Тема 8 Роль руководителя в управлении конфликтами

(тематическая дискуссия \ практическое занятие 4 ч)

Цель тематической дискуссии по данной теме является определение роли руководителя в управлении конфликтными ситуациями в организации.

Тематическая дискуссия проводится на основе проработки материалов, учебной литературы, статей и других источников информации, в том числе интернет ресурс.

Подготовка к тематической дискуссии и участие в ней осуществляется как индивидуально, так и путем создания малых групп.

Вопросы для подготовки к дискуссии:

1. Управление поведением персонала в конфликтных ситуациях.

2. Обязанности руководителя в конфликтных ситуациях.

3. Руководитель в качестве субъекта конфликтной ситуации.

4. Руководитель в роли посредника между конфликтующими сторонами.

5. Требования к качествам руководителя в конфликтных условиях.

Литература: [ 1, 2, 3, 6, 8, 23, 27, 30, 31].

Рекомендации по проведению практического занятия:

В течение занятия студентам необходимо разобрать практическую ситуацию:

Практическая ситуация «Производственный конфликт»:

Описание ситуации: Полдня грузчики одного из цехов простаивали без работы из-за отсутствия груза. За 10 мин. до конца рабочего дня прибыли, наконец, автомашины с листовым фольгированным гетинаксом. Его не­обходимо было срочно выгрузить, так как машины - заказные, и предприятию придется платить значительный штраф за простои.

Мастер Ломов (обращаясь к рабочим):

— Разгружайте.

Рабочие:

— Опять после работы. Кому надо, тот пусть и разгружает.

Мастер:

— Нечего рассуждать! Много говорите! Машины надо отпускать.

Бригадир (нерешительно):

— Надо разгружать, ребята.

Рабочие:

Платите за сверхурочные по 20 усл. ед.

Рабочий Крюков (опытный, авторитетный. 40лет):

— Надоело через день оставаться после работы. Полдня сидели без дела. Не можете организовать работу, а мы отдуваемся, да еще бесплатно. Платите, а не хотите платить — привозите вовремя, а мы разгрузим.

Мастер (обращаясь к бригадиру при всех):

— Что у тебя за бригада? Кто у тебя бригадир?! Почему не можешь организовать разгрузку?!

Лишь два человека из семи грузчиков поддерживают бригадира, но разгружать не торопятся. Остальные собираются домой.

Тогда мастер спешит к начальнику и объясняет ему положение.

Начальник цеха (не вникая в потребности подробности):

— Что еще за разговоры?! Машины надо разгружать, а у тебя люди домой собрались! Почему ничего не можешь сделать?!

Мастер:

Самому надо вовремя подвоз организовывать. Полдня люди без работы болтались.

Начальник цеха:

— Не твое дело! Зови бригаду!

Приходит бригада. От ее имени выступает Крюков, требуя упла­тить сверхурочные по 20 усл. ед.

Начальник цеха:

— Платить не буду! Полдня сидели, не устали!

Крюков:

Пошли домой, ребята.

Бригада уходит домой, ситуация осложняется. Чтобы разгрузить машины, надо срочно кого-то искать.

Мастер идет в другой цех. где уже работает вторая смена, и договаривается с ее мастером, согласившимся отпустить рабочих своей бригады на разгрузку.

Рабочие, не специалисты погрузочно-разгрузочных работ, не име­ют необходимых приспособлений и поэтому колеблются. Тогда мас­тер Ломов обещает им выплатить по 15 усл. ед. Бригада соглашается и быстро разгружает обе машины (необходимо успеть сделать и свою работу).

Мастер, показав, куда складывать материал, ушел, но, дожидаясь конца разгрузки.

На следующий день, придя на работу, он узнал, что Крюков и еще трое грузчиков подали заявление об увольнении. Мастер выписал «липовый» наряд за сверхурочную работу бригаде другого цеха. Но так как фонд мастера был уже исчерпан, а в цехе не были предусмотрены расценки на подобные виды работ (погрузочно-разгрузочные работы выполняла бригада с повременной, а не сдельной формой оплаты), он обратился за помощью к начальнику цеха.

Начальник цеха обратился к начальнику отдела труда и заработной платы, рассказав ему все, как было.

Начальник цеха:

Понимаешь, получилась такая история. Помоги с нарядами. Как-то надо выкручиваться.

Начальник ОТиЗ:

— Да, сочувствую, но помочь не могу. Сходи к заместителю директора.

Заместитель директора, выслушав начальника цеха:

— Сколько времени работали? Один час. По 15 усл. Ед на человека? Какие деньги? Платить должны виновные.

Вызывает начальника отдела снабжения.

Заместитель директора:

— Почему не завезли вовремя? Сколько это будет продолжаться? Будешь платить?

Начальник ОМТС:

А мы не виноваты. Видимо, не было заказных машин. Надо уз­нать у диспетчера.

Заместитель директора звонит диспетчеру:

— Вчера две машины с гетинаксом запоздали. Когда будешь рабо­тать по графику?

Диспетчер:

— Мишины направлены вовремя, но они три часа простояли на складе, так как не работал подъемник.

Заместитель директора звонит заведующему складом:

— Ты что, не можешь технику содержать в порядке?! Машины опять опоздали! Грузить надо было самому, вручную!

Заведующий складом:

— Техника на складе в порядке, но инспектор по технике безопас­ности запретил работать, так как рабочий-такелажник не прошел вовремя инструктаж и был неожиданно отстранен от работы.

К концу рабочего дня к заместителю директора поступила из ОТК докладная записка, в которой сообщалось о большом браке продук­ции, изготовленной из завезенного накануне гетинакса, явившемся следствием повреждений фольгирующего слоя при разгрузке. Брига­да разгружала фольгированный гетинакс в спешке, без специальных приспособлений. Соответствующего инструктажа предварительно не было.

Заместитель директора издает распоряжение:

1.Непредвиденные расходы за разгрузку гетинакса оплатить заве­дующему складом (150 усл. ед). так как именно он отвечает засвое­временное прохождение инструктажа по технике безопасности все­ми подчиненными ему работниками.

2. С мастера Ломова частично удержать, стоимость забракованной продукции (30 усл. ед.).

3. Начальника цеха предупредить о необходимости строгого испол­нения финансовой дисциплины и упорядочения погрузочно-разгрузочных работ.

Начальник цеха объявляет выговор Крюкову. Мастер Ломов подает заявление об уходе.

В итоге через две недели из цеха уволилось пять человек.

Вопросы для анализа ситуации:

1. Выявите участников конфликта.

2. По 10-балльной шкале оцените степень виновности каждого участника конфликта.

3. Оцените роль руководителя в конфликтной ситуации.

4. Что явилось инцидентом в данном конфликте?

5. Каковы причины конфликта?

6.Проанализируйте стадии развития конфликта.

7. Предложите наиболее эффективный способ разрешения конфликта.

Тема 9 Разработка карты конфликта

(практическое занятие, 2 ч)

Цель практического занятия приобретение студентами навыков составления карты конфликта.

План:

1. Карта конфликта.

2. Основные этапы составления карты конфликта.

Литература: [ 1, 2, 3, 7, 16, 18, 23, 27, 30, 31].

Рекомендации по проведению практического занятия:

В течение занятия студентам необходимо разобрать практические ситуации:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: