Железнодорожный транспорт

Основная стратегическая цель в области железнодорожного транспорта - развитие железнодорожной инфраструктуры, обеспечивающей возрастающие объемы перевозок грузов и пассажиров, а также беспрепятственный пропуск экспортных грузов в морские порты, находящиеся на территории Краснодарского края.

Для достижения поставленных целей в области железнодорожного транспорта будут выполнены следующие мероприятия:

- р азвитие железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам

Значение железнодорожного транспорта для бесперебойного обеспечения перевозок грузов через порты Азово-Черноморского бассейна в регионе уже в ближайшие годы может существенно возрасти.

Продолжаются работы по увеличению пропускной способности линий Таманского полуострова, строительству вторых путей и удлинению станционных путей на направлении Волгоград-Котельниково-Тихорецкая-Краснодар, по реконструкции Большого и Малого Новороссийских тоннелей.

В 2006 году в сообщении с портами Азово-Черноморского бассейна железнодорожным транспортом было перевезено около 57 млн.тонн внешнеторговых грузов, что составило более 32% от общего объема перевозок, осуществляемых через все порты страны.

По заявкам инвесторов объемы перевозок через порты Азово-Черноморского бассейна, осуществляемые с участием железнодорожного транспорта, могут возрасти к 2015 году почти в 3 раза по сравнению с уровнем 2006 года.

Рост объемов перевозок грузов в основном обусловлен увеличением перевозок через порт Новороссийск (на 15 млн.тонн или в 1,6 раза по отношению к 2006 году) с доведением объемов переработки внешнеторговых грузов станцией Новороссийск порядка 40 млн.тонн в год, а с учетом обработки внутрироссийских грузов - до 45 млн. тонн в год.

Также значительных рост грузопотоков прогнозируется на Таманском полуострове в связи со строительством нового порта Тамань. Планируется рост объема перевалки грузов на уровне 33,5 млн.тонн.

Для освоения прогнозируемых объемов грузовых перевозок в порты Азово-Черноморского бассейна необходимо выполнить значительные мероприятия по развитию объектов железнодорожной инфраструктуры.

Решение этого вопроса возможно только при комплексном рассмотрении задач развития ближних и дальних подходов к портам.

· основным мероприятием на ближних подходах является строительство двухпутного электрифицированного обхода Краснодарского узла и второго главного пути на участках Тимашевская-Крымская и Тихорецкая-Кореновск;

· после реконструкции Большого Новороссийского тоннеля пропускная способность участка составит 72 пары грузовых поездов, межпоездной интервал сократиться до 17 минут, так как будет осуществлен беспрепятственный пропуск поездов в тоннеле, что позволит освоить грузопоток в грузовом направлении 40 млн. тонн.

· строительство участковой станции 9 км. обеспечит улучшение эксплуатационной работы Северо-Кавказской железной дороги в период форс-мажорных обстоятельств по неприему поездов в порт Новороссийск. Строительство накопительно-перегрузочного терминала позволит ликвидировать проблему с «брошенными» поездами в период неблагоприятных погодных условий при закрытии морского порта Новороссийск для выполнения грузовых операций, формировать судовые партии, что сократит переработку ст.Новороссийск и ожидание подачи вагонов в порт.

· на направлении разъезд 9 км. -Кавказ для освоения перспективных перевозок в сообщениями с портами Таманского полуострова, а в большей степени со строящимся портом Тамань, планируется строительство второго пути на участке разъезд 9 км. -Красная Стрела и электрификация направления.

Выполнение мероприятий по увеличению пропускной способности позволит перевезти в порты Таманского полуострова дополнительный объем грузов около 33,5 млн. тонн.

В целях увеличение пропускной способности железной дороги в Краснодарском крае планируется построить на действующих линиях в общей сложности 640,6 км вторых путей.

-развитие пассажирских перевозок на участке Туапсе-Адлер

В последние годы, в связи с ростом пассажирских перевозок на участке Туапсе-Адлер в летний период, появились значительные трудности в движении пассажирских поездов из-за недостаточной пропускной способности линии. Дополнительную нагрузку на железнодорожную сеть региона вызовут перевозки, связанные с обеспечением обязательств страны по проведению Олимпиады в 2014 году.

Участок Туапсе-Адлер имеет протяженность 103 км. Состоит из 11 однопутных перегонов, 8 железнодорожных тоннелей длиной 3,5 км. и 271 моста развернутой длиной 7,1 км. При этом 85,7% участка проходит по береговой линии в зоне действия размывных и селевых процессов.

Размеры движения в существующем графике на участке Туапсе-Сочи составляют 57 пар поездов (40 пассажирских, 11 пригородных и 6 грузовых пар поездов), на участке Сочи-Адлер - 48 пар поездов (39 пассажирских, 6 пригородных и 3 грузовых пары поездов).

Для решения проблемы увеличения пропускной способности на ближайшую перспективу, улучшения качества обслуживания пассажиров и обеспечения роста пригородных перевозок, необходимо построить 30 км. вторых путей, что позволит перевести дополнительно к существующим объемам 10-12 млн. тонн груза.

- развитие скоростного пассажирского движения

Планируется модернизация существующих железнодорожных участков Ростов – Тимашевская – Краснодар – Горячий Ключ – Туапсе - Адлер, Ростов – Тихорецкая – Армавир – Минеральные Воды, Краснодар – Кавказская для организации скоростного (до 160 км/ч) пассажирского движения.

- обеспечение перевозок грузов и пассажиров в связи с подготовкой и проведением зимних Олимпийских игр в г.Сочи в 2014г.

Согласно прогнозным оценкам для строительства Олимпийских объектов ожидается дополнительное поступление грузопотока в объеме до 100 млн. тонн. От 50-70% этого объема планируется к перевозке железной дорогой.

Исходя из этого, срочного решения требует необходимость реконструкции и строительства погрузочно-выгрузочных терминалов общего и не общего пользования.

Сегодня выгрузка строительных и инертных грузов осуществляется на четырех станциях - Лазаревская, Адлер, Сочи и Веселое.

По итогам 2006 года выгрузка на всех терминалах этих станций составила 3,5 млн. тонн, превысив показатели 2000 года на 40 %. В текущем году объем выгрузки может превысить 4 млн. тонн.

С целью организации дополнительных грузовых дворов для обеспечения строящихся олимпийских объектов инертными грузами и строительными материалами, позволяющих переработать объем поступающего грузопотока 10-12 млн. тонн в год, определены следующие земельные участки:

1). На территории бывших теплиц совхоза «Сочинский» на ординате железной дороги 1992 км. ПК 6 -1993 км. ПК 2.

Предложенная территория составляет ориентировочно 20 га, на которой возможно расположить грузовой двор со следующими обустройствами:

· 4 повышенных пути для выгрузки инертно-строительных грузов вместимостью по 23 вагона (каждый);

· железнодорожного пути вместимостью 20 вагонов и грузовой площадки размером 300*24 м. для выгрузки тяжеловесных грузов;

· прирельсовый склад для выгрузки цемента вместимостью 4000 тонн.

Грузовой двор обеспечит выгрузку инертно-строительных грузов - 3,9 млн. тонн в год и тяжеловесных грузов - 290 тыс. тонн в год. Подача вагонов на грузовой двор будет осуществляться со станции Веселое со строительством соединительного пути протяженностью 2,5 км.

2). На свободной территории в районе подъездного пути ТО-44 на ординате железной дороги 1996 км. ПК1+50;

Для выгрузки инертно-строительных грузов СКЖД предлагается разместить грузовой двор со следующими показателями:

· два повышенных пути вместимостью по 23 вагона (каждый);

· грузовой двор обеспечит среднесуточную выгрузку 90 вагонов в сутки, что составляет 2 млн. тонн в год;

Для строительства грузового двора размером 500*80 м. потребуется 4 га. земли.

3). В границах ОАО «Международный аэропорт Сочи» на ординате железной дороги 1990 км. ПК 7-9 площадью 4 га. с предполагаемым обслуживанием со станции Адлер и размещением обустройств аналогично п.2.

Для устранения имеющихся недостатков и обеспечения перевозок возрастающего грузопотока экспортных грузов, грузов для обеспечения строительства объектов олимпийской инфраструктуры и развития пассажирских перевозок на перспективу до 2014 года ОАО «РЖД» разработало комплекс организационно-технологических и технических мероприятий, а также проектов, связанных с проведением Олимпиады:

· Организация интермодальных пассажирских перевозок «Адлер-Аэропорт»;

· Организация скоростного движения по направлению Москва-Адлер;

· Организация железнодорожного сообщения от Сочи до Красной поляны.

ОАО «РЖД» поручило своим структурным подразделениям обеспечить разработку в первом квартале 2008 года обоснования инвестиций строительства новой скоростной железной линии Адлер-Красная Поляна с последующей передачей Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию г.Сочи для реализации проекта при участии в составе ОАО «РЖД», «Бомбарьдье Транспортейшн», «Финмеканика Групп» и ОАО «Мосгипротранс».

- организация пригородного железнодорожного сообщения на территории Краснодарского края

Учитывая наметившуюся в последние годы тенденцию роста спроса населения на отдых в санаторно-курортных зонах Черноморского побережья и в пассажирских железнодорожных перевозках, в настоящее время невозможно организовать пропуск дополнительных пассажирских и пригородных поездов в удобное для пассажиров время.

В обеспечении перевозок населения Краснодарского края в пригородном сообщении железнодорожный транспорт сохраняет ведущее положение на рынке транспортных услуг в связи с наличием ряда конкурентных преимуществ:

- минимальный ущерб окружающей среде за счет использования электрической тяги;

- перевозки осуществляются независимо от времени года и погодных условий;

- сравнительно низкие тарифы;

- безопасность движения.

Анализ финансовых результатов работы железнодорожного пассажирского комплекса показывает, что пассажирские перевозки убыточны.

Основными причинами убыточности этого вида перевозок, помимо их социальной направленности и связанных с этим финансовых потерь от низкого тарифа и предоставления пассажирам права льготного проезда, являются:

- изношенность подвижного состава;

- недостаточные комфортность и удобства в поездах;

- недостаточная интенсивность движения поездов, вызывающая отток пассажиров на другие виды транспорта;

- ограниченность сервисных услуг, предоставляемых пассажирам, как в поездах и на вокзалах, так и в целом при организации перевозок.

Учитывая изложенное, работа региональной пригородной компании с самостоятельным балансом, позволила бы сформировать законченный бюджет издержек и в последующем периоде грамотно определять тарифную политику, решать вопросы государственной поддержки железнодорожного пригородного комплекса.

В настоящее время проходит процесс согласования закона «Об организации транспортного обслуживания населения в пригородном железнодорожном сообщении на территории Краснодарского края».

Целями разрабатываемого закона являются:

1) удовлетворение потребностей населения в качественных транспортных услугах, отвечающих требованиям безопасности;

2) установление правовых и экономических основ в функционировании пригородного железнодорожного транспорта;

3) обеспечение конкурентного рынка транспортных услуг;

4) обеспечение единства подходов к системе правового регулирования в сфере пригородных пассажирских перевозок.

- вынос участка железной дороги Краснодар 1 – рзд. Витаминкомбинат

Целью Проекта является создание долгосрочного инфраструктурного базиса для обеспечения стратегического развития транспортных коридоров Юга России, повышения инвестиционного и экономического потенциала Краснодарского края, создания условий для развития г.Краснодара

С целью решения транспортных и градостроительных проблем г.Краснодара, рассматривается вариант выноса железнодорожного участка Краснодар 1 – Витаминный за пределы города и строительство обводной железной дороги рзд.Витаминкомбинат – Краснодар Сорт. Также предполагается перенос функций по формированию и сортировке грузов с территорий станций Краснодар-1, Краснодар-2 на территорию Логистического парка и станцию Краснодар-Сортировочный.

На освобождаемой территории планируется строительство автомобильной трассы непрерывного нерегулируемого движения от ул.Солнечная до р.Кубань в районе ул. Челюскина со строительством автомобильного моста через р.Кубань. Строительство трассы будет реализовано в двухуровневом эстакадном исполнении на территории демонтируемой железнодорожной ветки.

-развитие железнодорожной инфраструктуры к «Игорной зоне» (Щербиновский район)

На полигоне Краснодарского края ближайшая к «Игорной зоне» железнодорожная станция Старощербиновская расположена в Щербиновском районе на железнодорожном участке Староминская – Ейск.

Для обеспечения пассажирских перевозок в игорную зону считаем возможным строительство нового железнодорожного участка «ст.Старощербиновская – Игорная зона» протяженностью 30 км. с выделением земли около 200 га. под трассу, строительством искусственных сооружений. Ориентировочные затраты на проектирование и строительство железнодорожного участка «ст.Старощербиновская – Игорная зона» составят около 12,0 млрд. рублей.

Реализация мероприятий стратегии позволит достичь следующих показателей отрасли «Железнодорожный транспорт» на период до 2020г.

Показатели ед. изм. 2005г. 2006г. Темпы роста 2006г. к 2005г., % 2020г. Темпы роста 2020г. к 2006г.
Перевозка (отправление) грузов млн. т   27,5   30,4     63,6   в 2 раза
Перевозка (отправление) пассажиров млн. чел.   16,7   18,3     39,6   в 2,2 раза
Грузооборот млн. т-км. 27,6 29,2   48,0 в 1,6 раза
Пассажирооборот всего млн. пасс-км.       9905,2 в 1,9 раза

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: