Ситуационный анализ

Интересной и перспективной формой одновременного полу­чения оценок значительного числа специалистов в практике оте­чественной и зарубежной аналитики выступает ситуационный ана­лиз. В число безусловных достоинств этого метода входят возмож-

ности оперативной организации обсуждения острых проблем, в котором могут принимать участие как лица, традиционно связан­ные с их изучением, так и представители других исследовательс­ких направлений. Такой подход позволяет смягчать издержки ру­тинного ведомственного восприятия новых вызовов и облегчает разработку инновационных решений в условиях значительной нео­пределенности политической обстановки. При компетентной орга­низации ситуационный анализ может превзойти по своим резуль­татам привычное производственное совещание, поскольку усло­вия формулирования экспертных заключений создают эффект «мозгового штурма» даже в случаях, когда техника проведения си­туационного анализа не ориентируется непосредственно на такой вариант методики экспертных оценок. Ситуационный анализ как методика с начала 60-х годов XX в. неоднократно применялся в работе ИМЭМО и некоторых других отечественных ведомств, а также в учебном процессе.

Методика реализуется в три этапа:

разработка сценария ситуации. В рамках этого этапа проис­ходит установление основных проблемных блоков, систем­ных связей между ними и связей, выделяющих конкретную проблемную ситуацию из всей совокупности политических отношений. Кроме того, определяется круг вопросов, кото­рый будет предложен для обсуждения экспертам, а также списочный состав участников экспертного совещания;

получение большого объема разноплановых мнений, которое может быть представлено как в вербальной, так и в тесто­вой форме. При этом экспертам задается по одному специ­альному вопросу, на который должен быть дан один ответ и его аргументация. Ответ рассматривается как личная по­зиция специалиста, которая выражается абсолютно свободно. Эксперт является единственным докладчиком, но может участвовать как критик в обсуждении других вопросов. Вре­мя выступления жестко ограничивается;

подготовка итогового документа.

Особая роль на всех этапах принадлежит руководителю ситуа­ционного анализа и так называемой сценарной группе, состоящей из 3—5 участников совещания, которые не только разрабатывают программу обсуждения, но и помогают экспертам вести диалог, задают уточняющие вопросы, а затем берут на себя обязанности по редактированию текстовой документации проекта.

Аналитические возможности этой методики демонстрируют недавние публикации материалов двух ситуационных анализов, проведенных под руководством академика Е. М. Примакова с уча­стием группы магистрантов МГИМО(У) МИД России1. Первый из них был посвящен ядерной программе КНДР в связи с обо­стрением конфликта на Корейском полуострове, а второй — ирак­скому кризису и перспективам его урегулирования. Сценарии, на основе которых проходили экспертные обсуждения, состояли из следующих блоков:

■ краткая вводная часть, констатирующая основные характе­ристики рассматриваемой экспертами ситуации;

■ ключевые проблемы, определяющие основные тенденции развития рассматриваемой экспертами ситуации;

■ варианты развития событий (возможные сценарии).

Далее мы приводим краткую содержательную характеристику разделов проведенных ситуационных анализов.

ПРИМЕР 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: