Раздел II. Занятие 5. Узуально-стилевой комплекс как механизм стилистического отбора и текстовая аномалия

ТЕМА: КРИТИКА РЕЧИ

Занятие 5. Узуально-стилевой комплекс как механизм стилистического отбора и текстовая аномалия

Терминологический минимум: коммуникативная функция языка и роль коммуникантов в общении; эмотивная функция языка; язык, речь, речевая деятельность, коммуникативные свойства речи; стилистический узус, узуально-стилевой комплекс, элементы узуально-стилевого комплекса, двойственная природа узуально-стилевого комплекса; аномалия, текстовая аномалия, первоначальное смысловое восприятие текста; эксперимент как способ обработки текстовых аномалий, типология аномалий.

Теоретические вопросы:

1. Критика речи как раздел стилистики.

2. Язык, речь, речевая деятельность. Коммуникативные свойства речи. Модель коммуникативного процесса и коммуникативная неудача.

3. Узуально-стилевой комплекс как механизм стилевого отбора и результат противопоставления языкового и внеязыкового в речи. Причины сбоев в механизме узуально-стилевого отбора.

4. Филологические методики анализа высказывания. Лингвистический и стилистический эксперименты Л.В. Щербы и А.М. Пешковского как основа филологических методик обнаружения текстовых аномалий.

5. Первоначальное смысловое восприятие текста как механизм обнаружения текстовой аномалии. Поэтапный анализ реального акта письменной коммуникации (Б.С. Мучник).

6. Понятие текстовой аномалии. Типологии и классификации аномалий.

Рекомендуемая литература:

1. Щерба Л.В. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании //Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974. С. 24 – 34.

2. Стилистика русского языка. Жанрово-коммуникативный аспект стилистики текста. М., 1987. С. 16 – 31.

3. Мучник Б.С. Основы стилистики и редактирования. Ростов-на-Дону. 1997. Введение. Заключение.

4. Ломтев Т.П. Язык и речь // История советского языкознания. Хрестоматия. М., 1981. С. 72 – 75.

Задание к практическому занятию: изучите представленную ниже схему типологии текстовых аномалий. Дайте ее интерпретацию.

Схема 1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: