Грамматический материал

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Лексическая тема: Мир сегодня. Новое в медицине.

Грамматическая тема: Особенности публицистического стиля: эмоциональность, оценочное отношение к обобщающим фактам, средства убеждения

Количество часов: 3

Курс: 1

Специальность: Стоматология

Составитель: преподаватель М.Б.Оспанова

Астана, 2012 г.

Лексическая тема: Мир сегодня. Новое в медицине.

Грамматическая тема: Особенности публицистического стиля: эмоциональность, оценочное отношение к обобщающим фактам, средства убеждения

Цель:

1. Научить определять стиль речи.

2. Показать основные функции публицистического стиля

3. Ознакомить с основными жанровыми разновидностями

Задачи обучения:

1)Формирование языковых и речевых навыков

2) Научить определять жанры публицистического стиля

Основные вопросы темы:

1.Что называется публицистическим стилем речи

2. Назовите жанры публичистического стиля.

3. Назовите особенности публицистического стиля.

4.Как пишется очерк?

5.Чем отличается очерк от статьи?

6.О каком из ученых-медиков вы написали бы очерк?

7.Назовите лауреатов Нобелевской премии в области медицины и физиологии за 2012 год.

Методы обучения и преподавания:

1.Беседа

2.Работа с текстом

3.Самостоятельная работа

4.Словарная работа

Литература:

1. Азизов А., Азимова. Практический курс русского языка. М.: «Высшая школа», 1986

2. Туксаитова Р.О. Сборник упражнений по русскому языку для студентов национальных отделений. Алматы, 2003

3. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М., 1986

4. Даль В.И. – Толковый словарь живого великорусского языка в 4-х томах. М., 1978

5. Грамматические основы правильной русской речи (Ершова Е.Н., Векилова

А.Г. и др.) М.: Высшая школа, 1991

6. Сборник тестов по русскому языку (для студентов национальных групп медицинских вузов). Астана, 2012

7. Тексты по русскому языку с лексико-грамматическими заданиями (для студентов национальных групп медицинских вузов). Астана, 2012

Контроль:

1. Пользуясь «Словарем иностранных слов» объясните значение терминов, составьте словосочетания оппонент, полемика, прогноз, перспектива.

2. Сделайте сообщение о новых технологиях в медицине в области гемопатии

Приложение к методической разработке № 33

Грамматический материал.

Публицистический стиль - один из книжных стилей; используется в газетах, журналах, в передачах радио и телевидения, в выступлениях на собраниях и митингах.

Цель публицистического стиля – воздействие на слушателей и читателей для агитации и пропаганды, общественно-политических идей в газетах, журналах, на собраниях, митингах.

Общая форма реализации данного стиля письменный или устный монолог.

Жанры стиля: публицистическая статья, очерк, выступления, фельетон, репортаж

В публицистическом стиле широко используется помимо нейтральных слов, высокие торжественные слова и фразеологизмы (отчизна, шествовать, стоять, на смерть и др.)

Эмоционально окрашенные слова, междометия, частицы, несложные синтаксические конструкции, восклицания, повтора, риторические вопросы.

В данном стиле употребляются общественно- политические, морально-этические слова и фразеологизмы

(парламент, экономический рост, благотворительность, черное золото и др.)

Стилевые черты – призывность, собирательность, оценочность.

Один из жанров публицистики является репортаж. Репортаж - это живой рассказ очевидца о каком-либо событии общественной жизни. Перед автором репортажа стоит задача рассказать о событии так, чтобы слушатели, читатели как бы увидели его на самом деле.

«Репортаж- это глаза и уши читателя», - сказал об этом жанре лингвист

Г. Я. Солганин.

Центральная часть - рассказ о событии обычно представляет собой тип речи повествования.

Выделяют в репортаже концовку. Содержит оценку события, краткий вывод, к которому автор подводит читателя. В репортаже всегда присутствует личность автора (радость, гордость, сочувствие)

Статья - «объясняющий» жанр публицистики.

Задача статьи – привлечь внимание людей к какому-то важному вопросу, проблеме, убедить их в справедливости или ошибочности.

По композиции статья не отличается от репортажа и очерка.

По типу речи проблемная статья ни что иное, как рассуждение.

Фельетон – газетная или журнальная статья на злободневную тему, использующая юмористические и сатирические приемы изложения.

Очерк- один из распространенных жанры публицистики. В нем рассказывается о конкретных событиях, о реально существующих людях.

Одним из видов очерка является портретный очерк. Автор рассказывает не только о работе, но и о характере своего героя, его интересах, увлечениях, взаимоотношениях другими людьми.

Задания по теме:

1.Прочитайте статью известного ученого-физика, академика Н.Семенова. Скажите, какой общественно важный вопрос рассматривается автором. Проявляется ли в тексте личная позиция автора?

Наука будущего, кому предстоит нести ее знамя? Кто они, специалисты, доктора и академики XXI века? Нужна ли вам, сегодняшним студентам, готовить себя к тому, чтобы осуществить планы будущих исследований, проверить наметки будущих открытий?

2.В статью о новых технологиях в медицине найдите оценочные слова и выражения, присущие публицистическому жанру.

3. Запишите словосочетание к следующими словами: проблема, проблемный, комментатор, очерк, очеркист

О ч е р к – один из широко распространенных публицистических жанров.Его темой являетсяобщественный значимый факт. В нем рассказывается о конкретных событиях, о реально существующих людях. От очеркиста требуется глубокое знание того, о чем он собирается писать. Одним из видов очерка является портретный очерк.Его герой – человек высоких моральных качеств, человек, преобразующий жизнь, отдающий делу все свой силы, знание, опыт.

В портретном очерке автор рассказывает не только о работе, но и о характере своего героя, его интересах и увлечениях, о его взаимоотношениях с другими людьми.

4.Прочитайте отрывок из очерка об известном хирурге Н.Амосове. Что вам особенно понравилось в личности Амосова? Какие черты характера Амосова вы хотели бы воспитать в себе?

Николай Михайлович Амосов – врач, хирург. У него и внешность такая, профессиональная, что ли. Всегда подтянут, быстр в движениях. Очень запоминающееся лицо. Худощавое. Волевое. Умное. Строгий, суровый взгляд. «Хирург – это не только врач. Это мастер. Как ювелир или слесарь-инструментальщик», - пишет Н.Амосов. Недаром в народе и о хороших мастерах, и о хороших хирургах говорят: золотые руки. Теперь, пожалуй, редко встретишь человека, который не слышал бы о профессоре Амосове. За долгие годы работы он спас жизнь и вернул здоровье огромному количеству людей. Он сделал сотни, а может и тысячи операций на сердце. Он написал более 40 научных работ. Амосов внес выдающийся вклад в совершенствование лечения пороков сердца. В одной лишь хирургий ученый достиг того, на что стоило бы затратить целую жизнь.Но Амосов занимается и литературой. Его книги «Мысли и сердце», «Записка из будущего» выдержали много изданий. А сколько появилось статей в газетах и журналах! А его готовность читать лекций? На его лекций, где бы они не проходили – в Киеве или Москве, в Ленинграде или Новосибирске, - попасть всегда трудно. Ромен Роллан говорил, что нельзя победить раз и навсегда. Побеждать надо ежедневно. По такому закону живет и работает академик Амосов. Каждый день. Каждый час.Однажды его спросили, сколько часов он работает в сутки. Николай Михайлович, не задумываясь ответил: «Сколько нужно»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: