Доступ на рынки. Развитие экспортного потенциала

Доступ на рынки.

Одной из основных задач торговой политики любого современного государства в период глобализации является создание максимально благоприятных условий для доступа товаров, услуг и капиталов на внешние рынки. Даже в такой большой стране, как Россия, емкость отечественного рынка и платежеспособный спрос не всегда достаточны для развития масштабного бизнеса.

Вместе с тем, либерализация условий международной торговли привела к расширению спектра нетарифных ограничений, используемых государствами с целью защиты национальных производителей. Эта тенденция особенно ясно наблюдается в последние два десятилетия, этому способствует и недостаточная определенность применения и возможность многократного или длительного использования нетарифных барьеров в отношении одного и того же товара.

Анализ ситуации с использованием нетарифных барьеров, проведенный ЮНКТАД, показывает, что с 1995 года (года создания ВТО) произошло практически 30-процентное увеличение масштабов использования мер технического регулирования. Озабоченность вызывают также таможенные и административные процедуры ввоза, правила обращения товаров на рынке.

На протяжении последних десяти лет Минэкономразвития России совместно с российскими производителями проводит системную работу в этом направлении. Суть такой работы заключается (1) в четкой идентификации ограничительных мер, (2) анализе их соответствия международным обязательствам перед Российской Федерацией, и (3) проведение консультаций с торговыми партнерами в целях устранения ограничений либо либерализации. Присоединение России к ВТО, которое состоялось ровно год тому назад позволяет задействовать для этих целей и уникальный механизм урегулирования споров, предусмотренный соглашениями данной организации.

По состоянию на 1 сентября 2013 г. 17 стран[1] применяют 74 ограничительные меры в отношении российских товаров (среди них 40 антидемпинговых пошлин). Проводятся 7 новых расследований, из них 3 антидемпинговых[2] и 4 специальных защитных[3], а также 10 пересмотров введенных ранее антидемпинговых мер. Ущерб, по различным экспертным оценкам, составляет от 1 до 1,5 млрд.$ США.

Максимальное количество ограничительных мер действует в ЕС, Украине, США. Наиболее подвержены антидемпинговым расследованиям традиционные товары российского экспорта: металлургическая продукция и минеральные удобрения.

Выявление таких мер и пресечение дискриминационного и необоснованного характера их применения является весьма сложным процессом, зависящим от слаженности совместной работы с бизнесом.

По итогам работы Минэкономразвития России в 2012 году прекратили свое действие 16 мер, препятствующих доступу российских товаров на зарубежные рынки, по экспертным оценкам сумма предотвращенного ущерба составила более 1 млрд. долл. США. За первое полугодие 2013 года – 5 мер и более 155 млн. долл. США соответственно.

Присоединение России к ВТО позволило автоматически устранить ряд ограничений, препятствующих доступу российских товаров на внешние рынки. Такие меры явно не соответствовали правилам данной организации. Речь идет о квотировании импорта российских сталепродуктов на рынок ЕС, квотировании импорта алкогольной продукции в Киргизию, специальной меры в отношении импорта плоского стекла в Турцию.

По остальным мерам нам предстоит кропотливая работа вместе с российскими производителями в части согласования аргументов, свидетельствующих о дискриминационности применяемых иностранными государствами ограничительных мер и их несоответствия правилам данной организации.

Успехом торговой дипломатии стал факт признания рыночных реформ, произошедших в Российской Федерации всеми торговыми партнерами. В конце 2012 года Австралия заявила о признании рыночного статуса российской экономики. Данное обстоятельство позволяет российским экспортерам инициировать пересмотры антидемпинговых мер на благоприятных для них условиях[4].

Нельзя в этом контексте не отметить проблемы, с которыми до сих пор сталкиваются российские производители в антидемпинговых процедурах в ЕС. До сих при расчете демпинговой маржи ЕС корректирует цены на российские энергоносители (газ) в стоимости окончательного товара. Рассматриваем возможности для переноса данной дискуссии на площадку органа по урегулированию споров ВТО.

Работа по обеспечению благоприятных условий доступа российской продукции будет продолжена по следующим направлениям:

- профилактика и предотвращение установления необоснованных торговых барьеров на пути конкурентоспособного российского экспорта, включая работу по пересмотру действующих антидемпинговых мер и либерализации иных барьеров в торговле со стороны торговых партнеров Российской Федерации (совместно с производителями);

- устранение дискриминационного подхода в отношении товаров российского происхождения на зарубежных рынках;

- совершенствование системы идентификации торговых ограничений и их устранения в рамках Партнерства с бизнесом по обеспечению благоприятных условий доступа российских товаров, услуг и инвестиций на зарубежные рынки[5].

Присоединение России к ВТО, по логике, упростило доступ российских экспортных товаров на зарубежные рынки. Однако в условиях высокой конкуренции на новых рынках необходима эффективная система государственной финансовой поддержки экспорта.

В последние годы приняты и реализуются программные документы, призванные содействовать развитию внешней торговли. Отмечается рост числа организаций-экспортеров (их число в 2012 г. увеличилось к уровню 2011 г. на 11%).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: