ТЕМА: КРИТИКА РЕЧИ
Занятие 5. Узуально-стилевой комплекс как механизм стилистического отбора и текстовая аномалия
Терминологический минимум: коммуникативная функция языка и роль коммуникантов в общении; эмотивная функция языка; язык, речь, речевая деятельность, коммуникативные свойства речи; стилистический узус, узуально-стилевой комплекс, элементы узуально-стилевого комплекса, двойственная природа узуально-стилевого комплекса; аномалия, текстовая аномалия, первоначальное смысловое восприятие текста; эксперимент как способ обработки текстовых аномалий, типология аномалий.
Теоретические вопросы:
1. Критика речи как раздел стилистики.
2. Язык, речь, речевая деятельность. Коммуникативные свойства речи. Модель коммуникативного процесса и коммуникативная неудача.
3. Узуально-стилевой комплекс как механизм стилевого отбора и результат противопоставления языкового и внеязыкового в речи. Причины сбоев в механизме узуально-стилевого отбора.
4. Филологические методики анализа высказывания. Лингвистический и стилистический эксперименты Л.В. Щербы и А.М. Пешковского как основа филологических методик обнаружения текстовых аномалий.
|
|
5. Первоначальное смысловое восприятие текста как механизм обнаружения текстовой аномалии. Поэтапный анализ реального акта письменной коммуникации (Б.С. Мучник).
6. Понятие текстовой аномалии. Типологии и классификации аномалий.
Рекомендуемая литература:
1. Щерба Л.В. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании //Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974. С. 24 – 34.
2. Стилистика русского языка. Жанрово-коммуникативный аспект стилистики текста. М., 1987. С. 16 – 31.
3. Мучник Б.С. Основы стилистики и редактирования. Ростов-на-Дону. 1997. Введение. Заключение.
4. Ломтев Т.П. Язык и речь // История советского языкознания. Хрестоматия. М., 1981. С. 72 – 75.
Задание к практическому занятию: изучите представленную ниже схему типологии текстовых аномалий. Дайте ее интерпретацию.
Схема 1.