Міжнародно-правове положення континентального шельфу

В соответствии со ст. 76 Конвенции 1982 г. "Континентальный шельф прибрежного государства включает в себя морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы его территориального моря на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние".

Если внешняя граница подводной окраины материка простирается более чем на 200 морских миль от исходных линий отсчета территориального моря, прибрежное государство может установить внешнюю границу своего континентального шельфа и на большее расстояние, но не далее чем 350 морских миль от исходных линий отсчета территориальных вод или не далее 100 морских миль от 2500-метровой изобаты морских глубин.

Суверенные права предполагают юрисдикцию в отношении минеральных ресурсов континентального шельфа в плане:

определения стратегии изучения и освоения минеральных ресурсов на основе программ и планов с учетом заключений государственной экологической экспертизы;

установления порядка пользования минеральными ресурсами континентального шельфа и разработку соответствующих стандартов (норм и правил);

контроля за рациональным использованием и охраной минеральных ресурсов;

государственного горного надзора;

регистрации работ по изучению, разведке и разработке минеральных ресурсов;

составления баланса запасов минеральных ресурсов;

учета участков континентального шельфа, используемых для добычи полезных ископаемых;

Юрисдикция в отношении искусственных островов, установок и сооружений, подводных кабелей и трубопроводов предполагает:

· исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений в целях изучения, поиска, разведки и разработки (промысла) минеральных и живых ресурсов, для других экономических целей, для проведения ресурсных и морских научных исследований, включая те из них, которые могут препятствовать осуществлению суверенных прав и юрисдикции государства на континентальном шельфе;

· определение трассы для прокладки трубопроводов на континентальном шельфе;

· определение условий прокладки подводных кабелей и трубопроводов.

Юрисдикция в отношении защиты минеральных ресурсов предполагает:

· определение стратегии изучения и защиты минеральных ресурсов;

· проведение государственной экологической экспертизы, государственного экологического контроля, государственного экологического мониторинга;

· установление правового режима зон чрезвычайных экологических ситуаций и зон экологического бедствия, обеспечение надлежащей готовности к осуществлению немедленных действий по ликвидации последствий аварий, приводящих к загрязнению нефтью и веществами, иными, чем нефть;

· установление экологических нормативов (стандартов) содержания загрязняющих веществ в отходах и других материалах, предназначенных к захоронению, регулирование и контроль захоронения отходов и других материалов;

· обеспечение выполнения мероприятий, направленных на охрану минеральных ресурсов, пресечение нарушений национального законодательства и наказание лиц, виновных в совершении противоправных действий.

По мере развития технических средств освоения морских пространств правовой режим использования континентального шельсра будет совершенствоваться.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: