Проблемные вопросы и задания
1. Почему лозунгом Нового времени стали слова Ф.Бэкона: «Знание – сила!»
2. *** Заполните таблицу.
| Основные черты Нового времени | Влияние на развитие медицины |
| Антропоцентризм, акцент на права человека | |
| Разочарование в религиозном восприятии мира | |
| Преодоление, покорение природы | |
| Развитие науки и техники, индустриальный характер культуры | |
| Социализация | |
| Вера в прогресс, динамичность развития общества, «информационный бум» |
3. Что Вы понимаете под кризисом медицины Нового времени? Каковы его причины?
4. *** Выпишите 4 принципа клинического преподавания в медицине:
1)________________________________________________
2)________________________________________________
3)________________________________________________
4)________________________________________________
5. Охарактеризуйте становление экспериментальной (доказательной) медицины и её отличия от эмпирической медицины.
6. Когда и почему врачи надели белые халаты?
7. *** Изобразите схематически «лестницу» становления хирургии как самостоятельного раздела медицины, указав основные события, имена и даты.
Например:
| ??? | ||||||
| ??? | ||||||
| 1900/1907 | ||||||
| 1867/1890 | ||||||
| 1846/1847 | ||||||
8. *** Почему именно в Новое время стало возможным успешное развитие полостной хирургии?
9.*** Зарисуйте термометр Фаренгейта. Кто и почему первым стал применять термометрию во врачебной практике?
10. Почему церковь и многие хирурги выступали против применения обезболивания во время операций?
11. *** Заполните таблицу.
| Основные характеристики | Метод преподавания | |
| схоластический | клинический | |
| Ведущая форма обучения | ||
| Ведущий метод научного познания | ||
| Место проведения занятий | ||
| Формы проявления активности студентов (участие в диспутах, курация больных, проведение аутопсий, приготовление лекарств и др.) | ||
| Соотношение теории и практики в обучении | ||
| Характер учебных записей |
12. *** Впишите имя.
Первым предложил метод перкуссии ______________________________________
Первым научно обосновал методику противооспенной вакцинации_________
Первым изобрёл ртутный термометр и использовал его в медицинской практике______________________________________________________________
Первым использовал метод посредственной аускультации _____________________
Первым обнаружил более 200 ошибок в трудах Галена_________________________________________________________________
Первым высказал предположение о существовании капилляров_________________
Первым сформулировал законы наследственности ____________________________
Первым предложил и научно обосновал концепцию распространения инфекционных заболеваний_________________________________________________
Первым предложил использование ваты в медицинских целях__________________
Первым предложил метод перевязки сосудов в ране, использование мазевой повязки при лечении ран_______________________________________________
ТЕМА 7. МЕДИЦИНА В ДРЕВНЕРУССКОМ И МОСКОВСКОМ ГОСУДАРСТВАХ. СТАНОВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ МЕДИЦИНЫ И МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ В 18 ВЕКЕ. МЕДИЦИНА РОССИИ XIX ВЕКА. ВЕДУЩИЕ АНАТОМО-ХИРУРГИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ