Омск 2007

С. П. ИСАЧКИН

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ

ОМСК 2007

УДК 008(075.8)

ББК 71я 73

И37

Методические указания по подготовке к семинарским занятиям по культурологии / С. П. Исачкин; Омский гос. ун-т путей сообщения. Омск, 2007. 26 с.

Издание содержит темы и планы семинаров, методические указания к ним, тематику рефератов и докладов, списки рекомендуемой литературы к каждому занятию, а также общий библиографический список.

Методические указания предназначены для самостоятельной работы студентов очной формы обучения технических вузов по изучению курса культурологии. Издание поможет разобраться в основополагающих проблемах теории и истории культуры.

Библиогр.: 60 назв.

Рецензенты: доктор ист. наук, профессор А. В. Ремнев;

доктор филос. наук, доктор ист. наук,

профессор Л. М. Марцева.

______________

© Омский гос. университет

путей сообщения, 2007

Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Омский государственный университет путей сообщения

________________________________

С. П. Исачкин

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ

Утверждено редакционно-издательским советом университета

Омск 2007

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………………. 5

Планы семинарских занятий и методические указания……………………… 6

Тема 1. Предмет культурологии и сущность культуры……………………. 6

Тема 2. Культурологические школы. Концепции культуры и цивилизации

в культурологии…………………………………………………………………. 8

Тема 3. Типология культур…………………………………………………… 9

Тема 4. Религии народов мира………………………………………………. 11

Тема 5. Культура Западной Европы…………………………………………. 13

Тема 6. Культура мусульманского мира……………………………………. 15

Тема 7. Место и роль России в мировой культуре…………………………. 17

Тема 8. Культура и глобальные проблемы современности……………...... 20

Библиографический список…………………………………………………… 21


ВВЕДЕНИЕ

Культурология как учебная дисциплина сравнительно молода, она включена в программу вузовского образования чуть более десятка лет назад. За это время содержание курса постоянно уточнялось, дополнялось, совершенствовалось. Появился государственный стандарт преподавания данного предмета. Однако говорить о стабилизации курса еще рано, о чем свидетельствуют несовпадение тем, предлагаемых к изучению различными изданиями, неоднозначная трактовка в них ряда базовых проблем, несоразмерность распределения объема едентичных материалов в главах и разделах учебной литературы.

Все это вызывает определенные трудности в усвоении предмета студентами, особенно в условиях сокращения времени, выделенного на его изучение. Вместе с тем опыт преподавания культурологии доказал необходимость ее дальнейшего изучения в вузах, ее важность и плодотворность в общеобразовательном и воспитательном процессах. В связи с этими обстоятельствами в настоящей работе ставится цель – помочь студентам самостоятельно подготовиться к семинарским занятиям, составлению докладов, выполнению рефератов.

Для улучшения качества подготовки к семинарам в данном издании разработаны специальные указания, в которых рекомендуются наиболее оптимальные пути и средства усвоения учебного материала, ставятся вопросы, над которыми следует подумать, прогнозируются дискуссии предстоящих семинарских занятий. К каждому из них предлагается необходимая литература, списки которой составлены по фондам библиотеки ОмГУПСа. При этом подавляющая часть рекомендуемых изданий находится в центре гуманитарных знаний и медиаресурсов (ауд. № 260). Вместе с тем студенты могут пользоваться другими библиотеками города, личными книгами, Интернетом. Необязательными являются и предложенные темы докладов и рефератов. Студент вправе сам выбирать тему реферата, формулировать название собственного доклада по проблемам культуры. Это, безусловно, будет способствовать творческому поиску в процессе освоения предмета. Ограничением в данном случае может быть только образовательная программа по дисциплине «Культурология», в рамках которой выполнены настоящие методические указания.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ И

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Тема 1. Предмет культурологии и сущность культуры

План семинарского занятия

1. Культурология как наука и учебная дисциплина.

2. Сущность, определения, разновидность, функции культуры.

3. Формирование, развитие и основные значения понятия «цивилизация».

4. Культура и цивилизация: соотношение понятий и взаимообусловленность явлений.

Методические указания

Первоначальное ознакомление студентов с дисциплиной «культурология» предполагает выявление ее предмета, цели, задач и методов познания окружающего мира. Данный процесс в свою очередь тесно связан с усвоением междисциплинарного характера культурологии, ее интегрального значения в системе гуманитарных знаний. В ходе подготовки к семинару подумайте над вопросами: каким образом культурология связана с историей, философией, социологией, психологией, этнографией, эстетикой, религиоведением и т. д.; теряет ли она в такой ситуации свою самостоятельность как наука; в чем смысл ее изучения в вузах, в том числе технических?

Важно также уяснить, что интегральный характер культурологии обусловлен многогранностью понятия «культура». Постарайтесь разобраться, почему культура не может иметь одного унифицированного определения. Приведите несколько определений культуры, которые, на ваш взгляд, являются наиболее удачными, и аргументируйте свой выбор. Попытайтесь выяснить, что составляет основополагающую сущность культуры (духовная сфера жизни, совокупность результатов деятельности людей по преобразованию окружающей действительности, творения человечества, способствующие социальному прогрессу и гармонизации бытия или нечто иное). Перечислите существующие формы и виды культуры. При этом особое внимание следует уделить сопоставлению материальной и духовной, массовой и элитарной культуры. Подумайте, в чем их различия и взаимосвязь. Следует также тщательно проанализировать разнообразные функции культуры, понять их значение в развитии общества и личности.

Наряду с культурой подробного анализа требует понятие «цивилизация». Необходимо проследить процесс его становления и эволюции на разных этапах истории, разобраться в основных значениях данного термина (синоним культуры, антипод культуры, материальная сфера жизни, высшая стадия прогресса человечества, этноисторическая общность людей, уровень и результаты ее развития и пр.). При этом важно осмыслить соотношение понятий «культура» и «цивилизация», рассматривая их в диалектическом единстве и противоречии. Студенты должны понять доминирующую роль государственно-гражданских форм организации социально-экономической жизни общества в цивилизации и приоритет духовно-нравственного, творческого начала в культуре. Необходимо уяснить специфику данных явлений в процессе их взаимообусловленного развития.

Темы рефератов и докладов

1. Теоретическая и прикладная культурология.

2. Формирование и эволюция понятия «культура».

3. Язык, символы и коды культуры.

4. Культурные ценности и нормы.

5. Искусство как феномен культуры.

6. Здание ОмГУПСа как синтез материальной и духовной культуры.

7. Задачи культурного образования и воспитания в вузе.

8. Место культурологии в системе инженерного образования.

9. Молодежные субкультуры.

10. Профессионализм и профессиональная культура.

11. Образование как сфера культуры.

12. Историческая ответственность и роль интеллигенции в развитии

культуры.

Список литературы

[2, с. 5 – 19; 14, с. 6 – 11; 20, с. 5 – 17; 23, с. 9 – 32, 90 – 105; 26, с. 11 – 42, 50 – 57; 27, с. 13 – 30, 37 – 66, 69 – 81; 28, с. 6 – 9, 75 – 112, 139 – 151; 45,

с. 106 – 115; 50, с. 5 – 33, 91, 92 ].

Тема 2. Культурологические школы. Концепции культуры и


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: