Методические указания студентам. Обучение по дисциплине «социально-психологическая конфликтология: траектории развития и коррекции конкретного взаимодействия» предполагает изучение курса на

Обучение по дисциплине « Социально-психологическая конфликтология: траектории развития и коррекции конкретного взаимодействия » предполагает изучение курса на аудиторных лекционных и практических занятиях и в рамках самостоятельной работы студентов.

Практические занятия дисциплины «Социально-психологическая конфликтология: траектории развития и коррекции конкретного взаимодействия» предполагают их проведение в различных формах с целью практического применения полученных знаний, умений, навыков и компетенций с проведением контрольных мероприятий, описанных в п.4.1.

С целью обеспечения успешного обучения студент должен готовиться к лекции, поскольку она:

- знакомит с новым учебным материалом,

- разъясняет учебные элементы, трудные для понимания,

- систематизирует учебный материал,

- ориентирует в учебном процессе.

Подготовка к лекции заключается в следующем:

- внимательно прочитайте материал предыдущей лекции,

- узнайте тему предстоящей лекции (по тематическому плану, по информации лектора),

- ознакомьтесь с учебным материалом по учебной литературе,

- постарайтесь уяснить место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке,

- запишите возможные вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.

Подготовка к практическим занятиям:

- внимательно прочитайте материал лекций относящихся к данному практическому занятию, ознакомьтесь с учебным материалом источникам литературы,

- выпишите основные термины,

- уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными и постарайтесь получить на них ответ заранее (до практического занятия) во время текущих консультаций преподавателя.

Учтите, что:

- Готовиться можно индивидуально, парами или в составе малой группы, последние являются эффективными формами работы.

- Рабочая программа дисциплины в части целей, перечню знаний, умений, терминов и учебных вопросов может быть использована вами в качестве ориентира в организации обучения.

Подготовка к зачету. К зачету необходимо готовится целенаправленно, систематически и с первых дней обучения по данной дисциплине. Попытки освоить дисциплину в период зачётно-экзаменационной сессии, как правило, показывают неудовлетворительные результаты.

Необходимой составляющей оценивания достижений студента на зачете является выполнение им самостоятельной практической творческой работы по Разделу 3 программы. В качестве самостоятельной практической творческой работы студентам предлагается проанализировать какой-либо конфликт с точки зрения его коррекции и письменно охарактеризовать его с научной точки зрения (1-2 страницы текста). Студентам предлагается составить рекомендации по коррекции конфликта. Самостоятельная творческая работа по диагностике того или иного типа конфликта (внутриличностный, личность-личность, личность-группа, группа-группа, а также конфликт в образовательном учреждении) и разработке стратегий его коррекции на разных этапах развития предполагает выполнение и защиту ее в процессе обсуждения с преподавателем и другими студентами. Качество выполнения самостоятельной работы оценивается по таким показателям, как: а) полнота анализа психологических и социально-психологических характеристик конфликта; б) учет психологических, социально-психологических и других факторов проблемной ситуации; в) качество разработки методических средств коррекции конфликта; г) практическая ценность предлагаемых решений.

В самом начале учебного курса познакомьтесь со следующей учебно-методической документацией:

- программой по дисциплине «Социально-психологическая конфликтология: траектории развития и коррекции конкретного взаимодействия»,

- перечнем знаний и умений, которыми студент должен владеть,

- тематическими планами лекций, практических занятий,

- контрольными мероприятиями,

- учебными материалами, а также электронными ресурсами.

- перечнем вопросов к зачету.

После этого у вас должно сформироваться четкое представление об объеме и характере знаний и умений, которыми надо будет овладеть по дисциплине. Систематическое выполнение учебной работы на лекциях и практических занятиях позволит успешно освоить дисциплину и создать хорошую базу для сдачи зачета.

При изучении первого раздела программы «Социально-психологическая конфликтология: траектории развития и коррекции конкретного взаимодействия» студентам рекомендуется уделить внимание научным подходам к диагностике и коррекции конфликтных отношений, общения и взаимодействия в различных социальных ситуациях. Студентам необходимо знать определение понятия «конфликтология» и понимать его содержание.

При самостоятельном изучении первой темы первого раздела необходимо рассмотреть основные вопросы, связанные с целями и задачами конфликтологии, с историей изучения конфликтов в социологии, психологии, педагогике (зарубежной и отечественной). Рекомендуется проследить основные этапы исследования проблемы конфликтологии в России и за рубежом. Необходимо проанализировать следующие понятия: структура конфликтной ситуации (предмет конфликта, объект конфликта, конфликтующие стороны (оппоненты), представления сторон о конфликте, и т. д.) и их значение в коррекции конфликтного взаимодействия; основные типологии конфликтов.

Для сравнительной характеристики различных теоретических подходов к изучению конфликтов предлагается заполнить следующую таблицу (см. табл. 1):

Таблица1. Сравнительная характеристика теоретических концепций конфликтологии

  СХОДСТВА РАЗЛИЧИЯ
Зарубежный подход    
Отечественный подход    

При освоении второй темы первого раздела студентам необходимо научиться выделять структуру конфликта разного типа. Студентам следует обратить внимание на то, что в качестве сторон конфликта могут выступать какие-либо черты отдельной личности (если рассматривается внутриличностный или интраперсональный конфликт), сами личности (межличностный или интерперсональный конфликт), социальные группы (межгрупповые или интергрупповые конфликты). С целью анализа конфликтов «личность-личность», «личность-группа» и «группа-группа» в них обычно рассматриваются исполнители различных ролей, главными из которых являются две (иногда более): конфликтующие стороны. Следующий важный этап изучения темы - условия перерастания противоречий в системе социального взаимодействия в противоборство как предпосылка конфликта. Виды и характер противоборства. Роль эмоциональных состояний в развитии конфликта. Объективные и субъективные факторы конфликтной ситуации. Рассогласование экспектаций как социально-психологический фактор возникновения конфликтного взаимодействия. В рамках данной темы студентам необходимо ознакомиться и понять такие существенные явления конфликтологии, как роль противоречия в формировании конфликтной ситуации. Пользуясь основной и дополнительной литературой (прежде всего учебником А.Я. Анцупова и А.И. Шипилова), необходимо изучить противоборство как процесс реализации противоречий конфликта. Структура любой проблемной ситуации, как правило, рассматривается в плане статики и динамики ее конфликтного развития. Часто конфликтные стороны называются оппонентами. Другие авторы выделяют для анализа конфликта еще один структурный элемент — зону разногласий, которая представляет собой предмет спора, факт или вопрос (один или несколько), вызвавший разногласия. Для анализа конфликта необходимо также рассмотреть представления каждой из сторон о сложившейся ситуации (о собственных мотивах, целях и возможностях; о мотивах, целях и возможностях противостоящей стороны; об условиях протекания конфликта, задаваемых окружающей средой). Для существования конфликта достаточно, чтобы хотя бы одна из сторон воспринимала ситуацию как результат враждебности другой стороны. В самом деле, поведение человека, воспринимающего окружающих как недружелюбных, агрессивно настроенных по отношению к нему, скорее всего, будет агрессивным и враждебным.

Для понимания причин и особенностей развития конфликта необходимо выяснить осознанные и неосознаваемые мотивы поведения сторон. И, наконец, рассматриваются действия конфликтующих сторон. Возможные действия конфликтующих сторон по отношению друг к другу определяются теми представлениями, которые складываются у каждого из конфликтантов. Стороны совершают по отношению друг к другу действия и именно по ним, главным образом, судят о намерениях и возможностях каждой из них. Действия позволяют также «сообщить» другой стороне о своих возможностях и намерениях (например, продемонстрировать свое реальное или желаемое могущество).

При подготовке по данной теме необходимо провести психологический анализ компонентов трехзвенной схемы конфликта (А.Я.Анцупов). Согласно ей, структура любого конфликта (внутриличностного, межличностного, межгруппового и т.д.) состоит из противоречия, противоборства и негативного эмоционального состояния. Развивая этот подход, автор программы предлагает свою модель понимания динамики и структуры конфликта, позволяющую с психологической точки зрения анализировать проблемные ситуации и управлять ими.

При самостоятельной подготовке в рамках третьей темы первого раздела студентам следует учесть, что большое значение в исследовании поведения конфликтантов и других участников конфликта играют социально-психологические характеристики, такие как статусное положение индивида в группе, его профессия, служебное положение, принадлежность к какой-либо этнической общности, религиозная направленность и т.д. Психологические особенности личности также могут быть определяющими факторами конфликтности ее поведения. Так, например, известны различные классификации конфликтных личностей. Необходимо также учитывать условия и особенности социально-психологической среды, в которой развивается конфликт, включая мотивационно-ценностные характеристики ближайшего окружения участников конфликта, а также более широкий социальный контекст. В рамках данной темы необходимо изучить базовые техники управления конфликтом. Особое внимание студентам предлагается обратить на такие основные техники, как «Я-высказвание», «Активное слушание», умение сказать «нет», «Стратегия переговоров порыва», «Метод принципиальных переговоров», медиация. Данные техники описаны в источниках конфликтологической литературы и литературы по социальной психологии конфликта, а также в социально-психологических источниках (Г.М. Андреева, А.Я. Анцупов, Н.В. Гришина и др.). В рамках данной темы следует обратить особое внимание на психологический смысл коррекции конфликтного взаимодействия. Рассмотреть интересы, потребности, мотивы и ценностные ориентации, эмоциональные проявления оппонентов как факторы возникновения конфликтных отношений. Также важен учет личностных и групповых особенностей оппонентов в коррекции конфликтного поведения. Социально-психологические факторы возникновения конфликтных отношений и методологические принципы исследования конфликтов разного типа необходимо найти в источниках литературы. После освоения данной темы студенты должны быть готовыми к изучению различных аспектов прогнозирования и профилактики конфликтных отношений как этапов коррекции конфликтного взаимодействия. Студенты должны научиться анализировать социально-психологические факторы семейных конфликтов и управления ими, а также условия возникновения и развития детско-родительских конфликтов. Важное значение для освоения управления конфликтом имеет понимание социально-психологических факторов конфликтов в деловой сфере. Студентам необходимо освоить основные подходы к управлению производственными конфликтами, а также диагностику и профилактику конфликтов в управленческой сфере. Студентам необходимо обратить особое внимание на теорию и практику проведения переговорного процесса, включая процедуру медиации как современного эффективного средства управления проблемными ситуациями.

При самостоятельной подготовке по теме 4 первого раздела программы студентам необходимо уметь анализировать эволюцию развития представлений об управлении различными видами конфликтов в рамках философии, социологии, психологии и других наук. Студент должен уметь сравнивать подходы к рассматриваемой проблематике с точек зрения различных психологических направлений, а также изменение представлений о природе и функциях конфликта. Также необходимо проанализировать различия в основных подходах к изучению внутриличностного и других типов конфликта на основе положений теорий З.Фрейда, К.Юнга, К.Роджерса, В.Франкла, Э.Эриксона, Л.Фестингера, А.Маслоу. В рамках темы необходимо разобраться в специфике подходов отечественной и зарубежной социальной психологии к проблеме понимания природы конфликта. Познакомиться с точкой зрения на функцию конфликта зарубежных исследователей (Л.Козер, Р.Дарендорф, К.Маркс и др.). Студенты должны уметь формулировать различные точки зрения (Л.Козер, Р.Дарендорф, К.Маркс и др.) на природу, функции конфликтов и управление ими. Психоанализ (фрейдистский подход и постфрейдистские традиции) в понимании природы конфликта. Бихевиоризм, интеракционизм, трансактный анализ, когнитивизм, гуманистические подходы к коррекции конфликтного взаимодействия.

С целью лучшего усвоения материала студентам предлагается заполнить таблицу 2, сопоставив в ней различные подходы к коррекции конфликтного взаимодействия:

Табл.2. Сравнительная анализ различных подходов к коррекции конфликтного взаимодействия

  Природа конфликтного взаимодействия Подходы к коррекции конфликтного взаимодействия
Бихевиоризм    
Психоанализ (фрейдистский подход)    
Психоанализ (постфрейдистские традиции)    
Интеракционизм    
Трансактный анализ,    
Когнитивизм    
Гуманистические подходы    

При освоении материала первой темы второго раздела студентам необходимо усвоить, что для эффективной коррекции конфликтного взаимодействия они должны хорошо знать структуру (статику) и динамику конфликтов разного типа. В классической типологии выделяются следующие типы конфликтов: внутриличностные, «личность-личность», «личность-группа», «группа-группа». Очень часто перечисленные типы конфликтов не существуют изолированно, а одновременно присутствуют в ситуации взаимодействия людей. Кроме того, существует тенденция перетекания конфликтов одного типа в другие. Так, например, нередко внутриличностный конфликт «выносится» за пределы личности, преобразуясь в межличностный или даже межгрупповой вариант. В то же время, человек может «вносить» в себя внешний конфликт, переживая не удовлетворяющие его отношения с другими людьми (см. Анцупов А.Я., Шипилов А.И., Гришина Н.В., Корнелиус Х., Фэйр Ш., Рейнуотер Дж. И др.). Поэтому необходимо изучить основные этапы развития конфликта, специфику коррекции конфликтного взаимодействия на стадиях возникновения предмета конфликта, поляризации мнений, инцидента, эскалации. Знать основные стратегии поведения в конфликте (по К.Томасу). Чрезвычайно важно учитывать роль лидеров в развитии и коррекции конфликтного взаимодействия.

При изучении второй темы второго раздела акцент должен быть сделан на представлении об основных психологических и возрастных особенностях оппонентов в развитии и коррекции конфликтного взаимодействия, знать характерологические особенности лиц разного возраста, которые могут приводить к конфликтам в различных сферах их жизнедеятельности. Возрастные кризисы личности, а также психологические особенности могут являться условиями и предпосылками условия формирования различных конфликтов. Поэтому студентам необходимо познакомиться с типологией «конфликтных личностей», изучить основные стратегии психологической работы с «конфликтными личностями». Также важны особенности психологической работы с участниками конфликта в детском, подростковом, юношеском возрастах; личностные и социально-психологические особенности конфликтантов пожилого возраста и методы коррекции конфликтов с их участием.

Третий раздел программы посвящен социально-психологическим факторам коррекции конфликтных отношений разного типа. При подготовке в рамках первой темы третьего раздела студентам необходимо знать и различать психологические особенности внутриличностного конфликта: основные виды, структура, динамика; предупреждение (профилактика) и последствия. Также следует выделить социальные и возрастные особенности протекания внутриличностного конфликта. Проблема внутриличностного конфликта подробно описывается в работах З.Фрейда, К.Юнга, К.Роджерса, В.Франкла, Э.Эриксона, Л.Фестингера, А.Маслоу и др. Внутриличностный конфликт чаще всего определяется в конфликтологической литературе как «острое негативно переживаемое противоборство личностных структур, основанное на противоречиях системы ценностей. Причины внутриличностного конфликта по-разному определяются в зависимости от исследовательского подхода. Суммируя различные подходы к пониманию этого типа конфликтов, А.Я.Анцупов и А.И.Шипилов перечисляют следующие направления исследования: психоанализ (акцент на биопсихологической природе конфликта), бихевиоризм («плохая привычка», реакция на препятствие), гуманистическая психология (нереализованная потребность в самоактуализации и др.), когнитивная психология (когнитивный диссонанс), логотерапия (потеря смысла жизни), интеракционизм (конфликт ролей), психосинтез (снижение целостности «я»). Особенно внимательно студентам следует отнестись к изучению различных аспектов взаимовлияния внутриличностного и межличностного конфликтов, уметь вести дискуссию по проблеме первичности. Также необходимо выделять социально-психологические методы коррекции внутриличностного конфликта. Учесть важный факт, что переживание рассматривается рядом отечественных ученых как способ решения внутриличностных проблем (по Ф.Василюку). Знать особенности ролевого конфликта, связи внутриличностного конфликта и проблемы невротизации (в т.ч. классификация невротических состояний по В.Мясищеву). Необходимо уметь пояснять, как внутриличностный конфликт связан с суицидальным поведением человека и каковы, в этой связи, возможности профилактики суицидального поведения. В процессе освоения темы студентам предлагается заполнить Таблицу 3:

Таблица 3. Психологические подходы к коррекции внутриличностного конфликта

Тип конфликтной личности Подходы к коррекции внутриличностного конфликта
Демонстративный  
Ригидный  
Импульсивный  
Сверхточный  
«Бесконфликтный»  
Целенаправленно конфликтный  

Практическое занятие по данной теме предполагает анализ проблемной ситуации, связанной с внутриличностным конфликтом (Орлов В.А., Крушельницкая О.Б. «Социально-психологические проблемы управления конфликтом», глава 3, анализ проблемной ситуации №1). В качестве самостоятельной творческой студентам предлагается проанализировать какой-либо конфликт с точки зрения его коррекции и письменно охарактеризовать его с научной точки зрения (1-2 страницы текста). Студентам предлагается составить рекомендации по коррекции конфликта. Самостоятельная творческая работа по диагностике конфликта (если выбран конфликт данного типа) и разработке стратегий его коррекции на разных этапах развития предполагает выполнение и защиту ее в процессе обсуждения с преподавателем и другими студентами. Качество выполнения самостоятельной работы оценивается по таким показателям, как: а) полнота анализа психологических и социально-психологических характеристик конфликта; б) учет психологических, социально-психологических и других факторов проблемной ситуации; в) качество разработки методических средств коррекции конфликта; г) практическая ценность предлагаемых решений.

При подготовке по теме 2 третьего раздела студентам необходимо ознакомиться с признаками проявления межличностных конфликтов, в том числе - объективные и субъективные, личностные и ситуативные причины. Важным аспектом темы является роль экспектаций в возникновении межличностной конфронтации (А.Я. Анцупов). Количество участников межличностного конфликта представляет собой диаду, а в ней, как свидетельствует опыт экспериментального исследования малых групп, возможно лишь эмоциональное общение. «…В диаде в принципе неразрешим конфликт, возникший по поводу деятельности, так как он неизбежно приобретает характер чисто межличностного конфликта» (Г.М.Андреева, с. 189). Таким образом, несмотря на то, что общение между людьми в принципе имеет деятельностную природу, в межличностном конфликте противоречия, разногласия, столкновения между людьми в значительной степени опосредованы эмоционально. Кроме того, далеко не всякое наблюдаемое противостояние двух людей может быть отнесено именно к межличностному конфликту. Часто это может быть проявлением межгруппового или какого-либо иного конфликта. Следует обратить внимание на тот факт, что когда участникам диалога даже в напряженной ситуации удается удержаться в позициях социальных, а не межличностных ролей, конфликт, как правило, не наступает. Идентифицируясь с социальной ролью, возможно в ряде случаев уходить от межличностных конфликтов.

В качестве источников межличностных конфликтов выступают несовпадения ценностей, интересов, мотивов, представлений о различных явлениях, имеющих отношение к взаимодействию людей. Несовпадающие взгляды руководителя и подчиненного на стиль управленческого общения, по-разному понимаемые особенности воспитания детей, представления супругов о приемлемом поведении друг друга — эти и другие разногласия могут становиться причинами разнообразных межличностных конфликтов.

При освоении данной темы студенты должны изучить подходы к коррекции межличностных конфликтов, в том числе – при поведении человека в трудных ситуациях, а также уровни проявления и стадии развития межличностного конфликта. Необходимо составить табличку, в которой описать стратегия психологической работы по коррекции межличностных конфликтов на разных стадиях его развития (Таблица 4). При этом необходимо уделить внимание коррекции «детско-родительских» конфликтов и «конфликта поколений», а также особенностям профилактики и коррекции семейных и супружеских конфликтов.

Таблица 4.

Стадии развития межличностного конфликта Стратегии психологической работы по коррекции конфликта
   
   

В рамках самостоятельного изучения темы 3 третьего раздела необходимо подготовиться, с помощью изучения литературы, к анализу проблемной ситуации, связанной с конфликтом между личностью и группой (см. Орлов В.А., Крушельницкая О.Б. «Социально-психологические проблемы управления конфликтом», глава 4, анализ проблемных ситуации №№2,3). При освоении этой темы студентам необходимо выяснить, почему психологические и социально-психологические условия формирования конфликтов «личность—группа» часто рассматриваются в рамках межгруппового конфликта. Для этого они должны знать основные психологические механизмы развития конфликтов между личностью и группой. В конфликтах этого типа сталкиваются интересы, мотивы малой группы и личности, которую группа не принимает в том качестве, в каком человек пытается себя предъявить. Например, человек не согласен с навязываемой ему ролью изолированного члена группы, однако его попытки установить контакты с окружающими вызывают у них агрессию (физическую или вербальную — насмешки, оскорбления и т.п.). Или претендент на роль лидера не встречает поддержки и одобрения у других членов группы, что вызывает у него недовольство и желание любыми средствами утвердить свою властную позицию, подчинить себе остальных. Приводит к конфликтам и нарушение одним из членов группы ее правил и норм поведения. Часто источником проблем становится конфликтная личность. На первый взгляд, может показаться несправедливым рассмотрение конфликтов между личностью и группой в рамках управления групповыми конфликтами. Однако внимательное рассмотрение этого рода ситуаций показывает, что такой тип конфликтов не является самостоятельным, а во многом протекает по законам межгруппового взаимодействия. Студентам необходимо выяснить, каким образом групповые ценности и нормы, сплоченность группы, групповое давление, уровень конформности личности, взаимные экспектации, отношения межличностной значимости становятся факторами формирования конфликтов между личностью и группой. Подходы к коррекции конфликтных отношений необходимо записать в табличку (Таблица 5).

Таблица 5.

Стадии развития конфликта «личность – группа» Подходы к коррекции конфликтных отношений в системе «личность – группа»
   
   
   
   

Также следует выяснить роль групповых мнений и установок в нарушении взаимоотношений между личностью и группой. Практическое занятие по данной теме предполагает анализ проблемной ситуации, связанной с конфликтом «личность – группа» (см. Орлов В.А., Крушельницкая О.Б. «Социально-психологические проблемы управления конфликтом», глава 5).

В ходе освоения четвертой темы третьего раздела студентам необходимо выяснить, каковы социально-психологические условия формирования межгрупповых конфликтов. Для этого нужно обратиться к информации об особенностях групповой динамики как источника конфликтных отношений, повторить понятия «ингрупповой фаворитизм» и «аутгрупповая агрессия» (Г.М. Андреева и др.). Межгрупповой конфликт возникает на основе противоречия интересов, потребностей, мнений членов двух или более групп. Примерами межгруппового конфликта могут служить межнациональная рознь, открытое противоборство между подразделениями одной организации (между производственным отделом и отделом технического контроля, между отделом маркетинга и отделом закупок и т.д.), вражда между представителями различных культурных общностей. Это может быть и борьба между двумя подгруппами одной малой группы.

В социальной психологии широко известны исследования межгрупповых конфликтов — проведенные в середине прошлого века эксперименты М.Шерифа, Г.Тэшфела, В.С.Агеева, Ф.Зимбардо. Меньше внимания уделено социально-психологическому исследованию конфликтов между большими социальными группами. В то же время, групповые мнения и установки, а также другие социально-психологические явления могут становиться факторами нарушения внутригрупповых и межгрупповых взаимоотношений. Социальное влияние, групповая сплоченность, лидерство и руководство также вносят существенный вклад в развития конфликтных отношений «группа – группа».

Для того, чтобы выяснить и запомнить основные подходы к коррекции межгрупповых конфликтов разного типа, студентам предлагается заполнить таблицу 6:

Таблица 6. Основные подходы к коррекции межгрупповых конфликтов.

Социально-психологические явления, которые стать причиной и повлиять на ход межгруппового конфликта Подходы к коррекции отношений в межгрупповом конфликте с учетом данного социально-психологического явления
   
   

Практическое занятие по данной теме предполагает анализ проблемной ситуации, связанной с межгрупповым конфликтом (см. Орлов В.А., Крушельницкая О.Б. «Социально-психологические проблемы управления конфликтом», глава 5, анализ проблемной ситуации №4).

При освоении пятой темы третьего раздела студентам необходимо выяснить, каковы особенности возникновения и развития конфликтов в образовательных учреждениях разного типа (они определяются, прежде всего, содержанием деятельности этих организаций). Конфликты могут возникать в процессе взаимодействия представителей любых категорий участников образовательного процесса. Поскольку образовательные учреждения призваны обеспечивать своим воспитанникам — детям, подросткам, представителям юношеского возраста — всестороннее психическое и личностное развитие, то и проблематика конфликтных взаимоотношений может рассматриваться здесь через призму этой основой для данных организаций деятельности. Студентам необходимо уметь иллюстрировать на примерах основные подходы к управлению конфликтами в образовательных учреждениях разного типа.

Предпосылки возникновения конфликтов в общеобразовательных учреждениях разного типа часто носят социально-психологический характер. Это относится к возникновению и развитию конфликтных отношений между воспитанниками детского сада и в школе между одноклассниками. Студентам необходимо научиться выделять объективные и субъективные факторы конфликтов между субъектами образовательного процесса, а также социально-психологические предпосылки конфликтов в педагогическом коллективе и способы их коррекции. Отдельное внимание следует уделить сопоставлению различных подходов к коррекции межличностных и групповых конфликтов в общеобразовательных учреждениях (административные, психологические, педагогические и др.).

Для лучшего усвоения материала студентам рекомендуется заполнить таблицу 7:

Таблица 7. Подходы к коррекции конфликтов в образовательных учреждениях

  Подходы к коррекции конфликтов в образовательных учреждениях
Конфликты «личность – личность»  
Конфликты «личность – группа»  
Конфликты «группа – группа»  

Особое внимание предлагается уделить изучению социально-психологических факторов управления конфликтами в образовательных учреждениях разного типа в системах взаимоотношений: «ученик – ученик», «ученик – учитель», «родитель – учитель», «учитель — школьный класс». Так, например, студентам целесообразно выполнить самостоятельную работу по разработке рекомендаций по управлению конфликтами в сфере учебной деятельности, а также подготовить сообщение об особенностях конфликтологической деятельности школьного психолога.

В рамках данной темы студентам предлагается разработать рекомендации по управлению конфликтами в образовательном учреждении (по выбору) с учетом закономерностей жизнедеятельности этого сообщества.

Практическое занятие по данной теме предполагает анализ проблемной ситуации, связанной с конфликтом в образовательном учреждении (примеры - см. Орлов В.А., Крушельницкая О.Б. «Социально-психологические проблемы управления конфликтом», глава 6).

При подготовке к практическому занятию №1 (Психологические подходы к коррекции конфликтных отношений в различных научных школах. Социально-психологические факторы развития и коррекции конфликтного взаимодействия) необходимо проработать соответствующий теоретический материал, а также рекомендуется, с целью иллюстрации материала примерами в рамках групповой работы на практическом занятии, особое внимание уделить трехвекторной модели психологической структуры конфликта. Выяснить условия перерастания противоречий в системе социального взаимодействия в противоборство (предпосылка конфликта), уметь виды и характер противоборства, раскрывать роль эмоциональных состояний в развитии конфликта, выделять его объективные и субъективные факторы. На практическом занятии предполагается работа студентов в малых группах (используются демократические принципы выработки коллективного решения) с последующей дискуссией (обсуждением).

При подготовке к практическому занятию № 2 (Особенности коррекции конфликтного взаимодействия на разных этапах его развития) необходимо повторить характеристики основных этапов развития конфликта (стадии возникновения предмета конфликта, поляризации мнений, инцидента, эскалации), а также понимать психологические основания стратегий поведения в конфликте (по К.Томасу).

При подготовке к практическому занятию № 3 (Учет психологических и возрастных особенностей оппонентов в развитии и коррекции конфликтного взаимодействия) следует повторить по источникам литературы информацию о возрастных кризисах личности как предпосылках формирования конфликтов. Следует внимательно изучить типологию «конфликтных личностей», а также продумать стратегии психологической работы с ними. Подготовиться к дискуссии по особенностям психологической работы с участниками конфликта в детском, подростковом, юношеском, пожилом возрастах. На практическом занятии предполагается проведение ролевой игры по преодолению конфликтов, связанных с психологическими и возрастными особенностями их участников.

При подготовке к практическому занятию № 4 (Коррекция конфликтного взаимодействия различного типа (внутриличностный, межличностный, межгрупповой)) необходимо повторить и обдумать такие теоретические положения, как взаимовлияние внутриличностного и межличностного конфликта, психокоррекция суицидального поведения, признаки и причины проявления межличностных конфликтов, роль экспектаций в возникновении конфронтации, влияние конфликтов на социальное окружение, поведение человека в трудных ситуациях, стратегия психологической работы по коррекции «детско-родительских» конфликтов и «конфликта поколений», социально-психологические условия формирования межгрупповых конфликтов, особенности групповой динамики как источник конфликтных отношений. На практическом занятии предполагается проведение дискуссий и тренинговая работа по коррекции конфликтного взаимодействия.

При подготовке к практическому занятию № 5 (Профилактика и преодоление конфликтов в общеобразовательных учреждениях) следует продумать такие вопросы, как причины возникновения конфликтов между воспитанниками детского сада и в школе между одноклассниками; объективные и субъективные факторы такого рода конфликтов. На практическом занятии предполагается проведение дискуссий и тренинговая работа по преодолению конфликтов разного типа в общеобразовательных учреждениях.

Готовясь к зачету, необходимо не только выполнить практическую творческую работу, но и проработать основные ключевые моменты из источников обязательной литературы и дополнительной литературы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: