Тема 1. Введение в культурологию. 1. Культурология как научная и учебная дисциплина

План занятия

1. Культурология как научная и учебная дисциплина. Междисциплинарный характер культурологи (философия, история, антропология, этнография, лингвистика, социология, психология, экология).

2. Предмет, этапы становления и структура культурологии. Методологические подходы и конкретные методы культурологических исследований.

3. Культура и цивилизация: определение и соотношение понятий.

Методические указания

Цель первого семинара – выяснить особенности дисциплины «Культурология», ее междисциплинарный характер и место в системе гуманитарных наук. Эта цель может быть достигнута в случае понимания студентами культуры как целостной системы, включающей в себя все сферы жизнедеятельности людей, изучаемые другими гуманитарными науками. На семинаре нужно разобраться в понятиях, характеризующих феномен культуры и определить этапы развития культурологии как самостоятельной науки.

Студентам рекомендуется выбрать из наиболее авторитетных энциклопедических изданий по три – четыре определения культуры и цивилизации с тем, чтобы на семинаре провести их сравнительный анализ. Такой анализ может быть предпринят в рамках самостоятельной работы студентов, что будет способствовать развитию у них навыков исследовательской работы.

Включенный в методические указания словарь-справочник предназначен для того, чтобы на занятии легче было усвоить основные, «ударные» понятия, общие методологические подходы и классические методы изучения любого явления применительно к различным наукам, включая феномен культуры. Особенно нужно остановиться на соотношении понятий культуры и цивилизации, предельно актуальных для современного мира. Студенты должны понять роль государственно-гражданских форм организации социально-экономической жизни общества в цивилизации и приоритет в культуре духовно-нравственного, идеального начала – культурного кода.

Некоторые работы из указанной литературы рекомендуется законспектировать. Особенно следует обратить внимание на статьи Н. А. Бердяева «Человек и машина», «О культуре». В них ясно обозначены особенности и противоречия культуры и цивилизации, выявлены тенденции их развития. Концептуальные положения, сформулированные Н. А. Бердяевым, имеют принципиальное значение для дальнейшего изучения курса культурологии. Предложенная литература может быть использована студентами для подготовки рефератов и докладов, а также для самостоятельного изучения.

Словарь-справочник

Культурология (греч. логос – слово, учение) – учение, наука о культуре.

Методология – совокупность применяемых в исследовании методов.

Метод (греч. – исследование) – способ и приемы изучения предмета.

Диалектический метод – исследование явления в его развитии и противоречиях. Диалектика (греч. – развитие) – развитие явления во всей сложности, противоречивости и разнообразии.

Хронологический метод (греч. хроно – время) – изучение явления в порядке последовательности событий во времени.

Проблемно-хронологический метод – изучение отдельной проблемы во временной последовательности.

Диахронический метод (греч. диа – сквозь + греч. хроно – время) – изучение смены эволюционных фаз явления во времени, сквозь время.

Историзм – метод изучения предметов, явлений и событий в их историческом развитии от зарождения до известных форм.

Аксиологический метод (греч. – учение о ценностях) – изучение культуры во взаимосвязи с эволюцией и трансформацией системы ценностей.

Культура (лат. – возделывание, обрабатывание) – 1) социально-творческая деятельность человечества во всех сферах быта и сознания, направленная на преобразование окружающего мира и всестороннее развитие человека; 2) созданный человеческой деятельностью окружающий мир – «вторая природа», в отличие от натуры (лат.) – первозданной природы.

Цивилизация (лат. – гражданский, государственный): 1) в некоторых случаях – синоним культуры; 2) уровень развития материальной и духовной культуры; 3) ступень общественного развития, следующая за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс); 4) эпоха упадка и деградация культуры (О. Шпенглер, Н. Бердяев).

Темы рефератов и докладов

1. История становления понятия «культура».

2. Происхождение культуры.

3. Сравнительный анализ определений культуры и цивилизации.

4. Культура в оценках выдающихся деятелей науки, литературы и искусства.

5. История развития межкультурных коммуникаций.

Литература

[1; 2; 3; 6; 8; 10; 22; 27 (разд. 2); 29; 41; 59; 68; 69; 79 (введение); 80; 88].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: