Грамматический материал. Лексическая тема:Мир сегодня

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Лексическая тема: Мир сегодня. Новое в медицине.

Грамматическая тема: Средства объединения в ССЦ. Реферирование текстов об актуальных и перспективных направлениях медицины.

Количество часов: 2

Курс: 1

Специальность: Стоматология

Составитель: преподаватель М.Б.Оспанова

Астана 2012 г.

Лексическая тема: Мир сегодня. Новое в медицине.

Грамматическая тема: Средства объединения в ССЦ. Реферирование текстов об актуальных и перспективных направлениях медицины.

Цель:

1.Повторить и закрепить знания по грамматической теме.

2.Развить коммуникативную, лингвистическую и языковую компетенцию.

Задачи обучения:

1.Научить составлять ССЦ

2.Формировать коммуникативные и языковые навыки

Основные вопросы темы:

1.Что называется ССЦ?

2.Какие средства связи используются в ССЦ?

3.Каковы основные требования к реферированию?

4. На какие структурные части делится реферат?

5. При помощи каких слов и словосочетаний связаны структурные части реферата между собой?

6. Какие «переходные мостики» используются между абзацами основной части?

7. Какие открытия были сделаны учеными-медиками в области кардиохирургии?

Методы обучения и преподавания:

1.Работа с текстом

2.Словарная работа

3. Выполнение лексико-грамматических заданий

4. Самостоятельная работа

Литература:

1. Азизов А., Азимова. Практический курс русского языка. М.: «Высшая школа», 1986

2. Туксаитова Р.О. Сборник упражнений по русскому языку для студентов национальных отделений. Алматы, 2003

3. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М., 1986

4. Даль В.И. – Толковый словарь живого великорусского языка в 4-х томах. М., 1978

5. Грамматические основы правильной русской речи (Ершова Е.Н., Векилова А.Г. и др) М.: Высшая школа, 1991

6. Сборник тестов по русскому языку (для студентов национальных групп медицинских вузов) Астана, 2012

7. Тексты по русскому языку с лексико-грамматическими заданиями (для студентов национальных групп медицинских вузов) Астана, 2012

Контроль:

1.Образуйте от данных существительных имена прилагательные: эксперимент, исследование, наука, медицина.

2. Подготовьтесь к беседе «за круглым столом» о достижениях мировой медицины в области кардиологии.

Приложение к методической разработке № 32

Грамматический материал.

CCЦ- это сочетания нескольких предложений, объединенных по смыслу и синтаксически. В сложном ССЦ выделяются 3 структурно-смысловые части:

Начальная (зачин), средняя (основная разработка темы), концовка (конечная часть). Эти части текста соотнесены друг с другом, т.к. в каждой из них раскрывается часть темы, подтема или микротемы.

В тексте предложения связаны между собой самостоятельных предложений, раскрывающих содержание одной микротемы, образует синтаксическую единицу – сложное синтаксическое целое (ССЦ).

ССЦ представляет собой синтаксическую единицу более высокого уровня, чем сложное предложение. В ССЦ это текст в миниатюре со своим началом, развитием действия и концовкой.

Абзац – отступ вправо в начале первой строки (красная строка). Функция абзаца – графическое, пунктуационное выделение, оформление композиционно синтаксических единиц текста – сложных синтаксических целых фрагментов.

В тексте, состоящем из ряда связанных по смыслу предложений, можно выделить зачин, основную часть и концовку.

В организации текста важную роль играют два способа связи: цепная и параллельная.

Примеры ССЦ:

а) Распространенное мнение о невозможности приема рентген – контрастных препаратов в том случае, если йод для обработки ран вызывает у пациента кожную сыпь или пациент обладает аллергией на морскую рыбу, оснований под собой не имеет.

б) Риск развития аллергической реакции у людей можно снизить, используя профилактическое медикаментозное лечение.

В этих двух ССЦ говориться об одном и том же – аллергии, но каждый из них имеет самостоятельное смысловое значение. Особенно важно знать, что собой представляет ССЦ при реферировании. При составлении рефератов надо не только знать предмет изучения, но знать правила реферирования.

Реферат (лат. Referrer – докладывать, сообщать) – адекватное по смыслу изложение содержания первичного текста, отвечает на вопросы: «Какая информация содержится в первоисточнике? Что излагается в нем?»

Цель реферата – передать основную, существенную, новую информацию, содержащуюся в реферируемом документе.

Основные требования к реферату: информативность, полнота изложения, объективность, фиксация основных положений текста, корректность материала.

Виды рефератов:

1.Реферат-конспект – обобщенный вид информации, сведения о методах исследования, о результатах и возможностях применения.

2. Реферат-резюме – только основные положения, связанные с текстом.

3. Реферат-обзор – охват нескольких текстов, сопоставление разных точек зрения по конкретному вопросу.

4. Реферат-доклад - дает анализ информации, приведенных в первоисточниках и дает объективную оценку состояния проблемы.

Реферат различают репродуктивные и продуктивные.

Репродуктивные – воспроизводят содержание текста. Продуктивные – предполагают критическое или творческое осмысление текста.

Задания по теме:

1.Определить виды синтаксического целого в каждом из приведенных примеров ССЦ. Объяснить знаки препинания в них.

2. Составить ССЦ со словами: аллергия, состояние аллергии, аллергическая реакция.

3. Написать реферат-резюме на один из микротекстов по самостоятельной работе.

4. Используя приведенный ниже текст, выполните следующие задания:

- прочитайте текст, выделяя структурно – смысловые компоненты (части): заголовок, введение, основная часть, заключение;

- определите, к каждому жанру они относятся, и какие стилевые черты присущи им?

- покажите, что в тексте есть термины и общенаучные слова;

- выделите основные грамматические средства, характерные для научной речи.

Наука – сфера человеческой деятельности, функцией которого является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания. В ходе исторического развития наука превращается в производственную силу общества и важнейший социальный институт. Понятие «наука» включает в себя как деятельность по получению нового знания, так и результат этой деятельности – сумму полученных к данному моменту знаний, образующих в совокупности научную картину мира. Термин «наука» употребляется также для обозначения отдельных отраслей научных знаний.

Непосредственные цели науки – описание, объяснение, предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее звучания на основе открываемых ей законов, т.е. в широком смысле - теоретическое отражение действительности.

Оформление науки в качестве социального института произошло в XVII – начале XVIII вв., когда в Европе были образованы первые научные общества и академии, и началось издание научных журналов. До этого сохранение, воспроизводство науки как самодеятельного образования осуществлялось преимущественно неформальным образом – путем традиций, передаваемых с помощью книг, преподавания, переписки и личного общения ученых.

До конца XIX в. наука оставалась «малой», занимая в своей сфере относительно небольшое число людей. На рубеже XIX и XX вв. возникает новый способ организации науки – крупные научные лаборатории с мощной технической базой, что приближает научную деятельность к формам современного труда. Тем самым происходит превращение «малой» науки в «большую». (Из Большой советской энциклопедии).

5. Подберите материал (статью, раздел учебника, главу монографии), связанные с вопросами и проблемами вашей будущей специальности, и напишите реферат, используя сведущие реферативные клише:

- называется; носит название; озаглавлено; посвящена; излагается; дается;

- состоит; выделяются; излагаются; обобщаются;

- остановимся на нескольких точках зрения;

-автор рассказывает, описывает, анализирует, доказывает;

- это доказывает, подтверждает что;
- высказано мнение, отражено, доказано, есть сведения;

-важно отметить что; необходимо подчеркнуть, что…;

- мы разделяем мнение; представляется важным, хотелось бы возразить; позволим себе, не согласится;

- автор подробно, хорошо, убедительно, малоубедительно, неполно, невероятно, делает выводы;

- адресовано, рассчитано, интересно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: