Театр військових дій на морі (міжнародно-правові аспекти)

Теа́тр воє́нних дій (ТВД) — певна територія суші та морський і повітряний простір, що прилегає до неї, в межах яких передбачаються воєнні дії, а під час війни діє частина Збройних сил країни (коаліції країн), вирішуючи стратегічні завдання, витікаючи із загального плану війни. ТВД зазвичай є частиною театру війни і включає одне або декілька стратегічних напрямків.

Територія (сухопутна, морська, повітря) нейтральних і інших невоюючих держав не повинна використовуватися як театр воєнних дій. Відповідно до міжнародних договорів в театр воєнних дій не можуть бути перетворені:

деякі міжнародні протоки (наприклад, Магелланова протока за Договором 1981 р. між Аргентиною і Чилі);

міжнародні канали (наприклад, Суецький канал згідно Константинопольської конвенції 1888 р.);

окремі острови і архіпелаги (наприклад, Аландські острови відповідно до Мирного договору між переможцями в Другій Світовій війні і Фінляндією 1947 р., архіпелаг Шпіцбергена відповідно до Паризького договору про Шпіцберген 1920

окремі континенти (наприклад, Антарктика відповідно до Договору 1959 р.).

На протяжении длительного времени в литературе международного права при рассмотрении вопроса о пространстве, где допустимо ведение военных действий на море в период международных военных конфликтов, высказывается соображение, что определяющая роль в этом вопросе должна принадлежать действию общепризнанного принципа свободы открытого моря. Данная точка зрения приобретает все больше сторонников, поскольку практика мевдународного развития продолжает пополняться примерами использования огромных районов открытого моря в военных целях. Так, в период военного конфликта в Корее {1951-1953 гг.), большие водные пространства, омывающие Корейский полуостров, были объявлены так называемой оборонительной зоной, где корабли военно-морских сил США вели военные действия и препятствовали осуществлению нейтрального судоходства. В 1956 г. воюющие страны превратили в театр военных действий обширную морскую зону, прилегающую со стороны Средиземного и Красного морей к нейтрализованному по Константинопольской конвенции 1883 г. Суэцкому каналу, нарушив тем самым режим нейтрального судоходства. В период военного конфликта во Вьетнаме в 1965 г. была установлена 100-мильная зона водного пространства у берегов Вьетнама. 8 которой военно-морские силы США вели боевые действия. В 1982 г Великобритания объявила так называемую "зону войны" в Южной Атлантике в районе Фолклендских островов в период вооруженного конфликта с Аргентиной.

Эти и другие примеры использования воюющими больших пространств открытого моря в военных целях противоречат существу принципа свободы открытого моря1.

В современных условиях былые представления о море, где воюющие государства могли блокировать огромные пространства, ставить мины, осуществлять захваты и потопление торговых судов, в том числе нейтральных, и совершать другое насильственные действия, нарушающие свободу торгового мореплавания, пришли в противоречие с необходимостью дальнейшего развития международного сотрудничества, охраны мирного мореплавания и другими требованиями современности, которые призваны обеспечить свободу открытого моря. Поэтому утверждения большинства авторитетов современного международного морского права о том, что признание недопустимости военных действий в открытом море должно стать естественной нормой современного международного морского права, вполне обоснованны.

Решение вопроса о запрещении военных действий в открытом море имеет огромное политическое, экономическое и военное значение для всего человечества, и именно поэтому в Конвенции по морскому праву 1982 г. введено специальное положение, запрещающее использование вод открытого моря в военных целях. Ст, 88 Конвенции впервые в истории развития международного морского права провозгласила, что "открытое море резервируется для мирных целей". Этим провозглашается новый общий принцип, согласно которому воды открытого моря могут быть использованы не иначе, как в мирных целях. Поскольку никаких указаний о времени действия этого принципа в Конвенции нет, следует считать, что ранее допускаемая международным морским правом практика ведения военных действий • водах открытого моря ныне находится под запретом.

Провозглашая открытое море ареной мирной деятельности и, тем самым, запрещая в водах открытого моря военные действия, Конвенция 1982 г. далее в ст. 301 уточняет, что при осуществлении своих прав и выполнении обязанностей в открытом море, государства обязаны воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной целостности или политической независимости любого государства, или каким-либо иным образом, не совместимым с принципами международного права, воплощенными в Уставе ООН.

Таким образом, следует со всей определенностью заключить, что в период вооруженного конфликта воюющие государства могут использовать в качестве театра военных действий только свои территориальные и внутренние воды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: