Міжнародно-правовий захист природного морського середовища

В воды Мирового океана систематически и во все возрастающих масштабах попадает огромное количество различных вредных веществ, среди которых особую опасность представляют нефтепродукты. Анализ причин загрязнения морской среды нефтепродуктами свидетельствует о том, что значительная часть этих нефтепродуктов попадает в воды Мирового океана в процессе эксплуатации судов. Особую опасность при этом составляют аварийные разливы нефти с крупнотоннажных танкеров Подсчитано, что только в результате катастроф таких танкеров как "Торри Каньон". "Олимпик брайвери". и "Амако Кадис" в море вылилось более полумиллиона тонн сырой нефти. Если учесть, что одна тонна нефти попадая в морскую среду покрывает тонкой нефтяной пленкой около 1200 гектаров морской поверхности, то можно себе представить какой невосполнимый вред был нанесен всему живому от этих полумиллиона тонн нефти. Еще более катастрофичны по своим последствиям аварии, происходившие в непосредственной близости от берегов и тем более в узкостях, когда безжизненными на долгое время становятся обширные прибрежные зоны. Большую опасность представляют также систематические сбросы с судов в море в виде отходов различных нефтепродуктов и других вредных веществ.

Анализ экологического состояния вод Мирового океана показывает, что в силу органического единства морской среды нашей планеты ни одно государство мира, особенно прибрежное, не гарантировано от губительных последствий загрязнения морей. Этим обусловливается неоспоримость принятия международно-правовых мер борьбы с загрязнением морской среды и, особенно с загрязнениями, связанными с эксплуатацией судов.

К числу наиболее значительных шагов человечества в этом направлении можно отнести:

- Вашингтонскую конвенцию по защите морской среды от загрязнения нефтью 1926 г.;

-Лондонскую конвенцию по предотвращению загрязнения моря нефтью
1954 г.;

- Лондонскую международную конвенцию по предотвращению
загрязнения с судов 1973 г.;

- Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г. (Часть XII "Защита и
сохранение морской среды").

На Вашингтонской конференции по проблемам загрязнения нефтью судоходных вод (1926 г.) был выработан проект Конвенции относительно загрязнения моря. Он включал запрещение преднамеренного слива с судов нефти как перевозимой, так и используемой в качестве топлива.

Было рекомендовано создание запретных зон для слива нефти шириной от 50 до 150 миль у побережья особенно в рыболовных районах Проект в силу не вошел, но сыграл свою роль, поскольку его положения вошли в последующие документы.

В 1954 г. в Лондоне была принята Международная конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью (вступившая в силу в 1958 г.). В 1962 г в нее были внесены поправки, и она получипа название "Конвенция 1954/62 г." Она стала первым между на род но-правовым документом, определяющим обязанности государств по защите морской среды. Ее основные положения сводятся к. следующему:

• Конвенция обязала государства оборудовать порты приемными
устройствами для остатков нефти и нефтеводяной смеси;

•Конвенция ввела запретные зоны шириной в 50 миль (а в некоторых
районах до 100 миль вдоль берега и даже до 150 миль у берегов Австралии),
в которых слив нефти и нефтеводяной смеси запрещался;

•Конвенция ввела на судах журналы нефтяных операций.

В 1969 г. ИМКО (ныне ИМО) внесла поправки в Конвенцию 1954/62, которыми по сути дела были отменены запретные зоны, поскольку запретным для слива нефти объявлялся весь Мировой океан.

В 1972 г. в Лондоне была принята Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов.

В 1973 г, в Лондоне была принята Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов. В литературе и практике она именуется - МАРПОЛ 73/78, поскольку в 1978 г, она была дополнена.

Конвенция включает в себя следующие правила:

1. Правила предотвращения загрязнения нефтью. В них установлены особые районы (Балтийское, Средиземное, Красное, Черное моря, а также Персидский и Оманский заливы), где запрещен любой сброс нефти с любого танкера или другого судна валовой вместимостью более 400 рег.т. и введены ограничения для судов менее 400 рег.т. (но не ближе 12 миль от берега). Установлена обязанность каждого судна валовой вместимостью 400 рег.т. и более (а для танкеров 150 рег.т.} иметь специальное удостоверение "Международное свидетельство о предотвращении загрязнения моря нефтью".

2. Правила контроля над загрязнением при перевозке ядовитых жидких веществ наливом. Правила делят все подобные вещества в зависимости от их опасности на 4 категории -А, В, С, Д и регулируют вопросы их сброса при определенных условиях.

3.Правила предотвращения загрязнения вредными веществами, перевозимыми морем в упаковках, грузовых контейнерах, съемных танках или в автодорожных и железнодорожных цистернах. Этими правилами регламентируются способы упаковки, маркировки, правила
перевозки, крепления, укладки на судне контейнеров, съемных танков и цистерн. Запрещен их преднамеренный сброс.

4.Правила предотвращения загрязнения сточными водами (из туалетов, ванн и прочие загрязненные стоки с судов). Запрещен сброс их в море за исключением, если на судке их обезвреживают. Разрешается сброс отмеченных сточных вод за пределами 12 миль от берега на ходу и постепенно.

5. Правила предотвращения загрязнения мусором с судов.

В особых районах запрещен сброс всех видов пластмасс, синтетики, бумаги, стекла, металла, упаковочных материалов. Пищевые отходы можно сбрасывать за пределами 12-ти мильной зоны. Эти правила распространяются на все суда и плавсредства, а также морские платформы Исключение составляют военные корабли и суда, находящиеся на правительственной некоммерческой службе.

В 1982 г. была принята Конвенция ООН по морскому праву, где вопросам охране! морской среды посвящена Часть XI! "Защита и сохранение морской среды", в которой определяются:

- обязанности государств защищать и сохранять морскую среду (ст. 192);

- меры по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем
загрязнения морской среды (ст. 194);

прещение использовать новые технологии, которые способствуют вредным последствиям (ст. 196);

- обязанность государств сотрудничать на всемирной и региональной
1ве в деле защиты и сохранения морской среды (ст. 197);

- меры по борьбе с загрязнениями из различных источников (ст ст. 207-212).

- меры по предотвращению загрязнения с судов (ст. 211).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow