Идеологемы в СМИ

Этот способ выражения оценки затрагивает ментальные сущности. Эта оценка формирует сознание говорящих, их мировоззрение. Это универсалия, которая предполагает целенаправленное воздействие со стороны адресанта на сознание адресата с помощью заранее заданной идеи. Такая идея носит обобщённый характер и ориентирует массовое сознание в заданном направлении.

Идеологемы носят личностный или социальный характер. Личностные — например, вокруг руководителя государства. Подобные идеологемы укореняются в массовом сознании с помощью стереотипов, тиражируемых СМИ. Знаки оценки данных стереотипных номинаций зависят от шкалы ценностей, принятых в каждом конкретном издании. Идеологемы отражают установки и ориентиры общества на конкретном отрезке его развития.

Идеологемы могут быть концептуальными, не зависящими от периода социального развития: образ врага (внешнего и внутреннего), образ друга, светлое будущее, образ политического лидера, империя зла, ось зла ß Добро и Зло.

Идеологемы — символы, маркеры эпохи. Именно по ним судят о специфике отрезке времени. Идеологемы создают публицистическую картину мира.

Образ автора

Впервые — В.В. Виноградов (на примере художественных текстов). Наиболее явно — в художественном и публицистическом стиле. Если в художественном тексте образ автора принципиально нетождественен реальному автору, то в публицистике — их изоморфизм.

Образ автора, по Солганику, результат воздействия внешних и внутренних газетно-языковых факторов. Сущность авторского «я» — результат пересечения личного и социального «я».

Внутрилингвистической причиной формирования образа автора — антиномия говорящего и слушающего. Если раньше, в советский период, адресат рассматривался как пассивный участник коммуникации, то сегодня это суверенная личность, которая способна разобраться в информации. Изменилась и целевая установка, общая стратегия речи, которую избирает говорящий: от установки на адресата (доходчивость, доступность изложения и т.п.) к установке на говорящего (выбор коммуникативных средств для выполнения своего коммуникативного воззрения. Он определяет, как и о чём ему говорить.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: