Трика-даршана: тантры и агамы

Ананта Виджняна Даса (Аркадий Щербаков). Трика-даршана

© Ананта Виджняна Даса, 2006.
The Copyright © 2006 Ananta Vijnyana Dasa. All Rights Reserved.
http://www.vijnyana.ru/pages/trikadarshana.htm

Трика-даршана: тантры и агамы

В соответствии с традиционным подходом, индийские философские системы принято разделять на шесть так называемых «даршан»: Ньяя, Вайшешика, Санкхья, Йога, Миманса и Веданта. В буквальном переводе с санскрита слово «даршана» означает «видение» и оно, в данном контексте, относится к видению той окончательной Истины, которая по разному открывалась основателям этих духовных традиций. В Ригведе мы встречаем, ставшее уже классическим, выражение «экам сат випра бахудха ваданти» («Истина одна, но мудрецы говорят о ней по разному»). Все эти традиционные философские системы в той или иной степени опираются на авторитет Вед и Упанишад, однако, помимо них, в Индии существовали и другие учения, например Буддизм, Джайнизм и пр. И здесь существенным моментом является понимание источников таких учений. Когда источником является чистое божественное откровение, как например в случае Вед или Шайва-агам, то такие воззрения принято называть «Санатана-дхармой», то есть вечным божественным Законом или Истиной, которая превосходит любые временные ограничения и существует всегда. Но помимо этого, на определенных исторических этапах, появляются и различные промежуточные учения, которые могут выполнять те или иные временные функции.

Санатана-дхарма включает в себя систему шести даршан, но эти даршаны не могут вместить в себя всю Санатана-дхарму. Как говорилось по этому поводу в Пуранах: «Истина превыше воззрений…» Таким образом, нет ничего удивительного в том, что Трика-даршана, несмотря на целый ряд отличительных особенностей, не относится к классическим философским системам Индии. Эта богатейшая духовная традиция, основанная на агамических (тантрических) источниках, всегда имела весьма ограниченное распространение в эпоху Кали-юги. Главная причина закрытости и изолированности этой системы состоит в том, что воззрение абсолютного теистического монизма или абсолютной недвойственности (санскр. парадвайта) трудно для понимания людей этой эпохи. Несмотря на то, что Господь Шива еще в самом начале Кали-юги передал людям недвойственные тантрические учения через риши Дурвасаса, эти учения не получили широкого распространения. Однако они всегда тщательно сохранялись и передавались по непрерывной линии преемственности (санскр. парампара). На видимом уровне эта парампара стала отчетливо формироваться в Кашмире, начиная с IX-го века н.э. после появления таких замечательных мастеров, как Васугупта, Сомананда и др.

Роль агамических текстов в эпоху Кали-юги невероятно высока. Слово «агама» можно перевести как «прибытие», «приближение» или «повторное возникновение». Это общее название определенной группы текстов, которые не были составлены людьми, а были переданы нам непосредственно Господом. Такое высшее знание существовало всегда, во все исторические эпохи, но особую ценность оно приобретает в нынешние времена духовной деградации. Как сказано в Куларнава-тантре: «Шрути — для Крита-юги, смрити — для Трета-юги, пураны — для Двапара-юги. Для Кали-юги — только Агамы». Важно подчеркнуть, что люди, рожденные в Кали-югу, чаще всего не могут длительное время сохранять в чистоте агамические знания. Их ум, находящийся под влиянием гуны тамаса, постепенно теряет соответствующие качества и обращается к грубому двойственному мировосприятию. Хорошо понимая это, Господь периодически «оживляет» знания людей и направляет их в нужное русло.

В текстах Трика-даршаны понятия «тантра» и «агама» часто являются синонимичными. Слово «тантра» может иметь множество различных значений. Оно происходит от санскритского глагола «тан» — «распространять». В этом смысле и тантры, и агамы распространяются как божественные откровения. Однако важно понимать, что Тантра — это не философская система и не простой набор слов. Это прежде всего непосредственное знание Истины, которое передается лишь тем, кто способен ее воспринять. Таким образом, все тантры — это также и агамы, но при этом не все агамы являются тантрами. Когда в тантрических текстах Господь Шива передает учения своей супруге Парвати (Шакти), то мы имеем агамы, но когда Парвати дает наставления Шиве, то это — нигамы.

Одной из важнейших отличительных черт тантрических учений является использование различных человеческих страстей для освобождения от сансары. Тантрический практик учится интеграции и достигает понимания единства различных аспектов Шакти, которая проявляется на видимом грубом уровне как, например, что-то «мирское» или «духовное». И в этой связи тантрические садханы существенным образом отличаются, скажем, от ведических наставлений…


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: