Заключение. Двадцатилетний опыт работы с маленькими детьми позволяет говорить о многом

Двадцатилетний опыт работы с маленькими детьми позволяет говорить о многом. Каждый ребенок вносит новые грани общения, дает импульс, толчок к решению возникающих задач.

Из 20-летнего опыта работы с маленькими детьми можно об очень многом говорить, потому что каждый ребенок вносит новые грани общения, дает импульс, толчок к решению возникающих задач, повторению, копированию нет места, каждый урок с каждым учеником — это постоянная мобилизация сил, готовность к импровизации в действиях, ведении урока, в умении объяснить ребенку ту или иную тему, заинтересовать его, увлечь трудолюбием к познанию.

У меня в кассе второй год учится мальчик Данил, сейчас ему полных 5 лет. Общительный, подвижный, быстро схватывающий проходимый материал, но когда заходил в класс, его почти невозможно было усадить за инструмент. Я попросила его маму принести любимую игрушку сына, ею оказалась собачка-Малыш с очень симпатичной мордочкой. Данечка не знал, что мама взяла его игрушку. Мы ее спрятали в классе и когда Даня в очередной раз влетел в класс и сразу стал лазать по стульям, я заговорила голосом игрушки. У мальчика засветились глаза удивлением, он перестал бегать и стал разговаривать с игрушкой. Собачка сначала посмеялась над тем, что он шалит и не занимается, потом сказала, что он шалит и не занимается, потом сказала, что не будет с ним дружить, если он будет плохо вести себя и не сядет за инструмент для занятия, потом «сама» стала лапкой нажимать клавиши, пропевать песенки. Даня подлетел к инструменту и они наперебой хвалились своими знаниями. С тех пор собачка частый гость на уроках и не только собачка. Уроки приобрели более глубокий смысл, наполнились интересными умениями и знаниями. Теперь я могла выстраивать занятия более полноценно. Прежде всего маленький сигментик урока тратим на упражнения:

  1. 3ми пальцами левой и правой руки играем перелетики через клавишу, две, три, через октаву, первый звук длинный, протяжный, слушаем, считаем, второй звук короткий, но не «острый». Это дает возможность ребенку сосредоточиться на разных ощущениях в аппарате.
  2. Используя хватательные движения кончиков пальцев играем квинту (как у кошки лапки). Это дает возможность укрепить кончик 5-го пальца и собрать кончик 1-го. Квинты играем от разных нот, на каждую квинту меняем счет ¾-4/4-3/4-4/4 - это помогает развитию сосредоточенности, вниманию.

Дальше переходим к повторению одной-двух песенок, которые уже хорошо запомнились ребенку, повторению нот. Чтобы немного дать расслабиться от напряжения, повторяем пройденные нотные знаки. Еще для этой цели, как переключающий элемент, можно использовать прохлопывание ритма, используя деревянные ложки, погремушки и т.д. Это обостряет слух, чувство ритма. Теперь можно приступить к разучиванию нового, будь то песенки, этюд или новая тема урока, новое упражнение. Для первого раза все может пойти комом, не так, как хотелось бы, но в голове у ребенка все равно останутся 40-50% от того, что было ему объяснено. Предстоит работа не одного урока. На этом заканчивается основная часть урока, самое время заняться показными развивающими играми. Например, игра «Угадалки» - развивает слуховую память, хорошее ориентирование в звуках каждого регистра. Надо объяснить ребенку, что от каждой клавиши идет тонельная звуковая ниточка, которая тянется прямо в ушко. Когда ребенок открывает глазки, то он слушает эту «поющую» ниточку и по ней идет к той нотке, которая звучала. Еще я объясняю ребенку, что звук невозможно увидеть, лизнуть, потрогать руками, понюхать, звук можно только услышать. Другой прием слушания с закрытыми глазами одного, двух, трех звуков, взятых вместе (интервалы, аккорды). Ребенок должен услышать, угадать, сколько было звуков, весело-грустно, низким, грубым голосом пели нотки или высоким, тоненьким...Если ребенок готов еще работать, не устал, не пресытился занятием, то, конечно же, надо пробовать подбирать песенки из проходимого репертуара от 2х разных нот.

В заключении хочется отметить две вещи: 1) Из поступивших детей в возрасте 4-5 лет за весь опыт моей педагогической практики не было случая, чтобы ребенок, отучившись год, бросил школу. Как правило, дети занимаются с очень большим желанием. 2) Первые два года работы, как правило, трудные, потому что ввести в курс музыкальных событий маленького ребенка нелегко, но при последующей работе взаимопонимание обеспечено.

Педагогическая наука постепенно приходит к выводу об очень важном значении дошкольного обучения ребенка. Если этот возраст пропущен для обучения, да и для воспитания – потери в значительной степени ощутимы. Дошкольный период играет большую роль в формировании личности и убеждений.

Данная работа не имела целью вдаваться во все тонкости и детали построения обучения маленьких учеников. Задача заключалась в том, чтобы дать материал для размышления, побудить преподавателей более внимательно наблюдать своих учеников, а попутно присмотреться и к своим возможностям.

Елютина В.В.

ПЛАН


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: