Эффективность менеджмента морских ресурсов как приоритет глобального развития

© Кормишин Д., Коваленко С., 2014

Главной особенностью современной действительности является глобализация мировой экономики. Изменения непрерывно идут и в сфере морского транспорта Украины [1]. Процессы, вызывающие глобальные изменения, выступают как мегатенденции мирового развития. Мегатенденции (от греч. Megas – большой) представляют собой глобальные изменения в окружающей среде жизнедеятельности людей, влияющие на человеческое общество в целом, включающие изменение технологий, образования, культуры, потребностей и др. факторы, оказывающие глобальное влияние. Мегатенденции формируют новые устремления, мотивы, стереотипы поведения, стили мышления, ценностные ориентации и образ жизни населения.

Под эффективностью менеджмента морских ресурсов понимается уровень (степень) результативности функционирования системы и процесса управления как взаимодействия управляемой и управляющей систем в сопоставлении с произведенными затратами. В более упрощенном варианте данное определение можно представить следующим образом: эффективность менеджмента – это сопоставление произведенных затрат с полученным результатом. Существуют различные подходы к проблеме эффективности менеджмента, которые разрабатывались школами управленческой мысли. Например, авторы школы научного управления (Ф. Тейлор, Г. Ганнт, Г. Эмерсон, Ф. и Л. Гилберт и др.), занимались изучением повышения эффективности менеджмента на уровне производства. Особое внимание исследованию этой проблемы уделял Г. Эмерсон, который придавал важное значение связи между эффективностью управления и организационной структурой предприятия. Представители административной (классической) школы менеджмента (А. Файоль, Л. Урвик, Д. Муни и др.) рассматривали эффективность менеджмента в более широком смысле – применительно к работе всей организации. Их целью было создание универсальных принципов управления, которые обязательно должны привести организацию к успеху (14 принципов управления Анри Файоля). Авторы школы человеческих отношений (Г. Мюнстерберг, М. Фоллет, Р.Лайкерт, А. Маслоу) считали основным элементом эффективности менеджмента человеческий фактор и разрабатывали различные теории, связанные с повышением эффективности использования человеческих ресурсов.

На сегодняшний день существует ряд проблем в сфере эффективности управления морским транспортом, как в Украине, так и на международном уровне. Связано это в первую очередь с, так называемым, многообразием рабочей силы или же смешиванием экипажей, которое за последние десятилетия набрало очень широкой тенденции, в связи с вхождением в международные торговые морские перевозки представителей различных стран, таких как Китай, Индия, Филиппины и другие. Многообразие национальностей в составе одного экипажа судна нередко приводит к конфликтным ситуациям, а также к элементарному непониманию между руководителем и подчиненным в связи с существенными различиями в знании требуемого иностранного языка, а также в компетентности, как самого руководителя, так и подчиненного. Из сказанного ранее вытекает и следующая существенная проблема, заключаемая в различиях профессиональной компетентности подготовки моряков разных стран. Данные проблемы могут быть причиной серьёзных экономических и управленческих конфликтов в морских организациях и структурах, что может вызвать отрицательный баланс между произведенными затратами и полученной прибылью. Для определения решения этих проблем необходимо правильно оценить эффективность менеджмента на данном этапе развития в морских структурах и организациях. Изучение эффективности менеджмента морских ресурсов является довольно сложным процессом, поскольку предполагает учет различных факторов и предпосылок, которые оказывают совокупное влияние на управленческую деятельность. Важными показателями при оценке эффективности менеджмента являются прибыль и рентабельность, которые наиболее полно характеризуют конечные результаты деятельности той или иной морской организации и экипажа судна, а значит, и эффективности управления. Исходя из определения эффективности менеджмента как сопоставления произведенных финансовых затрат с полученными результатами, ее можно оценить путем соизмерения полученной прибыли от выполнения экипажем своей задачи по транспортировке груза из одного пункта в иной, и затрат на управление, снабжение экипажа всем необходимым, транспортированию самих членов экипажа на судно. Таким образом, в обобщенном виде можно выделить следующие критерии эффективности менеджмента: Действенность – степень достижения целей морской организации. Экономичность – соотношение необходимого и фактического расхода средств и финансов. Качество – соответствие характеристик доставляемого груза или произведенных услуг стандартам и требованиям заказчика. Прибыльность – соотношение между доходами и суммарными издержками. Компетентность – соответствие имеющихся у моряков и сотрудников морских структур опыта и знаний необходимым знаниям и навыкам для работы в соответствующих структурах. Качество трудовой жизни – условия труда членов экипажа. Инновационная активность – внедрение новшеств в различных функциональных возможностях судов и областях деятельности морских организаций. Повышение эффективности управления является необходимой составляющей успешной деятельности морского транспорта. В настоящее время существует множество способов повышения эффективности менеджмента, каждый из которых направлен либо на внедрение различных инновационных функциональных возможностей на судах или морских структурах либо на служебные функции их руководителей и моряков, их профессиональные качества и полномочия, стимулирование развития компетентности за счет новых унифицированных методов образования и других методов. По нашему мнению, следует обратить должное внимание на трудовые, этико-моральные и личностные характеристики руководителей, ведущих руководство на морском транспорте. Поэтому эффективность менеджмента морских ресурсов играет очень важную роль в обеспечении эффективного управления морским транспортом. Мегатенденции внешней среды, в которой развивается современный менеджмент морских ресурсов, включают возникновение глобальной среды и новых видов коммуникаций, образование единого информационного пространства, что ведет к росту предложения альтернатив товаров и услуг и появлению потребителей нового типа, выбирающих товары и услуги на основе электронных баз данных и поисковых систем Интернет, а также развитие глобальной среды конкуренции, не имеющей аналогов в прошлом (рынки почти без границ; доминирование транснациональных глобальных суперкорпораций; развитие глобализации и глокализации); формирование сильных ответных реакций компаний (разработка и внедрение новых средств и методов роста конкурентоспособности и достижения лидерства; интенсивный поиск новых методов управления компаниями и их человеческим капиталом; переход к самообучающимся организациям).

К глобальным изменениям в менеджменте относятся:

- новая культура управления, основанная на интеллекте, переходе от традиционного руководства к партнерским отношениям сетевого типа, этике, достижении гармонии в обществе;

- новые критерии эффективности компаний: мобильность, фокусирование на индивидуальном клиенте, способность предугадать изменение внешней среды и предпочтения потребителей, развитие партнерства и отказ от старых принципов конкурентной борьбы, основанных на вытеснение и разорении конкурентов;

- новые организационные структуры управления, переход от пирамидальных к распределенным сетевым структурам, дистанционно регулируемым из единой штаб-квартиры (стратегического центра), но в гораздо большей степени самоуправляемым и, более того, самопроектируемым и саморазвивающимся;

- новый вид трудовых ресурсов и новый вид человеческого капитала, отличающихся высокой избирательностью в выборе места работы, способностью необычайно гибко маневрировать своими интеллектуальными ресурсами, переходящих к непрерывному интенсивному обучению.

Новые стратегические критерии развития транспортных компаний основаны на изменении стратегического мышления руководителей, к ним относятся:

- способность менеджеров разрабатывать и обеспечивать реализацию эффективных стратегий, основанную на ключевых ценностях и ключевой идеологии фирмы;

- мобильность, способность быстро отреагировать на изменения конъюнктуры рынка и предпочтения потребителей, суметь опередить своих конкурентов;

- фокусирование на индивидуальном клиенте. Этот критерий требует отказа от подхода к клиенту как к безликому массовому потребителю;

- способность к прогнозированию изменений внешней среды и предпочтений потребителя характеризуемых значительной степенью турбулентности;

- развитие партнерства и отказ от старых принципов конкурентной борьбы, основанных на вытеснении и разорении конкурентов.

Как вывод из всего вышесказанного, рассмотрим наиболее общие пути повышения эффективности управления морскими ресурсами:

· совершенствование структуры управления, максимальное ее упрощение и децентрализация большинства функций;

· выработка стратегии развития организации на основе анализа ее сильных и слабых сторон, разработка политики организаций морского транспорта, охватывающей все ее функциональные области;

· разработка унифицированной системы образования, обеспечивающей как эффективное, так и равноценное профессиональное образование моряков во всех регионах отдельных стран, так и мира, постоянное повышение квалификации работников на основе обучения, переподготовки, развитие коммуникативной компетентности моряков;

· внедрение системы подбора, оценки и ротации руководящих кадров, планирование карьеры офицеров командного состава и также моряков рядового состава;

· применение наиболее эффективных методов подбора персонала, его оценки, формирование работоспособного, совместимого состава экипажей, создание максимально благоприятного социально-психологического климата и межличностных коммуникаций.

Литература

1. Макогон Ю.В. Україна - держава морська/Ю.В. Макогон. – Донецьк, 2010. - 391с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: