Античность как тип культуры

I. Подготовьте доклады по темам:

1. Хронологические рамки и географическое пространство, периодизация античной культуры.

2. Особенности античной культуры. Агональность.

3. Древнегреческая мифология. Зарождение античной философии.

4. Ключевые концепты античной культуры – единое, ум, благо, космос, число, фюсис, сома, душа, эманация, потенция, энергия, энтелехия, миф, эйдос, логос, софия, эрос, калокагатия, гармония, мимесис, катарсис, теория, праксис, технэ, полис, пайдейя, забота о себе, фронесис, риторика, трагедия, судьба.

5. Структура древнегреческого полиса: агора, акрополь, театр. Полис как модель античного космоса

6. Идеалы древнегреческого искусства. Архитектура. Скульптура. Вазопись.

7. Зарождение античной трагедии. «Аполлоническая» и «дионисийская» культуры.

8. Отличие древнеримской культуры от древнегреческой.

9. Специфика культуры Древнего Рима. Государственность культуры. Практицизм мировоззрения.

10. Причины падения Древнего Рима. Зарождение христианства.

11. Формирование общеевропейской культурной парадигмы.

Литература:

1. Античность и ее наследие // Очерки по истории мировой культуры. Учебное пособие / под ред. Кузнецовой Т.Ф. М.: «Языки русской культуры», 1997.

2. Гаспаров, М. Л. Занимательная Греция / М. Л. Гаспаров. М., 2004

3. Гиро, П. Частная и общественная жизнь римлян / П. Гиро. М., 1995.

4. Драч, Г. В. Античная культура / Г. В. Драч. - Ростов-на-Дону, 1992.

5. Древние цивилизации. М.,1989.

6. Зелинский, Ф. Ф. Древнегреческая религия / Ф. Ф. Зелинский. – Киев, 1997.

7. Йегер, В. Пайдейя: Воспитание античного грека / В. Йегер. - М., 1997.

8. Куманецкий, К. История культуры Древней Греции и Рима / К. Куманецкий. – М., 1990.

9. Кун, Н. А. Легенды и мифы Древней Греции / Н. А. Кун. – М., 2004.

10. Лосев, А. Ф. Античная мифология в её историческом развитии / А. Ф. Лосев. – М., 1957.

11. Лосев, А. Ф. История античной эстетики / А. Ф. Лосев. – М., 1974.

12. Ницше, Ф. Рождение трагедии из духа музыки / Ф. Ницше // Так говорили Заратустра. – М., 2006

13. Тронский, И. М. История античной литературы / И. М. Тронский. – Л., 1946.

II. Ответьте на следующие вопросы:

1. На основе каких племен эллины сложились как нация?

2. Назовите имена богинь, живущих на Парнасе, дочерей бога Зевса и титаниды Мнемосины, спутниц Аполлона, олицетворявших изящные искусства во всех его проявлениях.

3. С чем связывается в греческой архаической культуре человеческая индивидуальность – с телом или душой?

4. Какие храмы и скульптуры входили в структуру афинского Акрополя?

5. О ком писал Цицерон в следующем фрагменте: «Когда он создавал Афину и Зевса – перед ним не было земного оригинала, которым он мог воспользоваться. Но в его душе жил тот прообраз красоты, который и был воплощен в материи. Недаром говорят <…>, что он творил в порыве вдохновения, которое возносит дух над всем земным, в котором непосредственно виден божественный дух – этот «небесный гость», по выражению Платона»?

6. Говорят, что греки выбирали для статуй именно паросский мрамор потому, что считали его идеально передающим аристократически бледную кожу. Опровергните это утверждение.

7. Что значило у древних греков слово «тиран»?

8. Назовите имя философа, который основал свою школу под названием Академия.

9. Персы, выступая на завоевание Греции, везли с собой огромную глыбу белого мрамора, чтобы потом высечь из неё памятник победы над греками. После победы над персами под Марафоном, греки нашли глыбу и, узнав о её назначении, отдали скульпторам. Какую статую велели изваять греки?

10. Величайшую славу этот скульптор приобрел статуями победоносных атлетов. Лукиан так описывает одну из самых известных его статуй: «Не говоришь ли ты о метателе диска, который склонился в движении метания, повернул голову, смотря на свою руку, держащую диск, и слегка согнул одну ногу, как будто готовясь выпрямиться одновременно с ударом»? Назовите имя автора и статуи.

11. Назовите имя греческого скульптора, разработавшего принципы пропорции человеческого тела.

12. Как в римской традиции звали трех богинь судьбы?

13. Афины воспрещали женщинам присутствовать на Олимпийских играх, а некоторые города даже наказывали смертью всякую женщину, перешедшую границу места игр. Однако в противовес Олимпийским играм существовали игры, предполагающие участие исключительно женщин. Какие?

14. Что такое периакты?

15. Что значили «pater familias» и «mater familias» в Древнем Риме?

16. Кто такие весталки и какое положение они занимали в древнеримском обществе?

17. Кто такие авгуры, гаруспики, фециалы, фламины, салии, ауспиции, понтифики?

18. Какое значение имели гладиаторские игры в общественной жизни Древнего Рима?

19. Что такое акведук?

20. Назовите главные архитектурные памятники Древнего Рима.

21. Опишите ритуал апофеоза в Древнем Риме.

22. В эпоху правления какого императора было официально признано христианство?

III. На стенах дельфийского храма было написано семь коротких изречений – уроков жизненной мудрости. Они гласили: «Познай самого себя», «Ничего сверх меры», «Мера – важнее всего», «Всему свое время», «Главное в жизни - конец», «В многолюдстве нет добра», «Ручайся только за себя». Греки говорили, что их оставили семь мудрецов. Принимая во внимание данные утверждения, опишите тип мировоззрения и характер древнегреческой цивилизации.

IV. Разработайте проект экскурсии, включающий в себя анализ 7-9 памятников архитектуры, скульптуры древних Афин или древнего Рима.

V. Опишите в виде небольшого рассказа программу древних Олимпийских игр.

ТЕМА 5


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: