Редактирование смысловой структуры текста

Редактор, разбираясь в тексте, одновременно производит две операции:

  1. пытается определить, о чем хотел сказать автор;
  2. решает, адекватен ли результат деятельности автора (текст) замыслу.

Понять текст – это, прежде всего, выяснить, что стало темой материала, что сообщается об этой теме, что становится основой аргументации, соответствует ли аргументация авторской концепции, какие выводы делает автор из изложенного в материале, адекватны ли они представлениям материалу или «подставлены», надуманы, случайны.

Поиски приемов эффективного анализа содержания текста привели лингвистов и психологов к составлению оригинальной методики по выделению в тексте смысловой структуры. В основе этой методики подход к тексту как к иерархии коммуникативных программ. Смысловая структура текста позволяет сменить содержание на информационно-смысловые блоки; она представляет собой своеобразный логический каркас текста, который подсказывает направление развития темы, определяет отношение между аналитическими, событийными, описательными, оценочными компонентами текста.

Методика вычленения смысловой структуры основана на подходе к тексту как к некоторой системе элементов, функционально объединенных в целое общей концепцией. Если авторской концепции нет, если она неясная, расплывчатая, если она логически не соотносится с остальным изложением, то текст признается дефектным и требует либо переделки, либо редактирования.

  1. Логические основы редактирования.

Логика – наука о законах правильного и результативного мышления. Для автора и ред-ра логики в житейском смысле недостаточно.Для них логика – инструмент: умение выявлять существенные черты предметов, включать их в категории, четко представлять роль логических связей в тексте, владеть приемами и методами логического анализа. Обоснованное суждение может быть сделано только после логич. анализа – членении текста на части, исследование каждой и связей между ними. При делении текста на части и выявлении логич. связей внимание следует обратить на союзы, союзные слова. Если их нет, на соотнесение суждений и понятий сопоставительно-смысловым методом.

Приемы проверки логичности текста.

1. свертывание суждений до возможно более простых, выраженных одним предложением.

2. восстановление опущенных звеньев

3. соотнесение членов одного ряда с обобщающим или общим словом

4. соотнесение конкретизирующих фактов с обобщающим положением


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: