План практического занятия
1.1. Организационные вопросы………………………………….2 мин
1.2. Теоретическая часть (контрольный опрос студентов)…….78 мин
1.3. Практическая работа…………………………………………20 мин
1.4. Изучение демонстрационного материала…………………..10 мин
1.5. Время на перерыв…………………………………………….10 мин
1.6. Проверка и защита протоколов……………………………...10 мин
1.7. Задание на следующее занятие………………………………2 мин
1.8. Уборка рабочего места……………………………………….3 мин
2. СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:
2.1. Контроль исходного уровня знаний. Способ – программированный контроль.
2.2. Ориентировочные основы самостоятельной работы студентов:
- выполнение практической работы;
- оформление и защита протоколов.
ТЕЗИСЫ ИЗУЧАЕМОГО МАТЕРИАЛА.
Пневмококки.
История изучения возбудителей
Впервые S.pneumoniae выделил Л. Пастер (1881) во время работы над антирабической вакциной; этиологическую роль в развитии пневмоний у человека доказали Френкель и Ваксельбаум (1884).
Таксономия.
Семейство – Streptococcaceae
Род – Streptococcus
Вид – S.pneumoniae.
Морфология.
Диплококки (диаметром 0,5-1,5 мкм.), овальной или шаровидной формы. Каждая пара кокков окружена полисахаридной капсулой. Образование капсулы стимулируется внесением в питательную среду крови, сыворотки или асцитической жидкости. Жгутиков не имеют, спор не образуют, по Граму окрашиваются положительно.
Культуральные свойства
По типу дыхания пневмококки - факультативные анаэробы. Хемоорганотрофы. Требовательны к питательным средам. Хорошо растут на кровяных и сывороточных средах с добавлением 0,1 % глюкозы. Предпочитают капнофильные условия (5-10 % СО2). На плотных питательных средах образуют колонии диаметром около 1 мм. Иногда они могут быть плоскими с углублением в центре (за счет аутолиза). Подобно прочим стрептококкам, их колонии никогда не сливаются между собой. На кровяном агаре колонии окружены зоной α – гемолиза (зеленоватого цвета за счет неполного гемолиза эритроцитов и образования метгемоглобина).На жидких питательных средах дают равномерное помутнение и небольшой хлопьевидный осадок.