1. Последствия распада Римской империи.
2. Христианство. Религиозность как доминанта духовной жизни. Противостояние ереси и ортодоксии. Орденские движения.
3. Зарождение городской культуры. Праздничная культура в эпоху Средневековья. Феномен рыцарства в средневековой культуре Европы.
4. Развитие арабской средневековой культуры. Ислам.
5. Закат Средних веков (по книге Й. Хейзинга «Осень Средневековья»).
6. Хронология и периодизация культуры эпохи Возрождения.
7. Сущность, родоначальники гуманизма эпохи Возрождения. Идеал человека.
8. Роль великих географических открытий в формировании картины мира человека эпохи Возрождения.
9. Искусство: ориентация на естественность, красоту, индивидуальность. «Титаны» Возрождения. Художественно-эстетический характер эпохи. Куртуазная литература.
10. Реформация как религиозно-идеологическое и социально-политическое движение.
11. Понимание культуры в эпоху Средневековья и Возрождения.
12. Кризис гуманизма и ренессансной эстетики. Маньеризм.
|
|
Литература:
1. Алпатов, М. В. Художественные проблемы итальянского Возрождения / М. В. Алпатов. - М., 1976.
2. Античное наследие в культуре Возрождения: Сб. ст. М., 1984.
3. Бахтин, М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса / М. М. Бахтин. - М., 1990.
4. Бицилли, П.М. Элементы средневековой культуры / П. М. Бицилли. - СПб., 1995.
5. Грюнебаум, Г. Основные черты арабо-мусульманской культуры / Г. Грюнебаум. - М., 1981.
6. Гуковский, М. А. Итальянское Возрождение: В 2т. / М. А. Гуковский. - Л., 1947-1961.
7. Гуревич, А. Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства / А. Я. Гуревич. - М., 1990.
8. История всемирной литературы: В 9 т. М., 1985. Т. 3.
9. История средних веков: Европа и Азия. – Минск, 2000.
10. Карсавин, Л.П. Культура средних веков / Л. П. Карсавин. - Киев, 1995.
11. Культура и искусство средневекового города. М., 1984.
12. Культура эпохи Возрождения и Реформация: Сб. ст. М., 1981.
13. Пастуро, М. Повседневная жизнь Франции и Англии во времена рыцарей Круглого стола / М. Пастуро. – М., 2001.
14. Рутенбург, В. И. Титаны Возрождения / В. И. Рутенбург. - Л., 1976.
15. Тяжелов, В. Н. Малая история искусств. Искусство Средних веков в Западной и Центральной Европе / В. Н. Тяжелов. - М., 1981.
16. Хейзинга, Й. Осень средневековья / Й. Хейзинга. - М., 1995.
17. Эстетика Ренессанса: Антология: В 2 т. М., 1981.
II. Ответьте на следующие вопросы:
1. В каком году закончила свою историю Римская империя?
2. Чем мировоззрение Средневекового человека отличалось от мировоззрения человека Возрождения?
3. Каково было отношение к человеку в эпоху Средневековья?
4. Какова была экономическая организация городов в Средние века?
|
|
5. Интересовали ли средневековых философов вопросы, связанные с осмыслением специфики «мира человека»? Аргументируйте свой ответ.
6. В чем принципиальное отличие в понимании культуры, содержащемся в трудах средневековых и античных авторов?
7. Назовите наиболее могущественные монашеские ордена эпохи Средневековья.
8. Каков характер отношения средневекового человека к окружающим его вещам?
9. Какой тип средневековой архитектуры французский скульптор Роден назвал «тяжелым молчанием»?
10. Какую роль играла церковь в структуре средневекового города?
11. В каком архитектурном стиле построен собор Парижской Богоматери?
12. Этот философ называл государство «великой разбойничьей организацией», города считал рассадником грехов и обосновывал это утверждение ссылками на то, что первый город был построен братоубийцей Каином точно так же, как братоубийцей Ромулом был основан Рим. Цивилизации он противопоставлял «Град Божий», который в его понимании есть «вселенская церковь, сообщество верующих во Христа людей, где отношения строятся между индивидами на основе любви, понимания, взаимной поддержки и уважения». Назовите имя этого философа.
13. Что такое схоластика?
14. Какие социальные группы и слои существовали в средневековой Европе?
15. В чем основополагающая особенность архитектурного стиля «мудахар»? С чем было связано его появление?
16. О ком из титанов Возрождения Д.Вазари писал: «Ведь и сама живопись могла спокойно умереть после смерти столь благородного художника, ибо лишь только он закрыл глаза, она тотчас же, как бы ослепла»?
17. Какие великие географические открытия были совершены в период от XV до начала XVI века?
18. Чем известен Франциск Ассизский?
19. Кем был введен термин «Ренессанс»?
III. Дайте определение следующим терминам: трубадур, ваганты, миннизингеры, бюргер, рыцарь, сюзерен, вассал, баллада, буффон, гуманист, дзанни, интерлюдия, комедия дель арте, комедия масок, моралите, ученая комедия, базилика, еретик, мистерия, литургия, григорианский хорал, гуманизм, менестрели, протестантизм, лютеранство, куртуазная литература,
IV. Реферирование * статьи Р. Сеннета «Каждый сам себе дьявол. Париж Умбера де Романа»
Сеннет, Р. Каждый сам себе дьявол. Париж Умбера де Романа. (Логос. - №3 (34). – 2002 г.)
*Реферирование включает в себя: от 5 до 10 ключевых слов текста; резюме (основная идея текста). Объем реферата – 2-3 стр.
V. Прочитайте трактатЛеонардо да Винчи «Спор живописца с поэтом, музыкантом и скульптором» и ответьте на следующие вопросы:
1. Какие виды искусств выделяет автор?
2. Каков критерий их выделения?
3. Как Леонардо да Винчи характеризует каждое из искусств?
4. Как он характеризует живопись и почему провозглашает его главным из искусств?
5. Согласны ли вы с точкой зрения Леонардо да Винчи?
ТЕМА 6