Взаимодействие порта и смежных предприятий в контейнерных перевозках

Транспорт играет важную роль в социально-экономическом развитии страны. Транспортная система обеспечивает условия экономического роста, повышения конкурентоспособности национальной экономики и качества жизни населения. Транспортные коммуникации связывают все районы страны, что является необходимым фактором ее территориальной целостности, единства ее экономического пространства. Они связывают страну с мировым сообществом, являясь материальной основой обеспечения внешнеэкономических связей Украины и ее интеграции в глобальную экономическую систему.

Украина, являясь прибрежным государством, несомненно, обладает необходимым потенциалом для развития морского транспорта и предприятий, деятельность которых направлена на его стабильное функционирование. Между тем, основной задачей для достижения поставленной цели остается рациональное взаимодействие порта и смежных предприятий.

Согласно Закону Украины «О морских портах Украины», морской порт – это определенная границами территория и акватория, оборудованная для обслуживания судов и пассажиров, проведения грузовых, транспортных и экспедиторских работ, а также других, связанных с этим видов хозяйственной деятельности. Поэтому под понятием смежные предприятия подразумеваются судоходные, транспортно-экспедиторские, транспортные и другие компании.

Все грузы, перерабатываемые в морских и речных портах, передаются на другие виды транспорта, поэтому скоординованность действий всех видов транспорта обеспечивает эффективные связи, в которых растет роль контейнерных перевозок как самого прогрессивного способа доставки продукции.

В контейнерных перевозках доминирующим транспортом является автомобильный. На его долю приходится более половины грузовых перевозок. Основными причинами активного использования автотранспорта стали присущие ему гибкость доставки и высокая скорость междугородних перевозок. Кроме того, помощью автомобильного транспорта груз может доставляться «от дверей до дверей», а также с необходимой степенью срочности.

В отличие, например, от железных дорог автотранспорт отличают сравнительно небольшие капиталовложения в оборудование терминалов (погрузочно-разгрузочных мощностей) и использование автодорог общего пользования. Однако в автотранспорте величина переменных издержек (оплата труда водителей, затраты на горючее, шины и ремонт) в расчете на один километр пути велика. Постоянные же расходы (накладные расходы, амортизация автотранспортных средств) наоборот невелики. Вследствие этого, автомобильный транспорт в основном используется для перевозки небольших потоков грузов на короткие расстояния.

Последствия постоянного увеличения объема перевозимых грузов не всегда носят положительный характер. Транспортный комплекс не может полностью удовлетворять растущий спрос на высококачественное транспортное обслуживание. Далеко не все порты обладают необходимыми для обработки постоянно растущего грузопотока ресурсами.

Одной из наиболее важных на сегодняшний день проблем является недостаточное развитие системы транспортно-экспедиционного обслуживания, основанной на терминальной технологии грузодвижения. Это затрудняет процесс товарообмена, а также существенно снижает эффективность использования подвижного состава транспорта.

Остро стоит проблема размещения автомобильного транспорта, прибывшего в порт, с целью выгрузки. В этих условиях возникают стихийные стоянки большегрузного автотранспорта на улицах, во дворах, на проезжей части. Это приводит к порче грузов, загрязнению окружающей среды, ухудшению криминогенной обстановки, сокращению пропускной способности автомобильных дорог, созданию аварийных ситуаций.

Транспортные компании вынуждены загружать подвижной состав сверх нормативов с целью покрытия убытков. Максимально допустимая нагрузка на дорожное полотно в Украине составляет 21 т. В действительности же машины загружают до 50 т.

Кроме того, нормативно-правовая база и схема работы таможенных и других портовых органов требует корректировки, так как недостатки в их работе также сказываются на образовании очередей с целью заезда и выезда в порт. В большей степени это относится к импортным грузам.

Для нормализации процесса взаимодействия автомобильного транспорта и портов необходимо провести ряд мероприятий:

– построить вблизи портов специализированные площадки для парковки большегрузного автомобильного транспорта, ожидающего разгрузки;

– создать систему обеспечения портов современными высокоэффективными средствами грузопереработки;

– построить автомобильные дороги, способные выдержать большие нагрузки;

– сократить въезд в город большегрузных автомобилей с целью разгрузки городской уличной сети;

– разработать рациональную схему перевозки грузов в пределах территории города, которая позволит улучшить экологическую ситуацию (за счет сокращения выбросов в атмосферу) и повысить безопасность дорожного движения.

Проведение данных мер, позволит решить значительную часть проблем взаимодействия порта и автомобильного транспорта.

Для украинских морских портов взаимодействующим видом транспорта также является железнодорожный (примерно 45 % перевалки), что объясняется перевозкой большого количества массовых навалочных и насыпных грузов. Груз такого характера перевозится не только в вагонах, но и в контейнерах на железнодорожных платформах. За рубежом железнодорожный транспорт не является доминирующим смежником для водного транспорта. В качестве примера можно привести международный контейнерный терминал в порту Ниигата (Япония), который работает только с автотранспортом, а к порту даже нет железнодорожного подхода.

В наших портах железнодорожному транспорту уделяют большое внимание, так как в области взаимодействия портов и железной дороги лежат серьезные риски. Новые объемы грузопотоков обязательно требуют развития подъездных железнодорожных путей и припортовых станций. Узость железнодорожной инфраструктуры - сегодня проблема практически каждого порта. Поэтому необходимо найти механизм инвестирования в развитие этой инфраструктуры, иначе, построив новые причалы для обработки растущего объема грузов, пропускная способность припортовой станции останется минимальной.

Оформление в Одесском порту импортных груженых контейнеров, прибывающих на судах и отбывающих по железной дороге, с 1 марта 2014 г. осуществляется полностью в электронном виде. Введение данной системы привело к сокращению времени прохождения и обработки документов, а также высвобождению работников, занятых в работе с чиновниками при оформлении бумажных документов.

Большая часть грузовладельцев осуществляют перевозку через транспортно-экспедиторские компании (далее ТЭК), поэтому именно они напрямую взаимодействуют с портом и еще одним важным участником процесса перевозки – судоходными компаниями. Так как, в услуги, предоставляемые ТЭК, входит организация ж/д и автоперевозки, экспедиторы первые сталкиваются с проблемами, возникающими на транспорте. Следовательно, нормальное функционирование транспорта позволит экспедиторским компаниям активно взаимодействовать с транспортными предприятиями и предоставлять грузовладельцам достойный сервис по доставке груза в порт или в другой пункт назначения.

Кроме порта, ТЭК взаимодействуют с судоходными компаниями, которые предоставляют им контейнерное оборудование и места на судах для экспорта/импорта грузов. В свою очередь, судоходные компании оговаривают с портом планы прибытия и отправления судов, количество погружаемого/выгружаемого груза.

В связи с настоящим состоянием экономики в стране, количество импортного груза резко сократилось, в то время как количество экспорта значительно выросло. Данная ситуация приводит к недостаче контейнерного оборудования для экспорта грузов.

Одним из путей решения данной проблемы является строительство дополнительных терминалов, оснащение их перегрузочной техникой, создание глубоководных подходных каналов для принятия больших судов с импортными контейнерами, которые впоследствии будут использованы для экспорта украинских грузов.

Таким образом, порт является ключевым пунктом для формирования транспортного узла, в котором должны взаимодействовать различные предприятия: начиная от судовладельцев и заканчивая железнодорожными станциями и складскими площадками. Работа каждого предприятия зависит от множества независимых факторов, однако, изменения в функционировании одного влияет на работу другого предприятия. Исходя из этого, взаимодействие предприятий должно происходить по строго налаженной схеме, которая бы максимально учитывала интересы всех участников перевозки.

Литература

1. Телегина В.А. Взаимодействие видов транспорта при грузовых перевозках/В.А.

Телегина. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2013. – 90 с.

2. Электронный научный журнал [Электронный ресурс] // Информационный портал:

Проблемы взаимодействия порта и автомобильного транспорта. – Режим доступа:

http://ivdon.ru/magazine/archive/n2y2013/1692 (доступ свободный) – Загл. с экрана.

– Яз. рус.

3. Маковоз Е.В. Роль железнодорожного транспорта в единой транспортной системе

Украины [Электронный ресурс] // Информационный портал: Экономические

науки. –Режим доступа:

http://www.rusnauka.com/NIEK_2006/Economics/17529.doc.htm (доступ

свободный) – Загл. с экрана. – Яз. рус.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: