Пракаша и вимарша

Когда мы говорим об энергиях Шакти, то, вообще говоря, допускаем некоторую неточность. Дело в том, что само слово «энергия», взятое из нашего современного лексикона, не вполне адекватно описывает происходящее. Оно не подразумевает осознанности. На самом же деле в текстах Трика-даршаны используется достаточно сложный термин «вимарша» (от санскритского глагола «мриш» — касаться, отражать и др.), который приблизительно можно перевести как «самоосознавание» или «рефлексирующее сознание». Находясь в плену майи, мы полагаем, что энергии Шакти что-то создают, видоизменяют, превращают, что выполняется закон причины и следствия и т.п. Но на самом деле, Шива лишь осознает свою бесконечно разнообразную внутреннюю природу, используя для этого «зеркало» Шакти. Природа Шивы есть Атман или чистое божественное сознание «чайтанья», бесконечно сияющее и вмещающее в себя все сущее. Свет этого высшего сознания называется в Трике словом «пракаша». Все во вселенной есть лишь этот свет, каждый объект полностью идентичен с пракашей, подобно тому, как идентичны огонь с огнем. Учения такого рода крайне трудны для понимания в эпоху Кали-юги. Это чистая парадвайта, абсолютная недвойственность.

Вимарша — это динамичное активное самопознание Абсолютной реальности, которая чаще всего называется в Трике словом «парасамвит» (другое название «Парамашива»). Иногда эту абсолютною реальность называют «чид-ананда» (сознание-блаженство). Здесь можно заметить отличие от традиционного описания высшей реальности в виде «сат-чид-ананда» (бытие-сознание-блаженство), которое встречается в других индуистских философских системах. В Трике считается излишним употребление слова «сат» (бытие), поскольку оно обладает избыточностью и несет в себе оттенок статичности и пассивности. Абсолютная реальность в Трике полна активной динамики, это совершенный динамичный союз Шива-Шакти, пракаша - вимарша, при котором Шакти непрерывно активизирует потенциальности Парасамвит.

Спанда

Фактически слово «спанда» (вибрация, пульсация) — это другое название вимарши. Оно говорит нам о том, что божественное сознание обладает неким внутренним динамизмом.

Спанда — одно из важнейших понятий Трика-даршаны. Изучение Спанда-шастры позволяет понять, каким образом Абсолют или Парасамвит (Парамашива) одновременно проявляется в виде двух своих аспектов, а именно Шива-Шакти. Шива — это его внутренний статичный аспект, а Шакти — относительно внешний динамичный аспект. Можно говорить, что спанда — это трехфазная духовная вибрация. Этими тремя фазами являются состояния Парамашивы, Шивы и Шакти.

Вибрация чистого божественного сознания направленная во внутрь называется саманья-спандой (универсальная или общая спанда). Вибрация, направленная наружу называется вишеша-спандой (дифференцирующая спанда). Именно в результате действия вишеша-спанды проявляется так называемый внешний мир.

В трудах Каллата Бхатта мы находим сравнение этих двух видов спанды с открытием (санскр. унмеша) и закрытием (санскр. нимеша) глаз Бога. Когда Бог открывает глаза, то вступает в силу вишеша-спанда, проявляющая мир, когда Он закрывает глаза, то вселенная поглощается и Он пребывает в своей внутренней природе за счет действия саманья-спанды.

Можно проиллюстрировать действие этих двух видов спанды и на примере мыслительного процесса обычного человека. Каждая новая мысль возникает в сознании за счет вишеша-спанды, а ее обратное поглощение сознанием — результат действия саманья-спанда. Между этими мыслями сияет чистое божественное сознание (чайтанья), наделенное параспандой.

В текстах Трика-даршаны часто ставится знак равенства между спандой и абсолютно свободной божественной волей Господа (сватантрья).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: