий есть тексты других стилей (объявления, указы и т.п.);
повторяется тематика публикаций (она может быть сезонной); тематика может иметь ограниченный круг тем.
В результате стилевых особенностей, обусловленных этими условиями, образуются речевые стандарты. Причина — стремление к экспрессивности высказывания. поиски способов экспрессивности в условиях газетного творчества происходит быстрый переход экспрессии в стандарт.
Костомаров: особенности этого стиля определяются единством двух противонаправленных тенденций — к стандартности и экспрессивности («сопряжение экспрессии и стандарта»). Это единство становится стилистическим принципом организации высказывания.
Штамп — это изначально образное, но утратившее свою экспрессию выражение. Г.О. Винокур: «Штамп — это окаменелая фразеология, в которой неправомерно продолжают усматривать стилистическое назначение воздействия».
Сейчас: пирог власти, дитя застоя. коридоры власти и др.
Клише — это «положительные конструктивные единицы, которые представляют собой не претендующие на образность и экспрессивность обороты. служащие для экономии мыслительных усилий, упрощения операций по созданию и восприятию текста. Пр.: мирное сосуществование, понижение уровня жизни, государственное регулирование цен.
Структуры похожи: мир — науки, бизнеса, детства…
Полистилизм (2-я тенденция) — возможность использовать языковые средства. различные по стилевой принадлежности и нормативному статусу: книжных и разговорных, высоких и сниженных, терминов и жаргонизмов. Их употребление должно диктоваться критериями уместности и целесообразности, а не языковым вкусом невзыскательного читателя.
Таким образом, незамкнутость словаря публицистики определяется экстралингвистическими факторами, главным из которых является разнообразие тем. Интралингвистические факторы: образ автора-журналиста, который выбирает речевые иностилевые средства для реализации поставленной творческой задачи.