(тематическая дискуссия \ практическое занятие 4 ч)
Цель тематической дискуссии по данной теме является определение роли руководителя в управлении конфликтными ситуациями в организации.
Тематическая дискуссия проводится на основе проработки материалов, учебной литературы, статей и других источников информации, в том числе интернет ресурс.
Подготовка к тематической дискуссии и участие в ней осуществляется как индивидуально, так и путем создания малых групп.
Вопросы для подготовки к дискуссии:
1. Управление поведением персонала в конфликтных ситуациях.
2. Обязанности руководителя в конфликтных ситуациях.
3. Руководитель в качестве субъекта конфликтной ситуации.
4. Руководитель в роли посредника между конфликтующими сторонами.
5. Требования к качествам руководителя в конфликтных условиях.
Литература: [ 1, 2, 3, 6, 8, 23, 27, 30, 31].
Рекомендации по проведению практического занятия:
В течение занятия студентам необходимо разобрать практическую ситуацию:
Практическая ситуация «Производственный конфликт»:
Описание ситуации: Полдня грузчики одного из цехов простаивали без работы из-за отсутствия груза. За 10 мин. до конца рабочего дня прибыли, наконец, автомашины с листовым фольгированным гетинаксом. Его необходимо было срочно выгрузить, так как машины - заказные, и предприятию придется платить значительный штраф за простои.
Мастер Ломов (обращаясь к рабочим):
— Разгружайте.
Рабочие:
— Опять после работы. Кому надо, тот пусть и разгружает.
Мастер:
— Нечего рассуждать! Много говорите! Машины надо отпускать.
Бригадир (нерешительно):
— Надо разгружать, ребята.
Рабочие:
Платите за сверхурочные по 20 усл. ед.
Рабочий Крюков (опытный, авторитетный. 40лет):
— Надоело через день оставаться после работы. Полдня сидели без дела. Не можете организовать работу, а мы отдуваемся, да еще бесплатно. Платите, а не хотите платить — привозите вовремя, а мы разгрузим.
Мастер (обращаясь к бригадиру при всех):
— Что у тебя за бригада? Кто у тебя бригадир?! Почему не можешь организовать разгрузку?!
Лишь два человека из семи грузчиков поддерживают бригадира, но разгружать не торопятся. Остальные собираются домой.
Тогда мастер спешит к начальнику и объясняет ему положение.
Начальник цеха (не вникая в потребности подробности):
— Что еще за разговоры?! Машины надо разгружать, а у тебя люди домой собрались! Почему ничего не можешь сделать?!
Мастер:
— Самому надо вовремя подвоз организовывать. Полдня люди без работы болтались.
Начальник цеха:
— Не твое дело! Зови бригаду!
Приходит бригада. От ее имени выступает Крюков, требуя уплатить сверхурочные по 20 усл. ед.
Начальник цеха:
— Платить не буду! Полдня сидели, не устали!
Крюков:
— Пошли домой, ребята.
Бригада уходит домой, ситуация осложняется. Чтобы разгрузить машины, надо срочно кого-то искать.
Мастер идет в другой цех. где уже работает вторая смена, и договаривается с ее мастером, согласившимся отпустить рабочих своей бригады на разгрузку.
Рабочие, не специалисты погрузочно-разгрузочных работ, не имеют необходимых приспособлений и поэтому колеблются. Тогда мастер Ломов обещает им выплатить по 15 усл. ед. Бригада соглашается и быстро разгружает обе машины (необходимо успеть сделать и свою работу).
Мастер, показав, куда складывать материал, ушел, но, дожидаясь конца разгрузки.
На следующий день, придя на работу, он узнал, что Крюков и еще трое грузчиков подали заявление об увольнении. Мастер выписал «липовый» наряд за сверхурочную работу бригаде другого цеха. Но так как фонд мастера был уже исчерпан, а в цехе не были предусмотрены расценки на подобные виды работ (погрузочно-разгрузочные работы выполняла бригада с повременной, а не сдельной формой оплаты), он обратился за помощью к начальнику цеха.
Начальник цеха обратился к начальнику отдела труда и заработной платы, рассказав ему все, как было.
Начальник цеха:
— Понимаешь, получилась такая история. Помоги с нарядами. Как-то надо выкручиваться.
Начальник ОТиЗ:
— Да, сочувствую, но помочь не могу. Сходи к заместителю директора.
Заместитель директора, выслушав начальника цеха:
— Сколько времени работали? Один час. По 15 усл. Ед на человека? Какие деньги? Платить должны виновные.
Вызывает начальника отдела снабжения.
Заместитель директора:
— Почему не завезли вовремя? Сколько это будет продолжаться? Будешь платить?
Начальник ОМТС:
— А мы не виноваты. Видимо, не было заказных машин. Надо узнать у диспетчера.
Заместитель директора звонит диспетчеру:
— Вчера две машины с гетинаксом запоздали. Когда будешь работать по графику?
Диспетчер:
— Мишины направлены вовремя, но они три часа простояли на складе, так как не работал подъемник.
Заместитель директора звонит заведующему складом:
— Ты что, не можешь технику содержать в порядке?! Машины опять опоздали! Грузить надо было самому, вручную!
Заведующий складом:
— Техника на складе в порядке, но инспектор по технике безопасности запретил работать, так как рабочий-такелажник не прошел вовремя инструктаж и был неожиданно отстранен от работы.
К концу рабочего дня к заместителю директора поступила из ОТК докладная записка, в которой сообщалось о большом браке продукции, изготовленной из завезенного накануне гетинакса, явившемся следствием повреждений фольгирующего слоя при разгрузке. Бригада разгружала фольгированный гетинакс в спешке, без специальных приспособлений. Соответствующего инструктажа предварительно не было.
Заместитель директора издает распоряжение:
1.Непредвиденные расходы за разгрузку гетинакса оплатить заведующему складом (150 усл. ед). так как именно он отвечает засвоевременное прохождение инструктажа по технике безопасности всеми подчиненными ему работниками.
2. С мастера Ломова частично удержать, стоимость забракованной продукции (30 усл. ед.).
3. Начальника цеха предупредить о необходимости строгого исполнения финансовой дисциплины и упорядочения погрузочно-разгрузочных работ.
Начальник цеха объявляет выговор Крюкову. Мастер Ломов подает заявление об уходе.
В итоге через две недели из цеха уволилось пять человек.
Вопросы для анализа ситуации:
1. Выявите участников конфликта.
2. По 10-балльной шкале оцените степень виновности каждого участника конфликта.
3. Оцените роль руководителя в конфликтной ситуации.
4. Что явилось инцидентом в данном конфликте?
5. Каковы причины конфликта?
6.Проанализируйте стадии развития конфликта.
7. Предложите наиболее эффективный способ разрешения конфликта.
Тема 9 Разработка карты конфликта
(практическое занятие, 2 ч)
Цель практического занятия приобретение студентами навыков составления карты конфликта.
План:
1. Карта конфликта.
2. Основные этапы составления карты конфликта.
Литература: [ 1, 2, 3, 7, 16, 18, 23, 27, 30, 31].
Рекомендации по проведению практического занятия:
В течение занятия студентам необходимо разобрать практические ситуации: