I. Подготовьте доклады по темам:
1. Хронологические рамки и географическое пространство, периодизация античной культуры.
2. Особенности античной культуры. Агональность.
3. Древнегреческая мифология. Зарождение античной философии.
4. Ключевые концепты античной культуры – единое, ум, благо, космос, число, фюсис, сома, душа, эманация, потенция, энергия, энтелехия, миф, эйдос, логос, софия, эрос, калокагатия, гармония, мимесис, катарсис, теория, праксис, технэ, полис, пайдейя, забота о себе, фронесис, риторика, трагедия, судьба.
5. Структура древнегреческого полиса: агора, акрополь, театр. Полис как модель античного космоса
6. Идеалы древнегреческого искусства. Архитектура. Скульптура. Вазопись.
7. Зарождение античной трагедии. «Аполлоническая» и «дионисийская» культуры.
8. Отличие древнеримской культуры от древнегреческой.
9. Специфика культуры Древнего Рима. Государственность культуры. Практицизм мировоззрения.
10. Причины падения Древнего Рима. Зарождение христианства.
11. Формирование общеевропейской культурной парадигмы.
|
|
Литература:
1. Античность и ее наследие // Очерки по истории мировой культуры. Учебное пособие / под ред. Кузнецовой Т.Ф. М.: «Языки русской культуры», 1997.
2. Гаспаров, М. Л. Занимательная Греция / М. Л. Гаспаров. М., 2004
3. Гиро, П. Частная и общественная жизнь римлян / П. Гиро. М., 1995.
4. Драч, Г. В. Античная культура / Г. В. Драч. - Ростов-на-Дону, 1992.
5. Древние цивилизации. М.,1989.
6. Зелинский, Ф. Ф. Древнегреческая религия / Ф. Ф. Зелинский. – Киев, 1997.
7. Йегер, В. Пайдейя: Воспитание античного грека / В. Йегер. - М., 1997.
8. Куманецкий, К. История культуры Древней Греции и Рима / К. Куманецкий. – М., 1990.
9. Кун, Н. А. Легенды и мифы Древней Греции / Н. А. Кун. – М., 2004.
10. Лосев, А. Ф. Античная мифология в её историческом развитии / А. Ф. Лосев. – М., 1957.
11. Лосев, А. Ф. История античной эстетики / А. Ф. Лосев. – М., 1974.
12. Ницше, Ф. Рождение трагедии из духа музыки / Ф. Ницше // Так говорили Заратустра. – М., 2006
13. Тронский, И. М. История античной литературы / И. М. Тронский. – Л., 1946.
II. Ответьте на следующие вопросы:
1. На основе каких племен эллины сложились как нация?
2. Назовите имена богинь, живущих на Парнасе, дочерей бога Зевса и титаниды Мнемосины, спутниц Аполлона, олицетворявших изящные искусства во всех его проявлениях.
3. С чем связывается в греческой архаической культуре человеческая индивидуальность – с телом или душой?
4. Какие храмы и скульптуры входили в структуру афинского Акрополя?
5. О ком писал Цицерон в следующем фрагменте: «Когда он создавал Афину и Зевса – перед ним не было земного оригинала, которым он мог воспользоваться. Но в его душе жил тот прообраз красоты, который и был воплощен в материи. Недаром говорят <…>, что он творил в порыве вдохновения, которое возносит дух над всем земным, в котором непосредственно виден божественный дух – этот «небесный гость», по выражению Платона»?
|
|
6. Говорят, что греки выбирали для статуй именно паросский мрамор потому, что считали его идеально передающим аристократически бледную кожу. Опровергните это утверждение.
7. Что значило у древних греков слово «тиран»?
8. Назовите имя философа, который основал свою школу под названием Академия.
9. Персы, выступая на завоевание Греции, везли с собой огромную глыбу белого мрамора, чтобы потом высечь из неё памятник победы над греками. После победы над персами под Марафоном, греки нашли глыбу и, узнав о её назначении, отдали скульпторам. Какую статую велели изваять греки?
10. Величайшую славу этот скульптор приобрел статуями победоносных атлетов. Лукиан так описывает одну из самых известных его статуй: «Не говоришь ли ты о метателе диска, который склонился в движении метания, повернул голову, смотря на свою руку, держащую диск, и слегка согнул одну ногу, как будто готовясь выпрямиться одновременно с ударом»? Назовите имя автора и статуи.
11. Назовите имя греческого скульптора, разработавшего принципы пропорции человеческого тела.
12. Как в римской традиции звали трех богинь судьбы?
13. Афины воспрещали женщинам присутствовать на Олимпийских играх, а некоторые города даже наказывали смертью всякую женщину, перешедшую границу места игр. Однако в противовес Олимпийским играм существовали игры, предполагающие участие исключительно женщин. Какие?
14. Что такое периакты?
15. Что значили «pater familias» и «mater familias» в Древнем Риме?
16. Кто такие весталки и какое положение они занимали в древнеримском обществе?
17. Кто такие авгуры, гаруспики, фециалы, фламины, салии, ауспиции, понтифики?
18. Какое значение имели гладиаторские игры в общественной жизни Древнего Рима?
19. Что такое акведук?
20. Назовите главные архитектурные памятники Древнего Рима.
21. Опишите ритуал апофеоза в Древнем Риме.
22. В эпоху правления какого императора было официально признано христианство?
III. На стенах дельфийского храма было написано семь коротких изречений – уроков жизненной мудрости. Они гласили: «Познай самого себя», «Ничего сверх меры», «Мера – важнее всего», «Всему свое время», «Главное в жизни - конец», «В многолюдстве нет добра», «Ручайся только за себя». Греки говорили, что их оставили семь мудрецов. Принимая во внимание данные утверждения, опишите тип мировоззрения и характер древнегреческой цивилизации.
IV. Разработайте проект экскурсии, включающий в себя анализ 7-9 памятников архитектуры, скульптуры древних Афин или древнего Рима.
V. Опишите в виде небольшого рассказа программу древних Олимпийских игр.
ТЕМА 5