Предоставляемых грузопассажирскими паромами

© Кириллова Е.В., Мелешенко Е.С.,2014

Паромные транспортно-технологические системы (ТТС) получили широко распространение во многих странах мира. В состав паромной ТТС входят суда-паромы, береговые устройства для подачи на паром и вывода с парома подвижного состава, подъездные железнодорожные пути и автомобильные дороги, а также береговые площадки и железнодорожные пути для накапливания подвижного состава и его обработки перед подачей на паром [1].

В настоящее время, не смотря на нестабильное положение в мировой экономике, в Черноморском регионе интенсивно развиваются перевозки грузопассажирскими паромами. Под грузопассажирским паромом понимают плоскодонное судно, предназначенное для перевозки 12 и более пассажиров, а также накатного груза и/или железнодорожных вагонов общим весом более 40 % от грузоподъемности судна, на регулярных коротких линиях с интенсивными и стойкими грузо- и пассажиропотоками.

Среди грузопассажирских паромов различают таких два основных типа паромов – «ро-ро» пассажирский паром (автомобиле-пассажирский паром или круизный паром с автомобильной палубой) и «ро-пакс» паром. Пассажиры, путешествующие со своими транспортными средствами и которых, в первую очередь, интересует комфортабельность поездки, использую первый тип грузопассажирских паромов. А пассажиры, транспортируемые в качестве лиц, сопровождающих груз, используют, как правило, второй тип паромов. Последний, по сути, представляет собой комбинированный автомобиле-железнодорожно-пассажирский паром.

Следует отметить, что грузопассажирские паромы отличаются между собой в зависимости от развитости пассажирской инфраструктуры и наличия развлечений на борту.

«Ро-ро» пассажирские паромы – грузопассажирские суда, предназначенные для перевозки пассажиров, путешествующих со своими автомобилями. На таких паромах хорошо развит пассажирский комплекс.

«Ро-пакс» паромы – грузопассажирские суда, предназначенные для перевозки накатной техники и ограниченного количества пассажиров (максимум 200 человек), как правило, сопровождающих груз, водителей автотранспортных средств. Паромы типа «ро-пакс» имеют пассажирский класс, но не имеют развитого пассажирского комплекса. Там нет большой пассажирской инфраструктуры, центров развлечений, только минимальный набор сервиса для пассажиров. Обычно имеется от 40 до 100 стандартных 2-местных кают, скромный бар, ресторан самообслуживания. Этот вид перевозок за последние 15 лет получил достаточно широкое распространение на Черном море [2].

Таким образом, можно утверждать, что грузопассажирский паром предоставляет две основные услуги:

1) перевозку грузов;

2) перевозку пассажиров.

Причем при работе «ро-ро» пассажирского парома, как правило, спрос на перевозку пассажиров одновременно формирует спрос на перевозку автомобилей, а при работе «ро-пакс» парома – наоборот, спрос на перевозку грузов одновременно формирует спрос на перевозку пассажиров. Исходя их этого, можно утверждать, что на грузопассажирских паромах перевозка грузов и перевозка пассажиров являются относительно комплементарными благами. То есть значение перекрестной эластичности спроса по цене (е), отражающее количественное изменение спроса при изменении цены на 1 %, меньше 0 [3].

При работе «ро-ро» пассажирского парома коэффициентом перекрестной эластичности спроса по цене является отношение относительного изменения спроса на перевозку грузов к относительному изменению цены за пассажирский билет (1) (рис. 1 а).

, (1)

где – величина спроса на перевозку грузов; – цена пассажирского билета.

При работе «ро-пакс» парома коэффициентом перекрестной эластичности спроса по цене является отношение относительного изменения спроса на перевозку пассажиров к относительному изменению ставки за перевозку груза (2) (рис. 1 б).

, (2)

где – величина спроса на перевозку пассажиров; – ставка за перевозку грузов.

а) б)

Рис. 1. Перекрестная эластичность спроса по цене при работе

а) «ро-ро» пассажирского парома и б) «ро-пакс» парома

Отрицательная перекрестная эластичность комплементарных благ при работе «ро-ро» пассажирского парома (1) и парома типа «ро-пакс» (2) означает, что спрос на перевозку грузов (пассажиров) и цена на перевозку пассажиров (грузов) изменяются в противоположных направлениях.

Если перекрестная эластичность спроса по цене окажется равна 0, и , то перевозка грузов и транспортировка пассажиров являются независимыми благами, и изменения цены на одну услугу не приведет к изменению спроса н другую услугу. Следовательно, можно судить о том, что груз на данном пароме транспортируется без сопровождения, и наоборот – пассажиры перевозятся без груза.

Аналогичные рассуждения можно привести как для грузовых паромов, транспортирующих пассажиров (Nпасс ≤ 12), так и для пассажирских паромов, транспортирующих груз (Qгр ≤ 0,4 Dч).

Кроме того, следует отметить, что рассмотренные виды грузопассажирских паромов могут быть взаимозаменяемы для потребителей (грузовладельцев и пассажиров). Так, например, на «ро-ро» пассажирских паромах могут транспортироваться автомобили, ни как личный транспорт путешествующих пассажиров, а как коммерческий груз. Аналогично и «ро-пакс» паромы могут перевозить не только лиц, сопровождающих коммерческий груз, а и туристов с собственным транспортом.

В таких случаях услуги по транспортировки грузов и/или пассажиров «ро-ро» пассажирским паромом и услуги по перевозке грузов и/или пассажиров «ро-пакс» паромами являются взаимозаменяемыми благами или благами-субститутами. То есть значение перекрестной эластичности спроса по цене (е), больше 0.

При этом коэффициентом перекрестной эластичности спроса по цене является:

- отношение относительного изменения спроса на перевозку грузов «ро-ро» пассажирским паромом к относительному изменению цены на перевозку грузов «ро-пакс» паромом (3).

, (3)

где – величина спроса на перевозку грузов «ро-ро» пассажирским паромом;

– ставка за перевозку груза «ро-пакс» паромом;

- отношение относительного изменения спроса на транспортировку пассажиров «ро-ро» пассажирским паромом к относительному изменению цены на транспортировку пассажиров «ро-пакс» паромом (4).

, (4)

где – величина спроса на перевозку пассажиров «ро-ро» пассажирским паромом;

– цена пассажирского билета на «ро-пакс» пароме.

Положительная перекрестная эластичность благ-субститутов в этом случае означает, что спрос на перевозку грузов «ро-ро» пассажирским паромом и цена на перевозку грузов «ро-пакс» паромом изменяются в одном направлении.

Таким образом, оценивая показатель эластичности, можно судить о взаимодополняемости или независимости услуги по перевозки грузов и услуги по перевозке пассажиров при работе разных видов грузопассажирских паромов, а также о взаимозаменяемости или независимости услуг по транспортировке грузов и/или пассажиров разными видами грузопассажирских паромов. Оценивая показатель эластичности, судоходное предприятие, не прибегая к дополнительным исследованиям, может решить ряд вопросов, связанных с оптимизацией ценовой политики, обозначением целевого рынка компании, возможностью диверсификации своих услуг и расширения рынка их сбыта, анализом конкурентной среды.

Литература

1. Милославская С.В. Транспортно-технологические системы / С.В. Милославская,

Ю.А. Почаев. – М.: Альтаир, 2004 г., 133 с.

2. Михайлова В. На карте паромных перевозок // Порты Украины. – 2012. – №2. ­– С.

38- 41.

3. Портер Е. Майкл. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и

конкурентов / Майкл Е. Портер; пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. –

454 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: