Византия объявила себя преемницей традиций Древней Греции. Но Греция известна культом силы, красоты и здоровья. Зрелище больных и инвалидов оскорбляло эстетические чувства греков своим несовершенством. В асклепейоны не допускались умирающие. Гиппократ не ставил своей задачей облегчение страданий безнадёжно больных. В Спарте слабых детей сбрасывали со скалы. Таким образом, в Греции не был сформирован общественный институт помощи немощным и слабым гражданам.
1. ***Почему же в Византии появились больницы, и стала утверждаться традиция помощи «слабым» членам общества?
2. ***Почему некоторые исследователи истории медицины настаивают на том, что правильнее говорить не о монастырских больницах, а скорее о средневековых гостиницах («hospes» – гость)? В чём различие этих понятий?
3. Всем врачам Средневековья приходилось, помимо лекарств и инструментов, носить в своём саквояже куклу. Для каких целей?
В средневековой Европе, несмотря на появление образованных лекарей, большинство горожан и крестьян предпочитало лечиться у местных повитух и травниц. Выпускник одного из университетов пожаловался испанской королевской чете, что «ремеслом медицинским завладели ведьмы, а люди учёные не могут служить как должно». Началась печально знаменитая «охота на ведьм»: раз в университетах женщин не обучают, то овладеть основами врачевания им, очевидно, помогает сам дьявол. Сотни тысяч женщин-«ведьм» были сожжены на кострах по приговору инквизиции. Одновременно был издан королевский указ, запрещающий подданным принимать медицинскую помощь от женщин; она была объявлена «от дьявола идущей», а сами знахарки – «богомерзкими ведьмами». Как Вы думаете, почему потребовались такие «кардинальные» меры для того, чтобы образованные лекари-мужчины вытеснили из сферы врачевания безграмотных женщин?
|
|
4. Докажите, что труд А.Везалия «О строении человеческого тела» носил действительно научный характер.
5. *** Приведите перечень «семи свободных искусств», изучавшихся на артистическом факультете средневековых университета. Какая дисциплина считалась наиболее трудной?
6. Вы хотите стать хирургом. Как Вам осуществить свою мечту, если дело происходит в Западной Европе в эпоху раннего Средневековья?
7. Вы – итальянский хирург 16 века. Вам предстоит выполнить ампутацию стопы вследствие артиллерийского ранения. Опишите ход операции. Каковы шансы на успешное заживление раны и почему?
8. Представьте, что Вы – студент Базельского университета середины 16 века. Опишите лекции профессора Парацельса.
9. Почему Парацельс с гордостью называл себя «доктором обеих медицин»?
|
|
10. Парацельса, широко применявшего минералы, часто обвиняли в отравлении больных ядами. Как он отвечал на обвинения подобного рода?
11. Согласны ли Вы со следующим мнением одного из историков медицины: «Общий уровень медицины семнадцатого века был чрезвычайно низок. Болезни диагностировались главным образом по внешнему виду мочи. Собственно, сам диагноз был не важен, ибо доктора владели лишь двумя традиционными методами лечения - клистир и кровопускание. Справедливости ради надо сказать, что французские доктора почитали еще бульонный эликсир, которым увлекались дамы. В горячий бульон добавляли свежие травы, коренья и разводили в нем порцию шоколада. Это было любимое средство борьбы с «телесной слабостью» и плохим настроением». Аргументируйте.
12. *** Назовите известных Вам профессоров Падуанского университета. Опишите их вклад в развитие медицины.
13. Опишите внешний вид и манеру поведения магистра медицины Средневековья. Представители, какого социального слоя средневекового общества господствовали в сфере медицины, и как это отразилось на его характере и направленности?
14. Как Вы думаете, каковы причины столь опустошительных эпидемий в Западной Европе в эпоху Средневековья? Почему, например, античность не знала эпидемий такого масштаба?
15. *** Назовите авторов следующих высказываний:
a. «Всё есть яд и ничто не лишено ядовитости. Одна только доза делает яд незаметным» __________________________________________________________
b. «Знание – сила!» ________________________________________________
c. «Мои знания более чем из чужих слов почерпнуты опытом, который был наставником тех, кто хорошо писал; так и я беру его себе в наставники и во всех случаях буду на него ссылаться» ____________________________________________________
d. «Врач не смеет быть ни мучителем, ни палачом, ни слугой палача» __________________________________________________________
e. «Я его перевязал, а Бог вылечил» __________________________________
16. *** Заполните таблицу.
Название трактата | Автор |
«О строении человеческого тела» | |
«О контагии, контагиозных болезнях и лечении» | |
«Способ лечить огнестрельные раны, а также раны, нанесённые стрелами и копьями и др.» | |
«О воздухах, водах и местностях» | |
«Анатомическое исследование о движении сердца и крови животных» |
17. *** Заполните таблицу.
Предшественники Гарвея | Представления о строении и функциях сердца и сосудов |
Гален | |
Везалий | |
Сервет | |
Коломбо | |
Фабриций |
18. Историк медицины М.А. Энгельгардт в биографическом очерке, посвящённом жизни и научной деятельности У. Гарвея, утверждал, что «по отношению к предыдущим исследованиям труд Гарвея представляет так же мало и так же много нового, как мозаическая картина по отношению к груде цветных камешков: что в ней нового? Ничего, и в то же время всё ново и неожиданно». Как Вы понимаете эти слова?
19. В 1628 году В. Гарвей выпустил книгу «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных». В предисловии к русскому переводу этой книги И.П. Павлов писал, что труд Гарвея не только редкой ценности плод его ума, но и подвиг его смелости и самоотвержения. Почему?