Подходного канала белгород-днестровского порта

© Геращенко А.В., Золотова Т.И., 2014

Правильный выбор трассы подходного канала в Цареградском гирле Днестровского лимана, а также разработка технических мероприятий, уменьшающих заносимость канала и снижающих отрицательное влияние канала на устойчивое состояние прилегающих участков Бугзской косы, на которых располагаются Детский костный санаторий и многочисленные объекты отдыха, является одной из главных задач инженера-гидротехника в данном регионе.

На динамику рассматриваемого участка, то есть изменение его во времени, основное влияние оказывает: волновой и ветровой режимы, твердый сток р. Днестр, часть которого попадает через Цареградское гирло в прибрежную зону моря; стоковые течения из лимана в Черное море; сдувание мелких частиц грунта (мелкозернистые и заиленные пески) ветром с пересыпи лимана и антропогенные факторы, связанные со строительством в данном районе различных сооружений.

В береговой зоне моря можно выделить волновые и дрейфовые типы прибрежных морских течений. Скорости донных волновых прибрежных морских течений зависят от рельефа подводного склона, уклона дна и параметров разрушающихся на мелководье морских волн. Как следует из плана промеров глубин, поперечный профиль берегового склона рассматриваемого участок побережья имеет два подводных вала. В этом случае скорость волнового течения распределяются следующим образом: максимальная скорость (0.9-1.0 м/с) отмечаются в зоне забурунивания, а минимальные в зоне межваловых ложбин. Скорости ветровых течений меньше волновых при любых углах подхода волн и ветра. Следовательно, волновые течения играют основную роль во вдольбереговом перемещении наносов и формировании рельефа подводного склона пологих песчаных побережий, которым является данный участок. Во время штормовых ветров со скоростью более 10 м/с в приурезовой полосе в интервале глубин от 0 до 2м течения захватывают всю толщу воды до дна, и величина их может достигать 0,8-1,5м/с. Именно эти течения играют наибольшую роль в динамике подводного склона и во вдольбереговом перемещении наносов. С увеличением глубин скорости течений резко уменьшаются и на глубинах больше критических настолько малы, что уже не играют заметной роли во вдольбереговом перемещении наносов. В связи с этим, наносозащитные сооружения выносить на глубину больше критической нецелесообразно.

На режим течений рассматриваемого участка побережья существенное влияние оказывает стоковые течения из Днестровского лимана. Они направлены с З на В и имеют значительные скорости, доходящие в период паводка на р.Днестр и ветрах западных направлений до 4-5м/с. Этим объясняется, что в районе Цареградского гирла наблюдается значительное увеличение глубины до 15м с последующим плавным уменьшением до 6м на расстоянии около 2000м от линии берега. Результатом такого сложного режима течений является образование обширной отмели южнее Цареградского гирла. Наличие этой отмели приводит к тому, что при штормах южных направлений, когда волновые и ветровые течении направлены с ЮЗ на СВ, поток наносов также направлен с ЮЗ на СВ при общем среднегодовом генеральном направлении наносов на участке от п. Ильичевск до Жебриянской бухты с СВ на ЮЗ. В результате это приводит к свалу значительного количества наносов до 40-60тыс. м3/год в канал и размыву участков берега, расположенных южнее Цареградского гирла, особенно в районе костно-туберкулезного детского санатория.

В связи с этим, можно рекомендовать следующее (см. рис.1):

Рис. 1. Схема подходного канала к Белгород-Днестровскому порту

1) Возведение наносозащитных сооружений (шпоры или дамбы) южнее морской части подходного канала Днестровско-Цареградского гирла.

2) Намыв территории на ЮВ морской части подходного канала и на СЗ части внутреннего подходного канала, за счет полученного при дноуглублении грунта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: