Чтобы сгладить
впечатление от захвата престола
Екатерине надо было стать популярной в
широких кругах народа, действуя
наперекор предшественнику, поправляя
то, что им было испорчено. Петр III оскорбил
ее национальное чувство; Екатерина
должна была действовать
усиленно в национальном
духе, восстановить попранную
честь народа. Прежнее правительство вооружило
против себя всех своим бесцельным
произволом; новое должно было упрочить законность в управлении, что и было обещано в Манифесте Екатерины. Так, популярная деятельность нового правительства должна была одновременно
следовать национальному, либеральному
и сословно-дворянскому
направлениям.
Не будучи в состоянии
согласить противоречивые
задачи и не решаясь пожертвовать какой-либо в
пользу остальных, Екатерина
разделила их, каждую проводила
в особой
сфере правительственной
деятельности.
Национальные интересы
и чувства получили широкий
размах во внешней политике, которой
был дан полный ход. Предпринята
была широкая реформа областного
управления и суда по планам
передовых публицистов Западной Европы, но
главным образом с целью занять
праздное дворянство и укрепить его положение
в государстве и обществе.
По-прежнему правители
создавали при своей
особе учреждения, стоявшие над всеми
другими, из приближенных и
доверенных деятелей. Это елизаветинская Конференция
при высочайшем дворе, Совет
при высочайшем дворе Петра III, Непременный совет при Екатерине II. Последняя реформировала Сенат в 1763 году, прежде единое учреждение разделили на шесть департаментов, каждый
из которых ведал определенным
кругом дел. Сильно возросла роль
генерал-прокурора - он теперь не
только наблюдал за работой Сената. Но самостоятельно
решал сенатские дела. Екатерина назначила на эту
должность князя А.А. Вяземского, известного
своей честностью и неподкупностью.
Дальнейшая
централизация, бюрократизация управления
нашли свое выражение в ликвидации
гетманства на Левобережной Украине. Ею
стали управлять президент
Малороссийской коллегии
и генерал-губернатор Малой России. Тем и другим
Екатерина Вторая назначила П.А. Румянцева, выдающегося полководца и
государственного деятеля, человека
решительного и энергичного.
Важный момент в политике «просвещенного абсолютизма» - созыв в 1767 году Комиссии для составления нового Уложения. Цель в созыве уложенной комиссии видна из слов самой Екатерины в «Манифесте о созыве уложенной комиссии и выборе депутатов»: «... начали сами готовить наказ, по которому должны поступать те, кому от нас повелено будет сочинить проект нового Уложенья. И понеже наше первое желанье есть видети наш народ столь счастливым и довольным, сколь далеко человеческое счастие и довольствие может на сей земле простираться, для того дабы лучше нам узнать было можно нужды и чувствительные недостатки нашего народа, повелеваем прислать... в первостоличный наш город Москву депутатов». [5]
Для руководства работой по составлению нового Уложения и решения важнейших вопросов законодательства Екатерина написала «Наказ» Уложенной комиссии. Это политико-философское произведение стола своеобразной компиляцией текстов Монтескье (книга «Дух законов»), итальянского криминалиста Беккариа («О преступлениях и наказаниях»)., Бильфельда, Юсти и других европейских просветителей. Достаточно сказать, что из 507 статей «Наказа» тексты 408 статей были взяты у этих просветителей (294 заимствованы у Монтескье), причем на первый план выдвигалось обоснование самодержавно-крепостнического строя в России. Книгу Монтескье Екатерина называла молитвенником государей, имеющих здравый смысл.
Широко воспользовалась Екатерина и трактатом Беккариа, направленным против остатков средневекового уголовного процесса с его пытками и подобными судебными доказательствами, проводившим новый взглад на вменяемость преступлений. Самая обширная Х глава «Наказа» «о обряде криминального суда» почти вся взята из этой книги (104 статьи из 108). Сенат разослал «Наказ» по учреждениям, центральным и местным. Читать его велели только начальникам, поскольку он содержал «опасные» мысли передовых философов-просветителей. В Москву съехались более 500 депутатов от дворян, торгово-ремесленного населения, государственных крестьян, казаков. Послали своих депутатов также коллегии, Сенат и Синод. Крепостные крестьяне и духовенство представителей не получили.
В 20 главах «Наказ» говорит о самодержавной власти в России, о подчиненных органах управления, о хранилище законов (Сенате), о состоянии всех в государстве живущих (о равенстве и свободе граждан). «Наказ» возвещал, что равенство граждан состоит в том, что все подчинены были одинаковым законам, что есть государственная вольность, т.е. политическая свобода, и состоит она не только в праве делать все, что законы дозволяют, но и в том, чтобы не быть принужденным делать, чего не должен хотеть. [6]
Идеи просвещения находили отклик у части дворян и у депутатов разных сословий. Кроме того, созыв комиссии давал Екатерине II возможность выяснить позиции и требования привилегированных и полупривилегированных сословий, способствовали укреплению народных иллюзий о «добром царе». Каждому депутату избиратели вручали наказ с изложением своих нужд и пожеланий.
Необходимость нового свода законов чувствовалась давно. После Соборного уложения 1649 года накопилось большое количество указов царя и Боярской думы, императорских манифестов и указов. Уже при Петре Первом, в самом конце предыдущего столетия, работала комиссия по подготовке текста нового Уложения, но из этого ничего не получилось. Мысли о созыве депутатов для законодательной работы высказывали публицисты и авторы проектов: Посошков, Голицын, Татищев. В 50-60-е годы составлялись списки депутатов. Наконец, в конце июля 1767 г., созвали Комиссию.
В декабре 1767 года заседания Комиссии в Москве прекратились и она была переведена в Петербург, где 18 февраля 1768 года в Зимнем дворце возобновила свою работы чтением и обсуждением законов о юстиции. Вообще при работе комиссии плана занятий установлено не было, предметы назначались случайно, вопросы сменялись неисчерпанные. Постепенно, с расширением поля обсуждения, Комиссия поднималась от местных подробностей к общим вопросам государственного порядка.
В конце XVIII века политика российского абсолютизма была направлена на сохранение и укрепление феодально-крепостнического строя, господствующего положения дворян в экономике и политической жизни, на юридическое оформление полного бесправия крепостного крестьянства и в то же время на предотвращение дальнейшего развития социального антагонизма и возможности крестьянской войны.
Одной из
главных форм решения
этих задач стала перестройка органов власти, управления
и суда в губерниях и уездах, укрепление
диктатуры дворян как в деревне, так и
в городе. Исключительную важность
в этом отношении имели «Учреждения для
управления губерний» 1775г., разработанные и изданные сразу после
разгрома Крестьянской
войны 1773-1775г.г. Этот акт вносил важные
изменения в структуру и функции
правительственных учреждений в губернии
и уезде, устанавливая единый
принцип территориально-административного
деления страны исходя из численности податного населения. [7]
До реформы 1775 года губернаторы, провинциальные, уездные воеводы и их канцелярии осуществляли
одновременно административные, судебные и финансовые
функции. «Учреждения» же 1775 года
создавали отдельные административные, судебные
и финансовые учреждения в губерниях и уездах, тем самым значительно
укрепляя и четко определяя
функции чиновничье-бюрократического
аппарата абсолютизма. Но, используя
в реформе 1775 года буржуазный принцип «разделения властей», Екатерина II наполняла буржуазную форму органов
управления самодержавно-крепостническим содержанием. Суд не
только не контролировал деятельность
администрации, на фактически
подчинялся ей. Во всех
учреждениях закреплялось господствующее положение
дворян - чиновников, судей, администраторов, избираемых дворянскими
сословными организациями
или назначаемых губернаторами, Сенатом, императором.
Вторую, не менее
важную сторону политики
абсолютизма в сфере управления во второй
половине XVIII века составляло
юридическое оформление прав и
привилегий сословий, их обязанностей
и повинностей, создание сословных организаций.
Чтобы правильно понять
и оценить причины такой
направленности политики абсолютизма, нужно
помнить, что деления общества
на сословия было одним из главных
условий существования феодального
строя и что формирование и развитие
капиталистических отношений неразрывно
связано с разрушением феодальных
сословий, так как положение и
роль классов буржуазного общества
определяется их имущественным положением в производственных
отношениях. [8]
Сословная политика
абсолютизма нашла свое выражение
в манифестах, указах, уставах, жалованных
грамотах и других законодательных
актах.
Внутренние дела России
как ничто иное показывает
способность Екатерины применять
методы «просвещенной» части западного
мира к ситуации, сложившейся
в стране. Практически по своей
прихоти, задумав обобщить законы, накопившиеся
в стране, Екатерина пишет «Наказ», своеобразный свод
передовой мысли того времени. Перестройка
органов власти, управления и суда
в губерниях и уездах, укрепление
диктатуры дворян направляют политику
российского абсолютизма на сохранение
и укрепление феодально-крепостнического строя.






