Законы логического мышления

  1. Закон тождества: каждая мысль, которая приводится в данном умозаключении, при повторении должна иметь одно и то же определенное, устойчивое содержание. В ходе рассуждения не должен меняться предмет его. Рез-т нарушения – неточность терминологии, «соскальзывание» с темы, сбивчивое изложение.

Пример

  1. Особенности работы редактора с композицией текстов.

Самый существенный и обычно первый этап ред-ния – это анализ и совершенствование композициии. Ред-р должен оценивать композ.-стилист. форму текста. Ведущая хар-ка – целостность. Специфика мат-лов СМИ (требование жестче): должно быть четкое выделение центр. проблемы; отказ от несущественных подробностей; гармоничное сочетание частей текста (они должны быть соразмерными), их точное расположение (последоваельность должна быть мотивированой); приемы композиции должны определяться содержанием и характером текста.

Композиция (в теории ред-ния) – структура мат-ла, расположение его частей и связи между ними, обусловленные идейным замыслом автора, назначением теста и его содержанием. В основе комп. худ. произведения – сюжет, комп. текста СМИ – план. Главное – четкость построения.

Анализ структуры произведения.

Любое построение предполагает наличие частей, расположенных опред. образом. Особенность текстов СМИ: невелики по объему, наглядны, целостны, композиция зависит от объема. Единицы структуры выделяются на основе разл. принципов: содкржательного (ориентация на психологию читателя) и логического (учитывается способ внешнего оформления). Можно выделить 2 основных типа композиции (хар-но для информац. мат-лов): от общего к единичному и от единичного к общему. Комп. может быть построена по хронологии и по законам логики.

Работа над планом.

Осн. прием оценки комп. – анализ плана текста. В основе плана – деление текста на части и озаглавливание в форме тезисов (план запоминания, конспект) или вопросов (план размышления; для исслед. работы). Любое изменение текста должно быть конструктивно, мотивированно, подкреплено логикой. Работа над планом – одна из точных методик ред-ния. Делает для ред-ра очевидными плюсы и минусы текста.

Типичные недостатки композиции: отход от темы, неудачный принцип расположения частей, нарушение последовательности, несоразмерность частей, непрочность связей между частями, нечеткость композ. рамок (заголовок, начало, концовка).

Целостность текста предполагает его внешнюю определенность, завершенность, очерченность границ. Удачный зачин – контакт с читателем, настроение. Концовка определяется логическими схемами. Ред-р следит за однозначностью выводов и ясностью формы. Нужна золотая середина: не оставлять читателя в недосказанности и не «разжевывать» до крайности.

Заголовки отличаются двойственной природой: самостоятельны и в то же время являются неотъемлемой частью текста. Ред-ра интересуют заголовок и его логическая связь с текстом, а также соответствие содержанию.

Функции заголовка: контактная (задача – привлечь внимание, заинтересовать), конструктивная. Для аналитических и художественно-публ. Текстов характерна ассоциативная связь их с заголовком. Требования к заголовку: точность, яркость, ясность, краткость. Также нужно следить за пересечением заголовков на полосе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: