Б. Военно-физическая подготовка в русской армии

Военные реформы Петра 1 в конце XVII и начале XVIII вв. оказали решающее влияние на создание системы военно-физической подготовки в русской армии. Все началось с организации Петром I Семеновского и Преображенского полков.

Эти полки формировались из людей, различных по своему положению. Здесь

были выходцы из дворян, бояр, купцов, ремесленников и др. В первое время

основное внимание уделялось военным играм. В ходе потех (игр) совершенствовалась боевая выучка солдат, развивались проворство, ловкость, выносливость, сила, быстрота. Вся военно-физическая подготовка и учения проводились в условиях, приближенных к боевым. Значительное время отводилось овладению штыковым боем, поскольку в боевой обстановке часто приходилось вступать в рукопашную схватку. Петр I рассматривал эти игры как репетицию перед Азовским походом. Во время игр и походов солдаты учились брать искусно построенные крепости, преодолевать препятствия.

При Петре I были заложены основы русского военно-морского флота.

Принимались решительные меры по обучению военно-морскому искусству.

Первые занятия по обучению парусному и гребному делу проводились на реке Яузе.

После смерти Петра I передовая часть русского офицерства – П.А. Румян-

цев, Ф.Ф. Ушаков, А.В. Суворов и другие – в подразделениях, которыми им

приходилось командовать, старались не только сохранить, но и развивать

дальше петровские традиции. Особенно большая заслуга принадлежит Алек-

сандру Васильевичу Суворову (1730-1800 гг.). Он поднял систему подготовки войск на такой уровень, на котором она не стояла в те времена ни в одной стране мира. В своих литературных произведениях «Полковое учреждение» и «Наука побеждать» он изложил взгляды на военно-физическую подготовку солдат и офицеров. Суворовские принципы военного искусства включали в себя субординацию (подчинение, дисциплина), экзерцицию (обучение, упражнение), чистоту, здоровье, бодрость, храбрость, победу. В военных надо развивать быстроту, умение определять дистанцию, воспитывать решительность и натиск.

В системе А.В. Суворова важное место занимали морально-волевая подготовка, воспитание преданности Родине, мужества, смелости. После А.В. Суворова его направление военно-физической подготовки войск развивали М.И. Кутузов, П.И. Багратион и другие прогрессивные офицеры и генералы, прославившиеся в Отечественной войне 1812 г. Однако с окончанием этой войны и созданием «Священного союза» (1815 г.) в русской армии снова наступила полоса реакции. Суворовские методы военно-физического воспитания солдат и офицеров были преданы забвению.

В конце 1830-х гг. делались попытки внести кое-какие изменения,

направленные на улучшение физической подготовки в армии. В некоторых военных соединениях стали проводиться специальные занятия по гимнастике и фехтованию. Физическая подготовка начала выделяться в самостоятельную форму проведения армейских занятий. В 1838 г. была разработана инструкция по применению гимнастики в армии. Гимнастические упражнения должны были, во - первых, обеспечить физическое развитие солдат и укрепление их здоровья и,во-вторых, способствовать лучшему освоению боевых приемов с оружием.

Занятия проводились в специальном гимнастическом городке, оборудованном различными снарядами (канаты, лестницы, шесты, брусья и др.). Но эта передовая для своего времени форма физической подготовки в армии не получила широкого распространения. Поражение императорской России в Крымской войне в середине 50-х гг. XIX в. вскрыло существенные недостатки в боевой и физической подготовке войск.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: