Интересной и перспективной формой одновременного получения оценок значительного числа специалистов в практике отечественной и зарубежной аналитики выступает ситуационный анализ. В число безусловных достоинств этого метода входят возмож-
ности оперативной организации обсуждения острых проблем, в котором могут принимать участие как лица, традиционно связанные с их изучением, так и представители других исследовательских направлений. Такой подход позволяет смягчать издержки рутинного ведомственного восприятия новых вызовов и облегчает разработку инновационных решений в условиях значительной неопределенности политической обстановки. При компетентной организации ситуационный анализ может превзойти по своим результатам привычное производственное совещание, поскольку условия формулирования экспертных заключений создают эффект «мозгового штурма» даже в случаях, когда техника проведения ситуационного анализа не ориентируется непосредственно на такой вариант методики экспертных оценок. Ситуационный анализ как методика с начала 60-х годов XX в. неоднократно применялся в работе ИМЭМО и некоторых других отечественных ведомств, а также в учебном процессе.
|
|
Методика реализуется в три этапа:
■ разработка сценария ситуации. В рамках этого этапа происходит установление основных проблемных блоков, системных связей между ними и связей, выделяющих конкретную проблемную ситуацию из всей совокупности политических отношений. Кроме того, определяется круг вопросов, который будет предложен для обсуждения экспертам, а также списочный состав участников экспертного совещания;
■ получение большого объема разноплановых мнений, которое может быть представлено как в вербальной, так и в тестовой форме. При этом экспертам задается по одному специальному вопросу, на который должен быть дан один ответ и его аргументация. Ответ рассматривается как личная позиция специалиста, которая выражается абсолютно свободно. Эксперт является единственным докладчиком, но может участвовать как критик в обсуждении других вопросов. Время выступления жестко ограничивается;
■ подготовка итогового документа.
Особая роль на всех этапах принадлежит руководителю ситуационного анализа и так называемой сценарной группе, состоящей из 3—5 участников совещания, которые не только разрабатывают программу обсуждения, но и помогают экспертам вести диалог, задают уточняющие вопросы, а затем берут на себя обязанности по редактированию текстовой документации проекта.
Аналитические возможности этой методики демонстрируют недавние публикации материалов двух ситуационных анализов, проведенных под руководством академика Е. М. Примакова с участием группы магистрантов МГИМО(У) МИД России1. Первый из них был посвящен ядерной программе КНДР в связи с обострением конфликта на Корейском полуострове, а второй — иракскому кризису и перспективам его урегулирования. Сценарии, на основе которых проходили экспертные обсуждения, состояли из следующих блоков:
|
|
■ краткая вводная часть, констатирующая основные характеристики рассматриваемой экспертами ситуации;
■ ключевые проблемы, определяющие основные тенденции развития рассматриваемой экспертами ситуации;
■ варианты развития событий (возможные сценарии).
Далее мы приводим краткую содержательную характеристику разделов проведенных ситуационных анализов.
ПРИМЕР 1