Новый облик торгпредств

Важным самостоятельным элементом системы нефинансовой поддержки экспорта и продвижения внешнеэкономических интересов России за рубежом являются торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах. Аналоги наших торгпредств существуют в большинстве развитых государств и являются центральным звеном в системе государственной поддержки экспорта и привлечения инвестиций. Доставшуюся нам в наследство от СССР разветвленную сеть торгпредств в 53 странах мира, следует рассматривать как существенное конкурентное преимущество.

Как свидетельствует международный опыт функционирования торгпредств, важной общей тенденцией выступает расширение и усложнение выполняемых ими функций и задач. Помимо традиционных — информационно-консультационных, организационных, промоутерских и других, торгпредства крупных стран осуществляют политико-дипломатическое содействие национальным экспортерам, особенно из числа МСП, а также в полном объеме выполняют задачу привлечения иностранных инвестиций в национальную экономику.

Наша задача на ближайшую перспективу – оптимизировать систему торгпредств, привести их функционал в соответствие с современными условиями, настроить их работу таким образом, чтобы в наибольшей степени удовлетворять реальные потребности российского бизнеса. Для этого нужно усовершенствовать нормативную базу функционирования торгпредств, внедрить соответствующие регламенты, разработать и апробировать на практике новые механизмы и инструменты работы. При этом важно в полной мере сохранить потенциал торгпредств, имеющиеся компетенции и квалифицированные кадры.

Правительством одобрена Концепция формирования «нового облика» торгпредств на 2012-2016 годы реализация, которой будет осуществляться в три этапа. В этом году мы совместно с бизнесом, регионами, экспертным сообществом активно занимались практической реализацией первого – «пилотного» этапа Концепции.

Уже есть первые результаты. Прежде всего, разработан и апробирован на практике абсолютно новый механизм поддержки – паспорт внешнеэкономического проекта. Составленные в проектной логике паспорта проектов и дорожные карты по их реализации определяют цели и конкретные вехи проекта, включают перечень мер поддержки со стороны торгпредства, сроки и лиц, персонально ответственных за реализацию соответствующих мероприятий.

В настоящее время торгпредствами реализуется около 180 паспортов внешнеэкономических проектов. До конца года их будет более 200.

Еще одним новым механизмом поддержки, особенно востребованным в субъектах Российской Федерации, являются бизнес-миссии проводимые на базе торгпредств. Их отличительная особенность - большое внимание к стадии тщательной подготовки и последующее, в течение года после проведения, сопровождение торгпредством заключённых контрактов и инициатив.

Эта работа осуществляется на плановой основе. Годовая программа бизнес-миссий Министерства на 2013 год содержит 42 бизнес-миссии по 26 странам.

Одновременно, портфель проектов российских компаний и региональных бизнес-миссий, лег в основу страновых планов действий, утверждаемых Министром и закрепляющих план работы департаментов Министерства и торгпредств по соответствующей стране.

Отношения с крупными компаниями и субъектами Российской Федерации выстроены на основе соглашений, заключаемых с Минэкономразвития России (к настоящему времени подписано 73 соглашения о взаимодействии по вопросам внешнеэкономической деятельности).

Важно отметить, что бизнесу впервые предоставлена регламентная возможность осуществления формализованной оценки работе Министерства и торгпредств, как при продвижении проектов, так и организации бизнес-миссий. На этой основе, через систему оценок создаётся новый механизм мотивации и укрепления кадрового состава, привязанного к функциям и ориентированного на достижение конечного результата.

ЭКСАР

Развивает свою деятельность Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций созданное в 2011 году при Внешэкономбанке.

На данный момент количество поддержанных экспортных проектов достигло 38, а объемом поддержанного агентством экспорта 19 млрд. рублей. По нашей оценке ОАО «ЭКСАР» показывает хорошую динамику, учитывая что к концу 2012 года агентством было предоставлено 15 страховых полисов, с объемом поддержанного экспорта 14 млрд. рублей.

Поставки российской продукции и услуг, которые страхует ОАО «ЭКСАР» приходятся в основном на страны Азии, бывшего СССР, Латинской Америки и Европы.

В настоящее время на рассмотрении находятся около 100 проектов на сумму более 210 млрд. долларов.

Так, вчера, на последнем заседании Совета директоров ОАО «ЭКСАР» был принят ряд решений по экспортным сделкам российских компаний на общую сумму 42,3 млрд. рублей, в частности по строительству автомобильных дорог, мостов, развязок и эстакад в Туркменистане, по проектным работам и поставкам двигателей в Белоруссию, и поставкам никелевой продукции в Европу.

На сегодняшний день приоритетным направлением деятельности агентства является поддержка малых и средних экспортеров, для которых сейчас разрабатываются специальные продукты, суть которых в упрощении и ускорении процедур принятия решений, сокращении необходимых документов, простой и понятной системе тарификации. Например, недавно был разработан и внедрен в деятельность ОАО «ЭКСАР» новый продукт – страхование экспортного факторинга.

ОЭСР

Вступление в ОЭСР остается одним из приоритетов российской внешнеэкономической политики. Будем стремиться к этой цели, исходя из реальных возможностей российской экономики и соображений национальных интересов, включая повышение благосостояния наших граждан и укрепление конкурентоспособности российских компаний.

Российская сторона ведет активную работу с комитетами ОЭСР и предпринимает решительные шаги для того, чтобы процесс не затягивался.

В целом, полагаю, что значительную часть пути мы уже прошли. В настоящее время 6 Комитетов ОЭСР из 22 вынесли положительные заключения по нашей стране. Сейчас наши усилия сконцентрированы на достижении договоренностей по вопросам, подходы к которым у российской стороны и ОЭСР могут различаться. Считаю, что по этим направлениям можно было бы двигаться быстрее. Мы сейчас ушли от того, чтобы публично говорить о возможных сроках завершения переговоров.

Так или иначе, главное для нас – это качественные параметры присоединения. Для России членство в ОЭСР будет означать, что мировое сообщество признало российскую законодательную базу соответствующей наилучшим мировым практикам. В целях приведения российского законодательства в соответствие с нормами ОЭСР Правительством утвержден и исполняется широкий план законодательной работы.


[1] Австралия, Азербайджан, Бразилия, Индия, Индонезия, Китай, Республика Корея, Мексика, Молдова, США, Таиланд, Туркменистан, Турция, Узбекистан, Украина, а также ЕС, как единая таможенная территория)

[2] Бразилия – шины для автобусов, инициировано июнь 2013; Индия – пентаэритринол, инициировано июнь 2013; США – ферросилиций, инициировано июль 2013

[3] Индия – нитрат натрия и бесшовные трубы, профили из стали – инициированы апрель 2013; Киргизия – пшеничная мука с июля 2013; Таиланд – горячекатаный плоский прокат из нелегированной стали с ноября 2012г.

[4] При нерыночных условиях были рассчитаны антидемпинговые меры по нитрату аммония в Австралии, металлопродукции и минеральным удобрениям (нитрат аммония, карбамид) в США, металлопродукции в Мексике

[5] В 2008 году в рамках Совета по внешнеэкономической деятельности при Минэкономразвития России была создана Рабочей группы по выработке мер преодоления барьеров для развития внешнеэкономической деятельности. За прошедшее время состоялось более 50 заседаний. Участие бизнеса свободно. В настоящее время составляем график встреч на период октябрь – декабрь 2013 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: