К проблеме возрождения украинского круизного судоходства в Черном море

© Михайлова Ю.В., Боровик С.С., 2014

В последние годы интерес зарубежных туристов к Черноморскому региону заметно повышается. Круизы по Одесско-Крымско-Кавказкой линии могут стать прекрасной альтернативой пляжному отдыху. Стала актуальной возможность возрождения пассажирского и круизного судоходства на Черном море. В 70-80-е годы XX века пассажирский судооборот черноморских портов в несколько раз превышал сегодняшний, что говорит о крайне неэффективном использовании потенциала украинских портов по приему пассажирских судов в настоящее время.

Начиная с середины 1990-х гг., в Черноморском регионе разными отечественными судоходными компаниями неоднократно предпринимались попытки возродить круизное судоходство на популярной в советское время Крымско-Кавказской линии. Однако стабильность работы судов отечественных компаний по целому ряду объективных и субъективных причин до сих пор не была достигнута.

Для преодоления проблем, возникающих при организации круизных перевозок в Черноморском регионе, необходимо объединить усилия как на государственном уровне, так и на уровне самих черноморских портов.

Можно выделить два направления в развитии круизных перевозок в бассейне Черного моря:

а) возрождение круизного судоходства, ориентированного на внутренний национальный рынок причерноморских стран или рынок постсоветского пространства, то есть русскоязычных туристов.

б) привлечение в причерноморские порты иностранных туристов и дальнейшее продвижение черноморского бренда на мировой круизный рынок.

Оба направления перспективны и требуют решения целого ряда проблем.

- Прежде всего, необходимо отметить проблему отсутствия судов. Действительно, флота в Украине нет, но его могут предоставить иностранные компании. Сегодня они доминируют в Черном море в грузоперевозках и могут точно так же занять ведущие позиции на круизном рынке Украины. Однако, с точки зрения стратегических интересов Украины, и большой доходности отрасли было бы не правильно отдавать этот перспективный бизнес компаниям из других стран. Приобретение круизного лайнера требует больших инвестиций и ни одна украинская компания не рискнет вкладывать в покупку судна порядка 100 млн. долл. без серьезной государственной поддержки или гарантий. В этих условиях было бы целесообразным объединить усилия всех черноморских стран для создания своего круизного флота. Покупка общими усилиями с привлечением частного капитала современного лайнера вместимостью 1000-1500 пассажиров смогла бы значительно повысить привлекательность черноморских круизов.

- Другой важной проблемой, тормозящей развитие круизных перевозок в Черноморском регионе, являются различия и трудности прохождения паспортного и таможенного контроля в портах Украины, недостатки тарифной политики.

- Анализируя трудности, с которыми столкнулись организаторы Крымско-Кавказской линии, стоит также отметить высокий уровень портовых сборов сравнительно со средиземноморскими портами. Урегулирования требует не только уровень портовых сборов для круизных судов, но и возможность предоставления льготных условий по портовым сборам в первые годы функционирования линий.

- Несмотря на то, что безусловным плюсом развития круизов по Черному морю является возможность в течение одной недели посетить 6 стран, познакомиться с их культурными и историческими памятниками, вполне уместны опасения круизных операторов касательно стандартов обслуживания пассажиров и качества работы туроператоров, предоставления туристам интересных и качественных программ осмотра достопримечательностей посещаемых портовых городов. Здесь также стоит отметить отсутствие необходимой инфраструктуры (отели, рестораны, модернизация пассажирских терминалов), в том числе и транспортной, которая позволила бы качественно обслуживать пассажиров.

Проблемы развития круизного судоходства невозможно решить без поддержки государства, улучшения инвестиционного климата и внесения изменений в существующую законодательную базу. Повышения эффективности пассажирских перевозок можно добиться путем усовершенствования составляющих перевозки (технической, экономической, организационной) по отдельности или в комплексе.

Круизное судоходство развивается и становится все более популярным. Потенциал Черноморского региона огромен. Украина обладает всеми необходимыми факторами, которые необходимы для привлечения морских отечественных и иностранных туристов. В перспективе Черноморский круизный рынок может и должен стать перспективным направлением и в большей степени учитывать потенциальный пассажиропоток из стран региона.

В заключение, необходимо отметить, что с точки зрения стратегических интересов Украины, неправильно отдавать столь перспективный рынок иностранным компаниям, мы в состоянии самостоятельно возродить процветающую отрасль и развивать круизное судоходство в нашем регионе. Нельзя упускать такую возможность для развития экономики Украины и транспортной отрасли, как развитие Крымско-Кавказской линии.

Литература

1. Голубкова И.А. Факторы и закономерности структуризации глобального

круизного рынка / И.А. Голубкова // Вісник економіки транспорту і

промисловості: Зб. наук. праць. – Харків: УкрДАЗТ, 2010. – № 31. – С. 75-78.

2. Михайлова Ю.В. Забезпечення стійкого функціонування судноплавних

підприємств на круїзному ринку, що формується у Чорноморському регіоні:

Автореф. дис. канд. екон. наук: 08.00.04 / Ю.В. Михайлова // Одеса, 2009.

3. Селиванов В.В. Круизное судоходство: между прошлым и будущим [Текст]/

Селиванов В.В. // Независимый Севастополь -16.07.2010. [Электронный ресурс] –

Режим доступа к ресурсу: http://newsebastopol.com

4. Петров А. Признаки возрождения Крымско-Кавказской линии/А. Петров // Порты

Украины. – 2013. - №4. – С.22-23.

5. Материалы информационно-аналитического агентства Sea News [Электронный

ресурс] - Режим доступа к ресурсу: http:// www.seanews.ru


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: