Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 02.11.2004) «О защите прав потребителей» и его использовании в профессиональной деятельности

Значение данного закона не только в усилении социальных гарантий гражданина. Закон объективно повышает ответственность производителей, продавцов и исполнителей за качество своей работы, что в условиях отсутствия развитой конкуренции будет способствовать повышению качества продукции и услуг, социально-экономическому развитию страны.

Со времени принятия Закона произошли существенные изменения в экономической обстановке, выявились отдельные недостатки и пробелы, что потребовало внесения изменений и дополнений в Закон. Соответствующие коррективы также было необходимо внести в связи с принятием нового Гражданского кодекса РФ.

Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, продавцами, исполнителями при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг, т.е. по поводу удовлетворения многочисленных бытовых потребностей граждан.

Глава I "Общие положения" включает статьи, носящие общий характер, т.е. устанавливающие единое регулирование отношений, вытекающих из договоров купли-продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг потребителям (ст. 1 - 17).

Глава II "Защита прав потребителей при продаже товаров потребителям", как видно из ее названия регулирует лишь специфические вопросы, относящиеся к этим отношениям и не рассмотренные в главе I (ст. 18 - 26).

Глава III "Защита прав потребителей при выполнении работ и оказании услуг" посвящена особенностям отношений, складывающихся по поводу осуществления работ и оказания потребителям услуг (ст. 27 - 39).

Глава IV "Государственная и общественная защита прав потребителей" является, как и глава I, общей, распространяется на отношения, вытекающие из купли-продажи, проведения работ и оказания услуг потребителям (ст. 40 - 46). В эту главу дополнительно введена новая ст. 41 (обязанность изготовителя (исполнителя, продавца) по предоставлению информации федеральному антимонопольному органу (его территориальным органам).

Закон в преамбуле определяет потребителя как гражданина, который имеет намерение приобрести или заказать либо который заказывает, приобретает товар (работу, услугу) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Из этого определения следует, что Закон применяется лишь к тем отношениям, одной из сторон которых является гражданин — физическое лицо. При этом права граждан Российской Федерации, иностранцев и лиц без граждан­ства защищаются Законом одинаково.

Из определения следует, что Закон считает потреби­телем не только гражданина, который приобретает товар (услугу), но и того, кто непосредственно этим товаром (ус­лугой) пользуется.

Например, фирма приобретает своим сотрудникам ту­ристические путевки. Формально покупателем услуги является юридическое лицо, взаимоотношения которого с услугодателем строятся на основе гражданского законодательства. Однако пользуются услугой сотрудники фирмы (физические лица), и их права защищаются Законом "О защите прав по­требителей".

Таким образом, Закон не распространяется на потребителей - юридических лиц, а также на потребителей - физических лиц (граждан), если они используют, приобретают, заказывают либо имеют намерение приобрести или заказать товар (работу, услугу) для предпринимательских целей, а также на договорные отношения между гражданами по поводу удовлетворения их нужд.

При характеристике отношений, регулируемых Законом, законодатель отказался от использования обобщающего наименования контрагентов потребителя – "предприниматель", – предпочитая называть их конкретно в соответствии с выполняемыми функциями. Это имеет свое юридическое обоснование, вытекающее из ГК.

Контрагентом потребителя также могут быть индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица. Они вправе заниматься любой предпринимательской деятельностью с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Под «изготовителем» понимается организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям;

Исполнитель – организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору;

Продавец – организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи;

Одним из важнейших прав потребителя, провозглашенных Законом, является право на получение товаров, результатов работ и услуг (далее – продукция) надлежащего качества, под которой понимается продукция, соответствующая по качеству требованиям, установленным в соответствии со ст. 4 Закона.

Закон "О защите прав потребителей" (ст. 5) устанавли­вает, что потребитель имеет право на то, чтобы товары (работы, услуги) при обычных условиях их использования и в течение установленного срока их службы, при их хра­нении и транспортировке были безопасны для его жизни, здоровья, окружающей среды, а также не причиняли вре­да его имуществу. В целях обеспечения упомянутого права в стандартах устанавливаются обязательные требования, которые должны это обеспечивать.

Безопасность должна обеспечиваться при разработке и изготовлении товара, путем обеспечения возможности его ремонта и технического обслуживания и установления га­рантийного срока. Ответственность за определение необхо­димости и разработку специальных правил несет изготови­тель (исполнитель). Это обстоятельство важно, поскольку распределение обязанностей между государственными орга­нами, исполнителями (изготовителями) и продавцом может иметь существенное значение при определении ответствен­ного за причиненный вред лица в том случае, если специ­альные правила не были разработаны, утверждены, дове­дены до потребителя либо оказались недостаточными или не были утверждены требования к продукции по ее безо­пасности.

Закон "О защите прав потребителей" не ограничивает­ся установлением порядка и формы правового регулирова­ния требований к безопасности товаров (работ, услуг). Од­новременно устанавливаются порядок проверки соответствия изготовленной продукции упомянутым требованиям, а так­же меры, направленные на предотвращение поступления опасной продукции к потребителю. Для указанной цели пре­дусматривается введение обязательной сертификации про­дукции на соответствие требованиям безопасности.

В соответствии с вышеупомянутым законом изготовитель обязан:

1. обеспечить изготовление продукции в соответствии с установленными требованиями к ее качеству;

2. представить продукцию на сертификацию;

3. разработать специальные правила использования про­дукции;

4. установить срок службы (годности) продукции;

5. обеспечить разработку и доведение до потребителя необходимой информации;

6. в установленных случаях приостановить производ­ство и реализацию продукции либо снять ее с производ­ства, принять меры по изъятию из оборота и у потребите­лей опасной продукции;

7. в установленных случаях возместить в полном объе­ме причиненный ущерб.

Продавец обязан:

1. обеспечить реализацию товаров, имеющих сертифи­кат безопасности;

2. обеспечить доведение до потребителя необходимой информации;

3. в установленных случаях приостановить реализацию, принять меры по изъятию опасной продукции из оборота и у потребителей;

4. в установленных случаях возместить в полном объе­ме причиненный ущерб.

В статье 18 Закона установлено, что потребитель, кото­рому продан товар с недостатками, если они не были ого­ворены продавцом, вправе по своему выбору потребовать:

1. безвозмездно устранить недостатки товара или воз­местить расходы на исправление недостатков потребите­лем либо третьим лицом;

2. соразмерно уменьшить покупную цену;

3. заменить на товар аналогичной марки (модели, арти­кула);

4. заменить на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

5. расторгнуть договор и возместить убытки.

За нарушение прав потребителей продавец (изготовитель, исполнитель) несет ответственность, предусмотренную законом или договором. Если иное не установлено законом, убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки (пени), установленной законом или договором.

В соответствии со статьей 14 Закона «Имущественная ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товара (работы, услуги)» вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги), подлежит возмещению в полном объеме.

Право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара (работы, услуги), признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял он в договорных отношениях с продавцом (исполнителем) или нет.

Изготовитель (исполнитель, продавец) освобождается от ответственности, если докажет, что вред причинен вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара (работы, услуги).

В развитие указанных норм ст. 15 Закона РФ "О защите прав потреби­телей" предусматривает возможность удовлетворения тре­бования потребителя о возмещении морального вреда, при­чиненного потребителю вследствие нарушения изготовите­лем, исполнителем или продавцом его прав, установлен­ных законодательством о защите прав потребителей. К мо­ральному вреду относят те моральные неудобства, кото­рые испытывает гражданин в результате отказа продавца удовлетворить его законные и обоснованные требования, неэтичного поведения других лиц по отношению к нему и т. д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: