Обучение по дисциплине « Социально-психологическая конфликтология: траектории развития и коррекции конкретного взаимодействия » предполагает изучение курса на аудиторных лекционных и практических занятиях и в рамках самостоятельной работы студентов.
Практические занятия дисциплины «Социально-психологическая конфликтология: траектории развития и коррекции конкретного взаимодействия» предполагают их проведение в различных формах с целью практического применения полученных знаний, умений, навыков и компетенций с проведением контрольных мероприятий, описанных в п.4.1.
С целью обеспечения успешного обучения студент должен готовиться к лекции, поскольку она:
- знакомит с новым учебным материалом,
- разъясняет учебные элементы, трудные для понимания,
- систематизирует учебный материал,
- ориентирует в учебном процессе.
Подготовка к лекции заключается в следующем:
- внимательно прочитайте материал предыдущей лекции,
- узнайте тему предстоящей лекции (по тематическому плану, по информации лектора),
- ознакомьтесь с учебным материалом по учебной литературе,
- постарайтесь уяснить место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке,
- запишите возможные вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.
Подготовка к практическим занятиям:
- внимательно прочитайте материал лекций относящихся к данному практическому занятию, ознакомьтесь с учебным материалом источникам литературы,
- выпишите основные термины,
- уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными и постарайтесь получить на них ответ заранее (до практического занятия) во время текущих консультаций преподавателя.
Учтите, что:
- Готовиться можно индивидуально, парами или в составе малой группы, последние являются эффективными формами работы.
- Рабочая программа дисциплины в части целей, перечню знаний, умений, терминов и учебных вопросов может быть использована вами в качестве ориентира в организации обучения.
Подготовка к зачету. К зачету необходимо готовится целенаправленно, систематически и с первых дней обучения по данной дисциплине. Попытки освоить дисциплину в период зачётно-экзаменационной сессии, как правило, показывают неудовлетворительные результаты.
Необходимой составляющей оценивания достижений студента на зачете является выполнение им самостоятельной практической творческой работы по Разделу 3 программы. В качестве самостоятельной практической творческой работы студентам предлагается проанализировать какой-либо конфликт с точки зрения его коррекции и письменно охарактеризовать его с научной точки зрения (1-2 страницы текста). Студентам предлагается составить рекомендации по коррекции конфликта. Самостоятельная творческая работа по диагностике того или иного типа конфликта (внутриличностный, личность-личность, личность-группа, группа-группа, а также конфликт в образовательном учреждении) и разработке стратегий его коррекции на разных этапах развития предполагает выполнение и защиту ее в процессе обсуждения с преподавателем и другими студентами. Качество выполнения самостоятельной работы оценивается по таким показателям, как: а) полнота анализа психологических и социально-психологических характеристик конфликта; б) учет психологических, социально-психологических и других факторов проблемной ситуации; в) качество разработки методических средств коррекции конфликта; г) практическая ценность предлагаемых решений.
В самом начале учебного курса познакомьтесь со следующей учебно-методической документацией:
- программой по дисциплине «Социально-психологическая конфликтология: траектории развития и коррекции конкретного взаимодействия»,
- перечнем знаний и умений, которыми студент должен владеть,
- тематическими планами лекций, практических занятий,
- контрольными мероприятиями,
- учебными материалами, а также электронными ресурсами.
- перечнем вопросов к зачету.
После этого у вас должно сформироваться четкое представление об объеме и характере знаний и умений, которыми надо будет овладеть по дисциплине. Систематическое выполнение учебной работы на лекциях и практических занятиях позволит успешно освоить дисциплину и создать хорошую базу для сдачи зачета.
При изучении первого раздела программы «Социально-психологическая конфликтология: траектории развития и коррекции конкретного взаимодействия» студентам рекомендуется уделить внимание научным подходам к диагностике и коррекции конфликтных отношений, общения и взаимодействия в различных социальных ситуациях. Студентам необходимо знать определение понятия «конфликтология» и понимать его содержание.
При самостоятельном изучении первой темы первого раздела необходимо рассмотреть основные вопросы, связанные с целями и задачами конфликтологии, с историей изучения конфликтов в социологии, психологии, педагогике (зарубежной и отечественной). Рекомендуется проследить основные этапы исследования проблемы конфликтологии в России и за рубежом. Необходимо проанализировать следующие понятия: структура конфликтной ситуации (предмет конфликта, объект конфликта, конфликтующие стороны (оппоненты), представления сторон о конфликте, и т. д.) и их значение в коррекции конфликтного взаимодействия; основные типологии конфликтов.
Для сравнительной характеристики различных теоретических подходов к изучению конфликтов предлагается заполнить следующую таблицу (см. табл. 1):
Таблица1. Сравнительная характеристика теоретических концепций конфликтологии
СХОДСТВА | РАЗЛИЧИЯ | |
Зарубежный подход | ||
Отечественный подход |
При освоении второй темы первого раздела студентам необходимо научиться выделять структуру конфликта разного типа. Студентам следует обратить внимание на то, что в качестве сторон конфликта могут выступать какие-либо черты отдельной личности (если рассматривается внутриличностный или интраперсональный конфликт), сами личности (межличностный или интерперсональный конфликт), социальные группы (межгрупповые или интергрупповые конфликты). С целью анализа конфликтов «личность-личность», «личность-группа» и «группа-группа» в них обычно рассматриваются исполнители различных ролей, главными из которых являются две (иногда более): конфликтующие стороны. Следующий важный этап изучения темы - условия перерастания противоречий в системе социального взаимодействия в противоборство как предпосылка конфликта. Виды и характер противоборства. Роль эмоциональных состояний в развитии конфликта. Объективные и субъективные факторы конфликтной ситуации. Рассогласование экспектаций как социально-психологический фактор возникновения конфликтного взаимодействия. В рамках данной темы студентам необходимо ознакомиться и понять такие существенные явления конфликтологии, как роль противоречия в формировании конфликтной ситуации. Пользуясь основной и дополнительной литературой (прежде всего учебником А.Я. Анцупова и А.И. Шипилова), необходимо изучить противоборство как процесс реализации противоречий конфликта. Структура любой проблемной ситуации, как правило, рассматривается в плане статики и динамики ее конфликтного развития. Часто конфликтные стороны называются оппонентами. Другие авторы выделяют для анализа конфликта еще один структурный элемент — зону разногласий, которая представляет собой предмет спора, факт или вопрос (один или несколько), вызвавший разногласия. Для анализа конфликта необходимо также рассмотреть представления каждой из сторон о сложившейся ситуации (о собственных мотивах, целях и возможностях; о мотивах, целях и возможностях противостоящей стороны; об условиях протекания конфликта, задаваемых окружающей средой). Для существования конфликта достаточно, чтобы хотя бы одна из сторон воспринимала ситуацию как результат враждебности другой стороны. В самом деле, поведение человека, воспринимающего окружающих как недружелюбных, агрессивно настроенных по отношению к нему, скорее всего, будет агрессивным и враждебным.
Для понимания причин и особенностей развития конфликта необходимо выяснить осознанные и неосознаваемые мотивы поведения сторон. И, наконец, рассматриваются действия конфликтующих сторон. Возможные действия конфликтующих сторон по отношению друг к другу определяются теми представлениями, которые складываются у каждого из конфликтантов. Стороны совершают по отношению друг к другу действия и именно по ним, главным образом, судят о намерениях и возможностях каждой из них. Действия позволяют также «сообщить» другой стороне о своих возможностях и намерениях (например, продемонстрировать свое реальное или желаемое могущество).
При подготовке по данной теме необходимо провести психологический анализ компонентов трехзвенной схемы конфликта (А.Я.Анцупов). Согласно ей, структура любого конфликта (внутриличностного, межличностного, межгруппового и т.д.) состоит из противоречия, противоборства и негативного эмоционального состояния. Развивая этот подход, автор программы предлагает свою модель понимания динамики и структуры конфликта, позволяющую с психологической точки зрения анализировать проблемные ситуации и управлять ими.
При самостоятельной подготовке в рамках третьей темы первого раздела студентам следует учесть, что большое значение в исследовании поведения конфликтантов и других участников конфликта играют социально-психологические характеристики, такие как статусное положение индивида в группе, его профессия, служебное положение, принадлежность к какой-либо этнической общности, религиозная направленность и т.д. Психологические особенности личности также могут быть определяющими факторами конфликтности ее поведения. Так, например, известны различные классификации конфликтных личностей. Необходимо также учитывать условия и особенности социально-психологической среды, в которой развивается конфликт, включая мотивационно-ценностные характеристики ближайшего окружения участников конфликта, а также более широкий социальный контекст. В рамках данной темы необходимо изучить базовые техники управления конфликтом. Особое внимание студентам предлагается обратить на такие основные техники, как «Я-высказвание», «Активное слушание», умение сказать «нет», «Стратегия переговоров порыва», «Метод принципиальных переговоров», медиация. Данные техники описаны в источниках конфликтологической литературы и литературы по социальной психологии конфликта, а также в социально-психологических источниках (Г.М. Андреева, А.Я. Анцупов, Н.В. Гришина и др.). В рамках данной темы следует обратить особое внимание на психологический смысл коррекции конфликтного взаимодействия. Рассмотреть интересы, потребности, мотивы и ценностные ориентации, эмоциональные проявления оппонентов как факторы возникновения конфликтных отношений. Также важен учет личностных и групповых особенностей оппонентов в коррекции конфликтного поведения. Социально-психологические факторы возникновения конфликтных отношений и методологические принципы исследования конфликтов разного типа необходимо найти в источниках литературы. После освоения данной темы студенты должны быть готовыми к изучению различных аспектов прогнозирования и профилактики конфликтных отношений как этапов коррекции конфликтного взаимодействия. Студенты должны научиться анализировать социально-психологические факторы семейных конфликтов и управления ими, а также условия возникновения и развития детско-родительских конфликтов. Важное значение для освоения управления конфликтом имеет понимание социально-психологических факторов конфликтов в деловой сфере. Студентам необходимо освоить основные подходы к управлению производственными конфликтами, а также диагностику и профилактику конфликтов в управленческой сфере. Студентам необходимо обратить особое внимание на теорию и практику проведения переговорного процесса, включая процедуру медиации как современного эффективного средства управления проблемными ситуациями.
При самостоятельной подготовке по теме 4 первого раздела программы студентам необходимо уметь анализировать эволюцию развития представлений об управлении различными видами конфликтов в рамках философии, социологии, психологии и других наук. Студент должен уметь сравнивать подходы к рассматриваемой проблематике с точек зрения различных психологических направлений, а также изменение представлений о природе и функциях конфликта. Также необходимо проанализировать различия в основных подходах к изучению внутриличностного и других типов конфликта на основе положений теорий З.Фрейда, К.Юнга, К.Роджерса, В.Франкла, Э.Эриксона, Л.Фестингера, А.Маслоу. В рамках темы необходимо разобраться в специфике подходов отечественной и зарубежной социальной психологии к проблеме понимания природы конфликта. Познакомиться с точкой зрения на функцию конфликта зарубежных исследователей (Л.Козер, Р.Дарендорф, К.Маркс и др.). Студенты должны уметь формулировать различные точки зрения (Л.Козер, Р.Дарендорф, К.Маркс и др.) на природу, функции конфликтов и управление ими. Психоанализ (фрейдистский подход и постфрейдистские традиции) в понимании природы конфликта. Бихевиоризм, интеракционизм, трансактный анализ, когнитивизм, гуманистические подходы к коррекции конфликтного взаимодействия.
С целью лучшего усвоения материала студентам предлагается заполнить таблицу 2, сопоставив в ней различные подходы к коррекции конфликтного взаимодействия:
Табл.2. Сравнительная анализ различных подходов к коррекции конфликтного взаимодействия
Природа конфликтного взаимодействия | Подходы к коррекции конфликтного взаимодействия | |
Бихевиоризм | ||
Психоанализ (фрейдистский подход) | ||
Психоанализ (постфрейдистские традиции) | ||
Интеракционизм | ||
Трансактный анализ, | ||
Когнитивизм | ||
Гуманистические подходы |
При освоении материала первой темы второго раздела студентам необходимо усвоить, что для эффективной коррекции конфликтного взаимодействия они должны хорошо знать структуру (статику) и динамику конфликтов разного типа. В классической типологии выделяются следующие типы конфликтов: внутриличностные, «личность-личность», «личность-группа», «группа-группа». Очень часто перечисленные типы конфликтов не существуют изолированно, а одновременно присутствуют в ситуации взаимодействия людей. Кроме того, существует тенденция перетекания конфликтов одного типа в другие. Так, например, нередко внутриличностный конфликт «выносится» за пределы личности, преобразуясь в межличностный или даже межгрупповой вариант. В то же время, человек может «вносить» в себя внешний конфликт, переживая не удовлетворяющие его отношения с другими людьми (см. Анцупов А.Я., Шипилов А.И., Гришина Н.В., Корнелиус Х., Фэйр Ш., Рейнуотер Дж. И др.). Поэтому необходимо изучить основные этапы развития конфликта, специфику коррекции конфликтного взаимодействия на стадиях возникновения предмета конфликта, поляризации мнений, инцидента, эскалации. Знать основные стратегии поведения в конфликте (по К.Томасу). Чрезвычайно важно учитывать роль лидеров в развитии и коррекции конфликтного взаимодействия.
При изучении второй темы второго раздела акцент должен быть сделан на представлении об основных психологических и возрастных особенностях оппонентов в развитии и коррекции конфликтного взаимодействия, знать характерологические особенности лиц разного возраста, которые могут приводить к конфликтам в различных сферах их жизнедеятельности. Возрастные кризисы личности, а также психологические особенности могут являться условиями и предпосылками условия формирования различных конфликтов. Поэтому студентам необходимо познакомиться с типологией «конфликтных личностей», изучить основные стратегии психологической работы с «конфликтными личностями». Также важны особенности психологической работы с участниками конфликта в детском, подростковом, юношеском возрастах; личностные и социально-психологические особенности конфликтантов пожилого возраста и методы коррекции конфликтов с их участием.
Третий раздел программы посвящен социально-психологическим факторам коррекции конфликтных отношений разного типа. При подготовке в рамках первой темы третьего раздела студентам необходимо знать и различать психологические особенности внутриличностного конфликта: основные виды, структура, динамика; предупреждение (профилактика) и последствия. Также следует выделить социальные и возрастные особенности протекания внутриличностного конфликта. Проблема внутриличностного конфликта подробно описывается в работах З.Фрейда, К.Юнга, К.Роджерса, В.Франкла, Э.Эриксона, Л.Фестингера, А.Маслоу и др. Внутриличностный конфликт чаще всего определяется в конфликтологической литературе как «острое негативно переживаемое противоборство личностных структур, основанное на противоречиях системы ценностей. Причины внутриличностного конфликта по-разному определяются в зависимости от исследовательского подхода. Суммируя различные подходы к пониманию этого типа конфликтов, А.Я.Анцупов и А.И.Шипилов перечисляют следующие направления исследования: психоанализ (акцент на биопсихологической природе конфликта), бихевиоризм («плохая привычка», реакция на препятствие), гуманистическая психология (нереализованная потребность в самоактуализации и др.), когнитивная психология (когнитивный диссонанс), логотерапия (потеря смысла жизни), интеракционизм (конфликт ролей), психосинтез (снижение целостности «я»). Особенно внимательно студентам следует отнестись к изучению различных аспектов взаимовлияния внутриличностного и межличностного конфликтов, уметь вести дискуссию по проблеме первичности. Также необходимо выделять социально-психологические методы коррекции внутриличностного конфликта. Учесть важный факт, что переживание рассматривается рядом отечественных ученых как способ решения внутриличностных проблем (по Ф.Василюку). Знать особенности ролевого конфликта, связи внутриличностного конфликта и проблемы невротизации (в т.ч. классификация невротических состояний по В.Мясищеву). Необходимо уметь пояснять, как внутриличностный конфликт связан с суицидальным поведением человека и каковы, в этой связи, возможности профилактики суицидального поведения. В процессе освоения темы студентам предлагается заполнить Таблицу 3:
Таблица 3. Психологические подходы к коррекции внутриличностного конфликта
Тип конфликтной личности | Подходы к коррекции внутриличностного конфликта |
Демонстративный | |
Ригидный | |
Импульсивный | |
Сверхточный | |
«Бесконфликтный» | |
Целенаправленно конфликтный |
Практическое занятие по данной теме предполагает анализ проблемной ситуации, связанной с внутриличностным конфликтом (Орлов В.А., Крушельницкая О.Б. «Социально-психологические проблемы управления конфликтом», глава 3, анализ проблемной ситуации №1). В качестве самостоятельной творческой студентам предлагается проанализировать какой-либо конфликт с точки зрения его коррекции и письменно охарактеризовать его с научной точки зрения (1-2 страницы текста). Студентам предлагается составить рекомендации по коррекции конфликта. Самостоятельная творческая работа по диагностике конфликта (если выбран конфликт данного типа) и разработке стратегий его коррекции на разных этапах развития предполагает выполнение и защиту ее в процессе обсуждения с преподавателем и другими студентами. Качество выполнения самостоятельной работы оценивается по таким показателям, как: а) полнота анализа психологических и социально-психологических характеристик конфликта; б) учет психологических, социально-психологических и других факторов проблемной ситуации; в) качество разработки методических средств коррекции конфликта; г) практическая ценность предлагаемых решений.
При подготовке по теме 2 третьего раздела студентам необходимо ознакомиться с признаками проявления межличностных конфликтов, в том числе - объективные и субъективные, личностные и ситуативные причины. Важным аспектом темы является роль экспектаций в возникновении межличностной конфронтации (А.Я. Анцупов). Количество участников межличностного конфликта представляет собой диаду, а в ней, как свидетельствует опыт экспериментального исследования малых групп, возможно лишь эмоциональное общение. «…В диаде в принципе неразрешим конфликт, возникший по поводу деятельности, так как он неизбежно приобретает характер чисто межличностного конфликта» (Г.М.Андреева, с. 189). Таким образом, несмотря на то, что общение между людьми в принципе имеет деятельностную природу, в межличностном конфликте противоречия, разногласия, столкновения между людьми в значительной степени опосредованы эмоционально. Кроме того, далеко не всякое наблюдаемое противостояние двух людей может быть отнесено именно к межличностному конфликту. Часто это может быть проявлением межгруппового или какого-либо иного конфликта. Следует обратить внимание на тот факт, что когда участникам диалога даже в напряженной ситуации удается удержаться в позициях социальных, а не межличностных ролей, конфликт, как правило, не наступает. Идентифицируясь с социальной ролью, возможно в ряде случаев уходить от межличностных конфликтов.
В качестве источников межличностных конфликтов выступают несовпадения ценностей, интересов, мотивов, представлений о различных явлениях, имеющих отношение к взаимодействию людей. Несовпадающие взгляды руководителя и подчиненного на стиль управленческого общения, по-разному понимаемые особенности воспитания детей, представления супругов о приемлемом поведении друг друга — эти и другие разногласия могут становиться причинами разнообразных межличностных конфликтов.
При освоении данной темы студенты должны изучить подходы к коррекции межличностных конфликтов, в том числе – при поведении человека в трудных ситуациях, а также уровни проявления и стадии развития межличностного конфликта. Необходимо составить табличку, в которой описать стратегия психологической работы по коррекции межличностных конфликтов на разных стадиях его развития (Таблица 4). При этом необходимо уделить внимание коррекции «детско-родительских» конфликтов и «конфликта поколений», а также особенностям профилактики и коррекции семейных и супружеских конфликтов.
Таблица 4.
Стадии развития межличностного конфликта | Стратегии психологической работы по коррекции конфликта |
В рамках самостоятельного изучения темы 3 третьего раздела необходимо подготовиться, с помощью изучения литературы, к анализу проблемной ситуации, связанной с конфликтом между личностью и группой (см. Орлов В.А., Крушельницкая О.Б. «Социально-психологические проблемы управления конфликтом», глава 4, анализ проблемных ситуации №№2,3). При освоении этой темы студентам необходимо выяснить, почему психологические и социально-психологические условия формирования конфликтов «личность—группа» часто рассматриваются в рамках межгруппового конфликта. Для этого они должны знать основные психологические механизмы развития конфликтов между личностью и группой. В конфликтах этого типа сталкиваются интересы, мотивы малой группы и личности, которую группа не принимает в том качестве, в каком человек пытается себя предъявить. Например, человек не согласен с навязываемой ему ролью изолированного члена группы, однако его попытки установить контакты с окружающими вызывают у них агрессию (физическую или вербальную — насмешки, оскорбления и т.п.). Или претендент на роль лидера не встречает поддержки и одобрения у других членов группы, что вызывает у него недовольство и желание любыми средствами утвердить свою властную позицию, подчинить себе остальных. Приводит к конфликтам и нарушение одним из членов группы ее правил и норм поведения. Часто источником проблем становится конфликтная личность. На первый взгляд, может показаться несправедливым рассмотрение конфликтов между личностью и группой в рамках управления групповыми конфликтами. Однако внимательное рассмотрение этого рода ситуаций показывает, что такой тип конфликтов не является самостоятельным, а во многом протекает по законам межгруппового взаимодействия. Студентам необходимо выяснить, каким образом групповые ценности и нормы, сплоченность группы, групповое давление, уровень конформности личности, взаимные экспектации, отношения межличностной значимости становятся факторами формирования конфликтов между личностью и группой. Подходы к коррекции конфликтных отношений необходимо записать в табличку (Таблица 5).
Таблица 5.
Стадии развития конфликта «личность – группа» | Подходы к коррекции конфликтных отношений в системе «личность – группа» |
Также следует выяснить роль групповых мнений и установок в нарушении взаимоотношений между личностью и группой. Практическое занятие по данной теме предполагает анализ проблемной ситуации, связанной с конфликтом «личность – группа» (см. Орлов В.А., Крушельницкая О.Б. «Социально-психологические проблемы управления конфликтом», глава 5).
В ходе освоения четвертой темы третьего раздела студентам необходимо выяснить, каковы социально-психологические условия формирования межгрупповых конфликтов. Для этого нужно обратиться к информации об особенностях групповой динамики как источника конфликтных отношений, повторить понятия «ингрупповой фаворитизм» и «аутгрупповая агрессия» (Г.М. Андреева и др.). Межгрупповой конфликт возникает на основе противоречия интересов, потребностей, мнений членов двух или более групп. Примерами межгруппового конфликта могут служить межнациональная рознь, открытое противоборство между подразделениями одной организации (между производственным отделом и отделом технического контроля, между отделом маркетинга и отделом закупок и т.д.), вражда между представителями различных культурных общностей. Это может быть и борьба между двумя подгруппами одной малой группы.
В социальной психологии широко известны исследования межгрупповых конфликтов — проведенные в середине прошлого века эксперименты М.Шерифа, Г.Тэшфела, В.С.Агеева, Ф.Зимбардо. Меньше внимания уделено социально-психологическому исследованию конфликтов между большими социальными группами. В то же время, групповые мнения и установки, а также другие социально-психологические явления могут становиться факторами нарушения внутригрупповых и межгрупповых взаимоотношений. Социальное влияние, групповая сплоченность, лидерство и руководство также вносят существенный вклад в развития конфликтных отношений «группа – группа».
Для того, чтобы выяснить и запомнить основные подходы к коррекции межгрупповых конфликтов разного типа, студентам предлагается заполнить таблицу 6:
Таблица 6. Основные подходы к коррекции межгрупповых конфликтов.
Социально-психологические явления, которые стать причиной и повлиять на ход межгруппового конфликта | Подходы к коррекции отношений в межгрупповом конфликте с учетом данного социально-психологического явления |
Практическое занятие по данной теме предполагает анализ проблемной ситуации, связанной с межгрупповым конфликтом (см. Орлов В.А., Крушельницкая О.Б. «Социально-психологические проблемы управления конфликтом», глава 5, анализ проблемной ситуации №4).
При освоении пятой темы третьего раздела студентам необходимо выяснить, каковы особенности возникновения и развития конфликтов в образовательных учреждениях разного типа (они определяются, прежде всего, содержанием деятельности этих организаций). Конфликты могут возникать в процессе взаимодействия представителей любых категорий участников образовательного процесса. Поскольку образовательные учреждения призваны обеспечивать своим воспитанникам — детям, подросткам, представителям юношеского возраста — всестороннее психическое и личностное развитие, то и проблематика конфликтных взаимоотношений может рассматриваться здесь через призму этой основой для данных организаций деятельности. Студентам необходимо уметь иллюстрировать на примерах основные подходы к управлению конфликтами в образовательных учреждениях разного типа.
Предпосылки возникновения конфликтов в общеобразовательных учреждениях разного типа часто носят социально-психологический характер. Это относится к возникновению и развитию конфликтных отношений между воспитанниками детского сада и в школе между одноклассниками. Студентам необходимо научиться выделять объективные и субъективные факторы конфликтов между субъектами образовательного процесса, а также социально-психологические предпосылки конфликтов в педагогическом коллективе и способы их коррекции. Отдельное внимание следует уделить сопоставлению различных подходов к коррекции межличностных и групповых конфликтов в общеобразовательных учреждениях (административные, психологические, педагогические и др.).
Для лучшего усвоения материала студентам рекомендуется заполнить таблицу 7:
Таблица 7. Подходы к коррекции конфликтов в образовательных учреждениях
Подходы к коррекции конфликтов в образовательных учреждениях | |
Конфликты «личность – личность» | |
Конфликты «личность – группа» | |
Конфликты «группа – группа» |
Особое внимание предлагается уделить изучению социально-психологических факторов управления конфликтами в образовательных учреждениях разного типа в системах взаимоотношений: «ученик – ученик», «ученик – учитель», «родитель – учитель», «учитель — школьный класс». Так, например, студентам целесообразно выполнить самостоятельную работу по разработке рекомендаций по управлению конфликтами в сфере учебной деятельности, а также подготовить сообщение об особенностях конфликтологической деятельности школьного психолога.
В рамках данной темы студентам предлагается разработать рекомендации по управлению конфликтами в образовательном учреждении (по выбору) с учетом закономерностей жизнедеятельности этого сообщества.
Практическое занятие по данной теме предполагает анализ проблемной ситуации, связанной с конфликтом в образовательном учреждении (примеры - см. Орлов В.А., Крушельницкая О.Б. «Социально-психологические проблемы управления конфликтом», глава 6).
При подготовке к практическому занятию №1 (Психологические подходы к коррекции конфликтных отношений в различных научных школах. Социально-психологические факторы развития и коррекции конфликтного взаимодействия) необходимо проработать соответствующий теоретический материал, а также рекомендуется, с целью иллюстрации материала примерами в рамках групповой работы на практическом занятии, особое внимание уделить трехвекторной модели психологической структуры конфликта. Выяснить условия перерастания противоречий в системе социального взаимодействия в противоборство (предпосылка конфликта), уметь виды и характер противоборства, раскрывать роль эмоциональных состояний в развитии конфликта, выделять его объективные и субъективные факторы. На практическом занятии предполагается работа студентов в малых группах (используются демократические принципы выработки коллективного решения) с последующей дискуссией (обсуждением).
При подготовке к практическому занятию № 2 (Особенности коррекции конфликтного взаимодействия на разных этапах его развития) необходимо повторить характеристики основных этапов развития конфликта (стадии возникновения предмета конфликта, поляризации мнений, инцидента, эскалации), а также понимать психологические основания стратегий поведения в конфликте (по К.Томасу).
При подготовке к практическому занятию № 3 (Учет психологических и возрастных особенностей оппонентов в развитии и коррекции конфликтного взаимодействия) следует повторить по источникам литературы информацию о возрастных кризисах личности как предпосылках формирования конфликтов. Следует внимательно изучить типологию «конфликтных личностей», а также продумать стратегии психологической работы с ними. Подготовиться к дискуссии по особенностям психологической работы с участниками конфликта в детском, подростковом, юношеском, пожилом возрастах. На практическом занятии предполагается проведение ролевой игры по преодолению конфликтов, связанных с психологическими и возрастными особенностями их участников.
При подготовке к практическому занятию № 4 (Коррекция конфликтного взаимодействия различного типа (внутриличностный, межличностный, межгрупповой)) необходимо повторить и обдумать такие теоретические положения, как взаимовлияние внутриличностного и межличностного конфликта, психокоррекция суицидального поведения, признаки и причины проявления межличностных конфликтов, роль экспектаций в возникновении конфронтации, влияние конфликтов на социальное окружение, поведение человека в трудных ситуациях, стратегия психологической работы по коррекции «детско-родительских» конфликтов и «конфликта поколений», социально-психологические условия формирования межгрупповых конфликтов, особенности групповой динамики как источник конфликтных отношений. На практическом занятии предполагается проведение дискуссий и тренинговая работа по коррекции конфликтного взаимодействия.
При подготовке к практическому занятию № 5 (Профилактика и преодоление конфликтов в общеобразовательных учреждениях) следует продумать такие вопросы, как причины возникновения конфликтов между воспитанниками детского сада и в школе между одноклассниками; объективные и субъективные факторы такого рода конфликтов. На практическом занятии предполагается проведение дискуссий и тренинговая работа по преодолению конфликтов разного типа в общеобразовательных учреждениях.
Готовясь к зачету, необходимо не только выполнить практическую творческую работу, но и проработать основные ключевые моменты из источников обязательной литературы и дополнительной литературы.