Редактор, разбираясь в тексте, одновременно производит две операции:
- пытается определить, о чем хотел сказать автор;
- решает, адекватен ли результат деятельности автора (текст) замыслу.
Понять текст – это, прежде всего, выяснить, что стало темой материала, что сообщается об этой теме, что становится основой аргументации, соответствует ли аргументация авторской концепции, какие выводы делает автор из изложенного в материале, адекватны ли они представлениям материалу или «подставлены», надуманы, случайны.
Поиски приемов эффективного анализа содержания текста привели лингвистов и психологов к составлению оригинальной методики по выделению в тексте смысловой структуры. В основе этой методики подход к тексту как к иерархии коммуникативных программ. Смысловая структура текста позволяет сменить содержание на информационно-смысловые блоки; она представляет собой своеобразный логический каркас текста, который подсказывает направление развития темы, определяет отношение между аналитическими, событийными, описательными, оценочными компонентами текста.
|
|
Методика вычленения смысловой структуры основана на подходе к тексту как к некоторой системе элементов, функционально объединенных в целое общей концепцией. Если авторской концепции нет, если она неясная, расплывчатая, если она логически не соотносится с остальным изложением, то текст признается дефектным и требует либо переделки, либо редактирования.
- Логические основы редактирования.
Логика – наука о законах правильного и результативного мышления. Для автора и ред-ра логики в житейском смысле недостаточно.Для них логика – инструмент: умение выявлять существенные черты предметов, включать их в категории, четко представлять роль логических связей в тексте, владеть приемами и методами логического анализа. Обоснованное суждение может быть сделано только после логич. анализа – членении текста на части, исследование каждой и связей между ними. При делении текста на части и выявлении логич. связей внимание следует обратить на союзы, союзные слова. Если их нет, на соотнесение суждений и понятий сопоставительно-смысловым методом.
Приемы проверки логичности текста.
1. свертывание суждений до возможно более простых, выраженных одним предложением.
2. восстановление опущенных звеньев
3. соотнесение членов одного ряда с обобщающим или общим словом
4. соотнесение конкретизирующих фактов с обобщающим положением